Азартные партнеры

Ведущие спортклубы Западной Европы активно сотрудничают с букмекерами. В России беттинг делает в спортивной индустрии первые шаги.
news

Ведущие спортклубы Западной Европы активно сотрудничают с букмекерами. В России беттинг делает в спортивной индустрии первые шаги.

МИРОВОЙ ОПЫТ

Букмекерские компании (БК) прочно внедрились в европейский спорт. Они заключают соглашения не только с ведущими командами континента, но и со спортивными федерациями, турнирами. Чаще всего новости приходят из Британии. В июле спонсором «Ливерпуля» стал BetVictor. Логотип букмекера, пообещавшего болельщикам клуба спецпредложения для ставок, будет размещен в дни матчей на территории стадиона «Энфилд». Сумма сделки не разглашается. Ранее красно-белые получали от БК Paddy Power и 188Bet ежегодно по 4,7 млн долларов. Онлайн-покер Mansion перечислял в бюджет «Тоттенхэма» 13,5 млн долларов в год.

На днях азиатский оператор азартных игр Dafabet стал титульным спонсором новичка английской премьер-лиги «Бернли» и продлил аналогичный контракт с «Сандерлендом». Пролонгировал соглашение с биржей ставок Betfair и «Арсенал». Так же поступил и Bet365 – титульный спонсор «Сток Сити». Кроме того, осенью домашний стадион «гончаров» «Британия» переименуют в «Bet365 Stadium». William Hill поступил еще хитрее, подписав контракты не только с клубами («Кристал Пэлэс», «Саутгемптон», «Астон Вилла»), но и с телекомпанией BT-Sports, которая платно транслирует матчи по Великобритании. Ladbrokes стал спонсором британской сборной и Кубка Англии. Сделка вступит в силу 1 августа.

Инициатива БК бьет ключом и в других чемпионатах «большой европятерки». В июле Betfair и «Барселона» заключили, по оценке Sbcnews, «самую крупную сделку в истории футбола». Оператор на три года получит максимальное право на рекламу в официальных ресурсах и на стадионе каталонцев. Неплохо пополнили свои бюджеты от сотрудничества с БК и другие испанские гранды. Так, «Севилья» получала за сезон от 12Bet.com по 3,7 млн долларов, «Валенсия» от Unibet – по 4,4 млн долларов, а мадридский «Реал» от Bwin – 29 млн долларов!

В течение четырех лет до 2010 года бренд Bwin красовался и на майках футболистов «Милана». Правда, от титульного спонсора россонери получали суммы поскромнее – всего по 10 млн евро ежегодно. Сейчас логотип букмекера размещен на груди игроков «Ювентуса». Ранее за размещение бренда Betclick на футболках во время домашних матчей туринцы получали от онлайн-букмекера ежегодно по 10 млн долларов. Аналогичное соглашение с Betclick имел и французский «Лион».

В прошлом году приличный контракт с букмекером заключила «Бавария»: теперь Tipico ежегодно пополняет казну мюнхенцев на сумму 5,5 млн евро. Эта же БК является спонсором «Хоффенхайма», «Вердера», «Фрайбурга» и «Гамбурга». Недавно онлайн-букмекер bet-at-home AG продлил спонсорское соглашение с «Шальке».

Не забывают БК и о других популярных видах спорта. Например, Bwin имеет статус «премиум-партнера» баскетбольного клуба «Бавария», выступающего в Евролиге.

ПЕРВЫЕ ШАГИ

В России размах и успехи букмекеров скромнее. По оценке президента компании First Gaming Леонида Обозного, объем национального букмекерского рынка составляет 1,5 млрд долларов в год. Звучат и другие оценки: с учетом «теневой составляющей» – 4 млрд. долларов. «Сейчас наиболее популярны ставки на футбол, хоккей, баскетбол, волейбол и большой теннис. На футбол приходится около 50% ставок. Средняя ставка от 500 рублей до 1 тысячи», – рассказал президент БК «Бинго-Бум» Константин Макаров.

По данным ФНС, на начало лета в стране зарегистрировано более 6,5 тысячи пунктов приема ставок букмекерских контор. В прошлом году БК и их процессинговые центры перевели в госбюджет более половины (54%, 336,1 млн рублей) всех налоговых поступлений от игорного бизнеса.

Могли бы перевести и больше, но мешают жесткие ограничения на рекламу, говорят участники рынка. Одним из первых в РФ в сезоне-2005/06 солидный спонсорский контракт с букмекером подписал ПБК ЦСКА. Однако из-за ужесточения законодательства топ-менеджеры баскетбольного армейского клуба вынуждены были свернуть сотрудничество с Betwin. «По действующему законодательству мы не имеем права даже рассматривать предложения БК. Не секрет, что в Евролиге букмекерские организации являются постоянными спонсорами, поэтому для возможного размещения их рекламы в соответствии с нашими партнерскими программами, мы консультируемся с юристами», – говорил президент БПК ЦСКА Андрей Ватутин.

Сегодня в РФ рекламировать букмекеров на радио и ТВ можно только с 22 до 7 часов, в прессе – только в изданиях, специализирующихся на рекламе. Рекламные возможности БК сильно ограничены. Попытки обойти ограничения закончились плачевно. В этом году ФАС оштрафовала московские ФК «Спартак» и «Локомотив» на 100 тыс. рублей каждый за незаконное размещение рекламы букмекеров на стадионах. Аналогичное наказание понесла РФПЛ за рекламу БК на своем сайте.

Впрочем, есть и положительные примеры. В этом году за 90 минут товарищеского матча сборных Франции и России на «Стад де Франс» РФС получил от букмекера более 7 млн рублей. В июле БК Winline стала премиальным партнером ФК «Спартак» (Москва), а Единая лига ВТБ продала за 1 млн евро беттинговые и телевизионные права на поединки баскетбольного чемпионата и плей-офф иностранным компаниям.

РОЗЫ И ШИПЫ

Похоже, правительство готово сделать шаг навстречу индустрии: подготовлен законопроект, разрешающий рекламу БК во время прямых трансляций матчей. Доля подобной рекламы не должна превышать 20% от числа всего рекламного времени трансляции. Ради развития спорта букмекеров, оперирующих на территории РФ, также хотят обязать выплачивать организатору спортивного соревнования, на события которого принимались ставки, 5% ежеквартального дохода от этих ставок, или минимум 3 млн. рублей. Судьба поправок скорее всего будет обсуждаться на осенней сессии ГД.

«Инициативы правительства призваны изменить траекторию развития букмекерского рынка», – полагает финансовый аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин. По его мнению, государство преследует две цели: с одной стороны, выдавить с рынка мелких игроков, консолидировать отрасль, чтобы ее было проще контролировать, с другой стороны, получить больше налогов в бюджет. Взамен предлагаются преференции: например, разрешить во время трансляций матчей в прямом эфире рекламу БК.

Хоккейный эксперт, заслуженный тренер РФ по хоккею Сергей Гимаев приветствует «любые разумные инициативы, которые помогают развитию отечественного хоккея». Нововведения поддерживают и представители других видов спорта. «В новом формате баскетбольной Евролиги большая часть маркетинговой ответственности возложена на агентство IMG, которое вкладывает в турнир серьезные деньги. IMG ищет для Евролиги беттинговых партнеров в каждой стране по отдельности: скажем, в Испании и Италии – это Betfair, в Греции – Sportingbet. В случае принятия поправок в законы IMG проведет соответствующую работу и в России», – уверен Ватутин.

Меньше оптимизма испытывают профессиональные участники рынка.

«Мы заинтересованы в рекламе букмекеров в спортивных газетах, на стадионах, перед началом и во время телетрансляций. И готовы финансировать футбольные, хоккейные клубы, развивать российский спорт. Но мы не видим такого же желания у функционеров, – говорит Константин Макаров. – Так, перед Олимпиадой в Сочи букмекеры получили письма из Минспорта с просьбой делиться информацией о подозрительных ставках и договорных матчах. Однако после Игр нам сказали: «Спасибо, в ваших услугах мы больше не нуждаемся. Поступит команда сверху, мы с вами свяжемся». Наши чиновники от спорта боятся самостоятельно принимать решения. Видимо, их волнует личная карьера, а не «здоровье» спортивной индустрии.

Структура офф-лайн рынка беттинга (Пай)

17,0% – Фонбет

13,4% – БалтБет

12,1% – 1xbet

11,1% – Бинго Бум

9,0% – Лига ставок

7,8% – Зенит

7,0% – UnionBet

5,6% – Евромир

17,0% – Прочие

По данным ФНС России.


Цифра

49,8 млрд евро заработали в 2015 году участники букмекерского рынка, подсчитала H2 Gambling Capital.


Справка

Что такое беттинг?

Беттинг от английского bet (пари) – это ставки на исход матча, спортивного состязания у букмекера. В случае выигрыша человек получает деньги обратно с бонусом. Его размер вычисляется с помощью коэффициента, который устанавливает букмекер. По данным H2 Gambling Capital, в 2015 году участники мирового игрового рынка (казино, лотереи, игровые автоматы, беттинг, бинго) заработали 427,2 млрд евро. Если в структуре оффлайн-доходов беттинг занял лишь 10,2% (33,4 млрд евро), то в онлайн-секторе на ставки букмекерских контор приходится уже 47% рынка (16,4 млрд евро).