«Говорят, Витсель похоронил себя для сборной». Лучший спец по сопернику «Зенита»

Форвард Олег Ящук – легенда «Андерлехта», сейчас он детский тренер в бельгийском клубе. Идеальный собеседник перед матчем «Зенита».
news

Форвард Олег Ящук – легенда «Андерлехта», сейчас он детский тренер в бельгийском клубе. Идеальный собеседник перед матчем «Зенита» в Брюсселе.

«Новость о смерти Перхуна стала шоком»

Вы начали карьеру в 1993 году, в 16 лет. Что было в чемпионате Украины после распада СССР?
– В Украине я поиграл только полтора года за «Ниву» из Тернополя, поэтому толком не могу рассказать о турнире в те времена. Конечно, чемпионат СССР был сильнее чемпионата Украины,  ведь отсутствовали сильные московские команды, как «Спартак» и «Динамо», а также другие хорошие коллективы.

Первое время в «Ниве» я обычно выходил на замены. Но дебют вышел у меня хороший – в 1995-м забил киевскому «Динамо» и сделал хет-трик в ворота «Шахтера» (до мая 2016-го Ящук был единственным футболистом, который забивал донецкой команде три мяча в матче чемпионата Украины – Прим. ред). В конце сезона мной интересовалось «Динамо», но я понимал, что вряд ли смогу выдержать конкуренцию в Киеве, а ехать по арендам как большинство молодых не хотелось.

Тогда мой агент сказал, что голландский ПСВ хочет меня видеть. На тот момент это был большой европейский клуб, в нападении играл Роналдо. И возможно, это судьба – мне не удалось вылететь из Украины в Голландию. После этого мы еще раз поговорили с агентом, он рассказал о варианте с «Андерлехтом». На тот момент я хотел как можно больше играть, поэтому бельгийский клуб виделся мне отличной возможностью – хорошая европейская команда, но без таких звезд, как в ПСВ. Конечно, хотелось поиграть вместе с Роналдо, но иметь игровую практику было важнее. Тем более, бразилец через год уехал играть в «Барселону».

ЦСКА собирает основу, а Каррера работает над ошибками. Обзор сборов (видео)

На юношеском Евро-1994 вместе со сборной Украины вы стали бронзовым призером. Чем, помимо медалей, запомнился турнир в Ирландии?
– Тогда я первый раз выехал за границу. Ирландия запомнилась своей зеленью – вокруг было много полей. Отличные условия для команд, все для игроков. Правда, после недели там очень захотелось обратно в Украину (смеется). Кстати, на турнире мы встречались со сборной Бельгии, я им даже гол забил. Может быть, как раз тогда скауты «Андерлехта» меня заприметили, ведь после Евро в бельгийский «Шарлеруа» уехал играть Сережа Омельянович.

Во время турнира больше всего общался с Сергеем Перхуном, мы с ним здорово сдружились. Когда Сережа перешел в ЦСКА, мы иногда созванивались, я постоянно в интернете читал, как он сыграл. Почти всегда он попадал в разные рейтинги газет, спасал армейцев от пропущенных голов. В один день как обычно захожу в интернет почитать новости и узнаю, что его не стало. Для меня это был шок, я долго не мог поверить, что это действительно произошло…

Трудно кого-то выделить на том юношеском Евро. Зато был интересный случай после: когда выступал в Бельгии, против меня играл паренек моего возраста Бернд Тейс. Я его сразу вспомнил – ведь он был рыжим, да еще и капитаном сборной Бельгии на Евро в Ирландии. Мы с ним часто пересекались на поле, а сейчас он ассистент главного тренера «Гента».

«Рядом с бутсами Коллера обувь Радзински была как брелок для ключей»

Не боялись в довольно юном возрасте ехать в другую страну? Вам было всего 19 лет.
Я очень любил футбол, знал, зачем еду в Бельгию. Конечно, мне всегда хотелось вернуться домой в Украину, поэтому в каникулы или какие-то перерывы чемпионата я старался поехать на родину.

Поначалу самым сложным для меня был языковой барьер. Французский я не знал, а английский учил только в школе, но не на таком уровне, чтобы свободно общаться. Хорошо, что в молодежной команде «Андерлехта» играли несколько ребят из России и других бывших стран СССР, поэтому было проще.

В Бельгии было сделано все для игрока, помогали абсолютно со всем, никаких проблем, только играй. Сначала жил вместе с партнерами, а потом клуб выделил мне машину и квартиру. Через пару сезонов руководство предложило перевезти в Брюссель родителей. И очень кстати – в Украине на тот момент было очень туго с работой. Они переехали и устроились работать в «Андерлехт». Мама до сих пор трудится в прачечной, а отец стриг газон до выхода на пенсию.

У вас было очень много травм. Как удавалось каждый раз возвращаться?
– Да, мне часто задают этот вопрос (улыбается). Думаю, в первую очередь дело в характере. У меня было 4-5 операций, постоянно меня все пытались похоронить, но это давало мне еще больше сил доказать, что я хочу и могу играть.

С 1999 года три сезона за «Андерлехт» играл Ян Коллер. Обычно здоровяки – веселые люди. Про чеха можно так сказать?
– О, тогда у нас была одна из лучших команд за все время. Мы выступали в Лиге чемпионов, Коллер вместе с Томашем Радзински наводили страх на защитников. Ян, конечно, был очень веселый и улыбчивый человек, любил пошутить. Коллер чуть ли не в два раза выше Радзински, а рядом с его бутсами обувь Томаша выглядела как брелок для ключей (смеется). Еще у нас в клубе есть традиция для новичков: во время общего обеда они встают на стол или стул и поют песню: и Коллер на стульчике стоял.

Чуть позже так встречали молодого Венсана Компани. Перед одной игрой у нас травмировался фланговый защитник, и его вызвали из молодежной команды. Сразу было видно, что он очень способный парень. Венсан сумел воспользоваться своим шансом и закрепиться в основе.

Игорь Шалимов: Ари к игре с турками не готовится. Ищет, где продолжить карьеру

Как попали в 2006-м в греческий «Эрготелис»?
– На тот момент я уже провел десять лет в «Андерлехте», хотелось чего-то нового, забыть о неудачах и травмах, зарядиться положительными эмоциями. В принципе, мне это удалось, неплохо отыграл сезон, клуб предложил продлить контракт. Но моя дочь должна была пойти в европейскую школу, а в Греции подходящих не было, поэтому с женой решили, что не стоит оставаться.

Мне поступило предложение от голландской команды, я уже вернулся в Брюссель. В городе встретился со своим другом Сергеем Серебренниковым, он выступал за «Серкль Брюгге». Говорит мне: «Ты без клуба? Так идем к нам! У нас главный тренер – Глен де Бук, ты с ним играл в «Андерлехте». Я ему отвечаю: если бы Глен позвал – почему нет. Через 15 минут у меня звонит телефон – де Бук приглашает в команду (улыбается). Я ему сразу сказал, что у меня есть предложение из Голландии, но если там не получится, перейду к нему. В итоге я все же оказался в «Серкль Брюгге» и не особо жалею.

– Середняк «Серкль Брюгге» и топ-клуб «Андерлехт» – насколько отличались условия?
– Я продолжал жить в Брюсселе и ездить в Брюгге на машине (расстояние между городами примерно 100 км – Прим. ред.). Обычно я ехал вместе с Бесником Хаси – мы с ним в одно время выступали за «Андерлехт». Один день я за рулем, другой – он. В 2008-м он закончил карьеру и ушел помощником тренера как раз в брюссельский клуб.

В сезоне-2008/09 в чемпионате Бельгии я забил два мяча в ворота «Андерлехта», и мы выиграли 2:1. Даже играя за «Серкль Брюгге», я часто заходил на базу брюссельцев – у меня там было много друзей. Бесник после той игры неделю со мной не хотел разговаривать (смеется).

Слуцкого просят извиниться за «битье судей». Зачем собрался комитет по этике

«Андерлехт» пониже уровнем, чем «Зенит»

Почему в Бельгии теперь столько талантливых игроков? Сейчас эта сборная – фаворит на любых турнирах.
– Думаю, клубы начали больше уделять внимания развитию своих молодых игроков. Хотя иногда кажется, что юных игроков чересчур нагружают. Бывает, у парнишки в неделю три занятия в академии клуба, плюс еще в школе футбольные занятия по 2-3 раза. Игрок устает, у него перестают гореть глаза и пропадает желание играть. В последнее время молодых футболистов часто приходится заставлять прилагать усилия на тренировках, они не всегда отдают все силы.

Кто сейчас главная звезда «Андерлехта»?
За Тилемансом очень пристально следят топ-клубы, и это неудивительно – в 19 лет футболист уже в основе на матчи Лиги чемпионов или Лиги Европы.

Год назад «Шахтер» Луческу прошел «Андерлехт» в 1/8 финала Лиги Европы. Как оцените силу новой команды румына?
– Не хочется признавать, но «Андерлехт» все же пониже уровнем, чем петербуржцы.

В начале января Аксель Витсель перешел в китайский клуб. Как этот трансфер обсуждался в Бельгии?
– Шума было очень много, одна из самых громких новостей в Бельгии. Я не любитель обсуждать кого-то, поэтому не хочу говорить, правильно он поступил или нет. Многие в Бельгии восприняли это так, что Аксель ушел за большими деньгами, похоронил себя как игрока сборной. Новость о переходе Витселя обсуждали точно не меньше, чем когда он сломал ногу Василевскому в 2009-м.