Как уж на сковородке…

Давно не видел Леонида Слуцкого таким яростным. В концовке матча с «Локомотивом», когда Широков и Фернандес упускали вернейшие шансы, тренер ЦСКА заходился у кромки поля прямо-таки в диком, необузданном танце. Ну, точно уж на сковородке…
Красно-синие потеряли еще два очка, а могли и все три. Каждый более-менее достойный соперник создает команде Слуцкого крупные проблемы. Не хватало после «Ростова» и «Зенита» еще и «Локо» проиграть… Да, в концовке красно-синие, включив максимальный драйв, практически распотрошили оборону красно-зеленых. Повод для оптимизма? Как посмотреть. Быть может, «Локо» попросту не хватило ресурса для встречных атакующих действий; ресурс этот, за исключением живенького Самедова, нынче априори слабоват.
Слуцкий – внимание! – заканчивал матч в два штатных защитника. Играл ва-банк. И найдись у «Локо» тот самый встречный ресурс, Леонид Викторович очень даже рисковал нарваться.
Он, завзятый прежде консерватор, все чаще играет с футбольным богом в русскую рулетку. Методист-тактик становится похожим на отчаявшегося героя Лермонтова…
А футбольный бог со своей стороны ведет с Леонидом Викторовичем собственную изощренную игру. Вспомните лето – осень. «Спарта» и «Спортинг» преодолены в режиме героического штурма. Серия матчей чемпионата вырвана у соперников, что называется, с мясом. «Дерзайте, Леонид, вы все можете, вам все по плечу!» – привечал Слуцкого-совместителя властитель футбольных судеб.
После четырнадцати туров у ЦСКА было одиннадцать побед при трех ничьих – рекордный график в XXI веке. Отрыв от ближайшего преследователя составлял девять очков. Параллельно складывался пристойный результат в лигочемпионской группе – победа, ничья и поражение.
Но в начале ноября – после того как отгремели фанфары по случаю прорыва со сборной на Евро – что-то в рабочих конструкциях Слуцкого треснуло-надломилось. В чемпионате ЦСКА наиграл с той поры на пять поражений при двух ничьих и трех победах. Минус еще три рядовых поражения в Лиге чемпионов. Словно это уже другая команда. Да и сборная из четырех контрольных матчей два проиграла крупновато.
Не доступный тренерскому воздействию, несчастный, безнадежный «Спартак» – и тот набрал, если вести отсчет с обозначенного ноябрьского момента, на три очка больше…
Мы-то привыкли наивно полагать, что тренер есть величина постоянная. Дескать, если уж что умеет – значит умеет. Между тем я сильно подозреваю, что, скажем, тот Романцев, с которым сборная в безнадежной отборочной ситуации 1999‑го взяла Париж, и Романцев, привезший команду России на ЧМ-2002, значительно различаются. И по эмоциональному заряду, и по рабочему потенциалу. Равно как и Газзаев по прошествии где-то полугода совместительства испытал опустошение, заметное каждому глазу.
И у меня нарастает ощущение, что, если ЦСКА умудрится упустить чемпионство, которое еще осенью, казалось, надежно положил себе в карман, Слуцкий не то что не сумеет, а попросту не успеет стряхнуть с себя гнет неудачи. И кампания России на Евро будет заведомо обречена.
Не знаю, как с этим теперь быть. Ибо предостерегающий опыт прежних совместителей ничему не научил ни самого Леонида Викторовича, ни тех, кто его в сборную назначил.





