7:0… и самба вместо гимна

null
news

НА ФУТБОЛЕ

В прошлой колонке я рассказал, как в 1924 году прибыла на Олимпиаду в Париж после двадцатидневного плавания через Атлантику в трюмных каютах третьего класса сборная Уругвая — единственный представитель Латинской Америки на этом турнире.

На последней тренировке за день до первого матча в присутствии югославских наблюдателей уругвайцы схитрили — били мимо ворот, ошибались, спотыкались на ровном месте. Успокоенные югославы вышли на поле, уверенные в легкой победе и… получили семь «сухих» мячей! На этот матч с никому не известными уругвайцами пришло всего две тысячи зрителей, уругвайский флаг повесили вверх тормашками, а вместо уругвайского гимна поставили пластинку с бразильской самбой. Какая в конце концов разница!..

Но 7:0 впечатлили... Зрители хлынули на стадионы смотреть на уругвайцев, а те крушили все, что попадалось на их пути: США – 3:0, Францию – 5:1, Голландию – 2:1, а в финале Швейцарию – 3:0.

Победа на парижской Олимпиаде была у этих парней не первой. До того «крошечная точка» уже выигрывала чемпионаты Америки в 1916, 1917, 1920, 1923 и 1924 годах. После Парижа была выиграна в 1928 году Олимпиада в Амстердаме. Результатом этих сенсационных успехов стало решение ФИФА: первый чемпионат мира 1930 года пройдет в Уругвае!

К этому чемпионату я еще вернусь, а пока несколько слов об этих уругвайских парнях.

В те двадцатые годы в Европе господствовала британская концепция футбольной игры: неспешный розыгрыш мяча, длинные пасы и навес в штрафную. А тут вдруг возникают эти юркие мальчишки со стремительными каскадами финтов, с мелким и точным пасом, со сменой ритма, с атакующими выпадами всех пяти форвардов. Красивый обвод соперника был непременным элементом их игры. Кружево комбинаций обескураживало соперников и вызывало буйное ликование трибун. «А ведь сегодня это ювелирное мастерство запрещено. Или находится под подозрением: такие виртуозы считаются эгоистичными эксгибиционистами, предающими командный дух игры», — заметил с сожалением писатель Эдуардо Галеано.

Я уже называл их имена: Петроне, Назацци, Ариспе, Романо, Сеа и, конечно же, великий Скароне, которого многие считают лучшим уругвайским игроком всех времен. За футбольное совершенство его прозвали «Магом», а за капризный и эксцентричный нрав — «Борелли», по имени известнейшей в те годы звезды уругвайских ночных кабаре.

В составе уругвайской сборной впервые в Европе на футбольном поле увидели нескольких негров (парадокс, ведь Уругвай вообще-то «белая», в отличие от Бразилии, страна). Самый виртуозный из них — Леандро Андраде, чистильщик ботинок, карнавальный танцор и музыкант, поражавший жонглерским обращением с мячом. После Олимпиады он застрял в Париже, прожигал жизнь в кабаре вокруг Пляс Пигаль, потрясал парижан своим искусством танцора, брюками в полоску, туфлями из пестрой замши и широкополой шляпой, скрывавшей взгляд неутомимого Казановы.

 В 1957 году, когда в родном Монтевидео он умирал в нищете и безвестности, соотечественники спохватились: объявили о серии чествований героя-олимпийца. Увы, все это не пошло дальше благих обещаний. Печальный удел многих бывших чемпионов. И не только в Уругвае…

ЦИТАТА К ТЕМЕ:

«Это – открытие! Вот где настоящий футбол. Все, что мы видели до сих пор, лишь беготня школьников, если сравнивать наш футбол с игрой уругвайцев!»

(Французский писатель Анри де Монтерлан, автор нескольких романов о спорте и посвященной футболистам пьесы «Одиннадцать у золотых ворот»).

Новости. Футбол