Особо ценные имена

Второй год подряд самым дорогим брендом в мире футбола стал «Манчестер Юнайтед», сообщило консалтинговое агентство Brand Finance.
Особо ценные имена
23 июня 2016 14:37
автор: Сергей Артемов

Второй год подряд самым дорогим брендом в мире футбола стал «Манчестер Юнайтед», сообщило консалтинговое агентство Brand Finance.

Английский акцент

При составлении рейтинга эксперты учитывали разные источники доходов команд: спонсорские контракты, продажу билетов на матчи, сувенирной продукции, прав на телетрансляции, а также число фанатов по всему миру и зависящие от этого рекламные сделки.

В топ-50 вошли клубы из Англии, ФРГ, Италии, Испании, Франции, Нидерландов, Португалии и Турции. Российских представителей в списке нет, хотя 4 года назад на 41-й позиции находился «Зенит».

В первую десятку попали по одной команде из ФРГ и Франции, две испанские и сразу шесть (!) английских. Дело в том, что в 2015 году АПЛ заключила со Sky Sports и BT Sport мега-контракт на реализацию телеправ. За три года лига заработает $7,8 млрд! Половину суммы поровну получат все клубы, 25% – в зависимости от частоты показов и еще 25% – в соответствии с занятым местом. Соглашение вступит в силу осенью.

Самым быстрорастущим по стоимости стал бренд «Лестера», который сенсационно стал чемпионом Англии. Он подорожал за год на 132% (до $237 млн), что позволило «лисам» подняться на 16-е место с 42-го. Главным неудачником сезона стал «Монако», чей бренд подешевел на 38% – до $124 млн.

Невезучие на поле

«Тоттенхэм», сохранивший 10-ю позицию в рейтинге, долго претендовал на победу в АПЛ, но занял 3-е место, уступив в последнем туре аутсайдеру «Ньюкаслу» со счетом 1:5. Тем не менее «шпоры» попали в ЛЧ. Под нее идет реконструкция «Уайт Харт Лейн», вместимость арены вырастет до 61 тыс. мест, что увеличит выручку от продажи билетов. Cейчас команда за логотип на майках AIA (страховщик из Гонконга) получает в год $23,4 млн, еще $14,6 млн приносит договор с производителем одежды Under Armour. Но «шпоры» начали переговоры с Nike, чтобы пополнить бюджет.

«Ливерпуль» возглавил харизматичный Юрген Клопп. Под его руководством голодный до побед клуб вышел в финалы Лиги Европы и кубка английской лиги, где проиграл «Севилье» и «МанСити». Силу бренда «Ливерпуль» обеспечила многомиллионная армия поклонников. Поэтому он будет и дальше привлекать коммерческих партнеров, таких, как банк Standard Chartered ($43,8 млн в год за рекламу на майках) и New Balance ($36,5 млн). Расширение главной трибуны на «Энфилде» увеличит с начала сезона-2016/17 количество мест до 54 тыс.

Неожиданно за бортом еврокубков оказался «Челси». Спортивные неудачи «аристократов» компенсировали успехи маркетологов. Подписаны годовые контракты на $58,4 млн с шинной компанией Yokohama и Nike, который с сезона-2017/18 заменит Adidas ($ 43 млн в год). Новый договор на показ матчей увеличит вместимость арены «Стэмфорд Бридж» до 60 тыс. мест.

Клуб богачей

Благодаря доминированию во французском футболе усилился бренд «Пари Сен-Жермен» (7-е место). Но, как считают аналитики, «ПСЖ», так же как и «Баварии», гегемония в национальном чемпионате мешает развиваться. Несмотря на отъезд Ибрагимовича, владелец клуба катарский шейх Аль-Хелаифи продолжил коллекционировать звезд. В этом сезоне Fly Emirates заплатила за рекламу на майках $36,5 млн, еще $29,2 млн добавил Nike.

Строкой выше расположился «Арсенал». Когда несколько лет назад лондонцы подписали суперконтракты с Fly Emirates и Puma (обе в прошлом сезоне заплатили за партнерство по $43,8 млн), многие эксперты ждали от клуба громких побед. Но «канониры» лидируют в АПЛ только по доходам от match days. Правда, красно-белая торсида все громче возмущается дорогими билетами.

Несмотря на поддержку фанатов, звездного тренера Гвардиолу и «команду мечты», «Бавария» (5-е место) снова не смогла стать лучшей на континенте. С финансами у баварцев порядок – бюджет «красно-синих» поддержали лучшие немецкие бренды: Audi, Allianz, Deutsche-Telecom ($34,3 млн в год за рекламу на майках) и Adidas ($ 103 млн в год), активно развивающие бизнес в Азии и Северной Америке.

За спиной «Манчестер Сити» тоже стоят небедные компании: титульный спонсор Etihad Airways не пожалел $29,2 млн, а Nike – $17,5 млн. Но все это сущие «копейки», т.к. владельцем клуба является инвестгруппа Abu Dhabi United из ОАЭ. Ее глава шейх Мансур ибн Зайд Аль Нахайян формулу успеха сформулировал доходчиво: «Чтобы одолеть «Челси» и «Барселону», надо купить минимум 22 звезды первой величины. Деньги – не проблема».

Великая тройка

В минувшем сезоне «Барселона» выиграла 27-й титул в Ла Лиги, 28-й Королевский кубок, а заодно и клубный чемпионат мира. Лучшее нападение мира – Месси, Луис Суарес и Неймар – наколотило на троих 131 гол. Благодаря титулам бренд «Барса» вырос на 28% – до $993 млн. Бюджет каталонцев поддержали годовые контракты с Qatar Airways ($34,2 млн) и Nike ($34,3 млн).

Недавно Nike и «Барса» заключили новое соглашение на 10 лет. По его условиям до сезона-2017/18 сине-гранатовые будут зарабатывать по €105 млн в год, а затем и по €155 млн в год, что станет рекордом среди технических спонсоров. Идут переговоры и с Qatar Airways, договор с которой истекает в этом году. Сделки помогут провести реконструкцию Camp Nou, сделав арену крупнейшей в Европе (более 100 тыс. мест).

Мадридский «Реал» в 11-й раз стал лучшим клубом Европы. Трофей увеличил стоимость бренда сразу на $275 млн. Главные активы «Реала» – славная история, чудо-стадион («Сантьяго Бернабеу» вмещает 81 044 зрителя) и хоровод из звезд. Президент королевского клуба Флорентино Перес никогда не жалел денег на покупку дорогих игроков. На громкие имена «клюют» не только фанаты, но и спонсоры. В начале года «сливочные» подписали с Аdidas рекордный контракт (€140 млн в год). 10-летний договор с немецким гигантом поможет королевскому клубу заработать €1,4 млрд. Идут переговоры о продолжении партнерства с Fly Emirates (cейчас титульный спонсор платит в год $34 млн).

В завершившемся сезоне «Манчестер Юнайтед» впервые за три года выиграл трофей (Кубок Англии), но вновь не попал в Лигу чемпионов. Несмотря на осечки на «Олд Траффорд» (более 75 тыс мест), МЮ – самый популярный клуб мира. Как сообщил управляющий директор ФК Ричард Арнольд, за «красных дьяволов» болеют 659 млн человек, из них 110 млн проживают в Китае. Поэтому, даже потеряв в сезоне 3% в стоимости бренда, маркетологи МЮ совершили подвиг – это единственная футбольная команда, чье имя два раза подряд было оценено на сумму более $1 млрд.

Чемпионат Европы среди производителей формы

Adidas (ФРГ) является техническим спонсором 19 клубов из Топ-50, немного уступил ему Nike (США, 11). Puma (ФРГ) одевает 6 клубов, Kappa (Италия) и Umbro (Британия) – по 3. По два клиента в рейтинге имеют New Balancе (США) и Macron (Италия), по одному – Under Armour и Warrior (обе – США), Lotto (Италия), Xtep (Китай).

Цифра

на $275 млн подорожал бренд мадридского «Реала» после победы в Лиге чемпионов.

Таблица

Топ-10 дорогих футбольных брендов ($ млн)

Клуб Страна 2016 2015 Изменение цены
1 Манчестер Юнайтед Англия 1170 1206 –3%
2 Реал Мадрид Испания 1148 873 32%
3 Барселона Испания 993 773 28%
4 Манчестер Сити Англия 905 800 13%
5 Бавария ФРГ 867 993 –7%
6 Арсенал Англия 858 703 22%
7 Пари Сен-Жермен Франция 792 541 46%
8 Челси Англия 776 795 –2%
9 Ливерпуль Англия 748 577 30%
10 Тоттенхэм Англия 441 360 23%

По оценке Brand Finance.