Боги арены. Михаил Борзыкин – о триумфе «Спартака»
17 апреля 15:00
автор: Михаил Борзыкин

Боги арены. Михаил Борзыкин – о триумфе «Спартака»

Обозреватель «Советского спорта» разбирает главный матч весны, отмечая все тактические нюансы.

Обозреватель«Советского спорта» разбирает главныйматч весны, отмечая все тактическиенюансы.

Тактическоепоражение Луческу

«Спартак»отдал мяч и территорию и затаился взасаде. План на игру – темповые атакис ходу, которые могут застать противникаврасплох, пока тот, разинув рот, будетизучать очередной сюжет из фанатскогофольклора. Чтобы играть первым номером,нужен какой-то якорь, позволяющийудерживать позиции на чужой половинеполя. А без Зе Луиша это несколькопроблематично. Хотя ставка на контратакив большей степени продиктована непотерей центрфорварда, а тактикой«Зенита», лидера этого сезона по владениюмячом.

МассимоКаррера понимал: главный удар МирчаЛуческу нанесет на флангах. Потому чтоЛуческу, в свою очередь, понимал, где усоперника слабые звенья. Поэтому покраям у «Спартака» играли не столькофланговые хавбеки, сколько фланговыеопорники, в задачи которых входило нетолько созидание, но и черновая работа.Зобнин со своей миссией справился, Попов– нет. Ударив в первом тайме по маршрутуЗобнин – Комбаров, во втором «Зенит»переключился на другой фронт – Попов– Ещенко. Оттуда и пришел гол.


Стартовыйсостав «Спартака»

Нодо и после нелогичного гола Дзюбы матчпроходил под диктовку «Спартака». И«Зенит» был вынужден подчиниться. Владеямячом на 12 минут (!) чистого игровоговремени меньше гостей, хозяева создали15 голевых моментов (против 6), нанесли19 ударов по воротам, 12 из которых – изштрафной площади (против 8/6). Они выходилииз обороны намного четче и быстрее,развивая атаки вертикально: 32% от всехпередач – в последнюю треть поля (против26%). И провели 19 контратак. «Зенит» наигрална одну.

Впереводе на русский язык – план «Спартака»работал идеально. Не считая пятиминуткизатмения в середине второго тайма (чтоуже в порядке вещей). Как и прежде,красно-белые изумительно использовалитерриторию, включали прессинг, когданадо, и виртуозно меняли скоростныережимы: позиционная атака – контратака.«Спартак» вновь доказал, что обладаетлучшим нападением в премьер-лиге ибольше всего любит атаковать с ходу.Так были забиты оба мяча. Луческу потерпелтактическое поражение.


Стартовыйсостав «Зенита»

ГениальныйПромес

Втактической истории Карреры был толькоодин случай, когда Промес вышел игратьединственного центрфорварда, – домашнийматч с «Рубином». Предшественникитальянца, Дмитрий Аленичев, проводилтакие эксперименты чаще – и неудачно.На Промесе даже поставили крест: играв центре нападения – не его. Но у Каррерыголландец забил в двух матчах, играя наострие. Гол, голевой пас, четыре удара(все – в створ), 32 единоборства, 8 обводок,три передачи в штрафной площади – лучшиепоказатели матча.

Промесв роли центрфорварда – прекрасный выбордля контратаки. Такие атаки должны бытьлегкими, воздушными, маневренными; онине должны быть тяжелыми. По этой жепричине на позиции центральногоатакующего полузащитника вышел Ананидзе,легкий, подвижный, техничный хавбек.Тут еще повезло, что Луческу по каким-топричинам оставил Гарсию в запасе. Думаю,Жано, узнав об этом, очень обрадовался.Сыграл он, может, и не так ярко, как умеет,но стал лучшим в матче по передачам вразрез – 3.

Неттакой обороны, которую «Спартак» несмог бы вскрыть. В прошлом туре монолитная«Уфа», отбиваясь всеми силами, получила11 ударов из штрафной площади. «Зенит»получил еще больше – 12. А теперь сравните:в предыдущих пяти весенних матчах поворотам питерцев пробили из штрафнойплощади всего 17 раз. А все потому, чтоатаку «Спартака» надо глушить в среднейлинии. Если он проникает в зону – ждибеды. В лучшем случае это будет мощныйвыстрел Глушакова. Впрочем, порой и вхудшем тоже.

Глушаковсвое дело сделал. Лучший футболистсезона исполнил такой пас, что Широков,глядя в монитор, наверняка прослезился.В первой голевой комбинации вообщеникто не сфальшивил: проход Зобнина,тонкий пас в касание Глушакова, сложныйпо исполнению удар Промеса. Квинси,играя центрфорварда в контратакующеймодели, совершил 37 касаний мяча. Инесколько из них вошли в историю. Дзюба,играя центрфорварда в атакующей модели,– 16 касаний. Это иллюстрация не толькоразных стилей, но и класса.


Удары«Спартака» по воротам

Новаяоборонительная связка

ВыходДжикии вместо Кутепова продиктованфактором Дзюбы, от которого в весеннем«Зените» исходит главная угроза. Естьеще Данни, но его проще закрыть, что«Спартак», собственно, и сделал: нольударов, одна обводка, а треть всех точныхпередач – Кришито. А вот Дзюбунейтрализовать непросто по трем причинам:баскетбольный рост, работа корпусом,умение эффектно упасть и заработатьпенальти. Каррера пошел на риск: ещеникогда, даже на сборах, «Спартак» неиграл со связкой центрдефов Джикия –Таски.

Джикиястал лучшим игроком прошлого тура поверховым единоборствам – выиграл 77%дуэлей. Доказал: в порядке, лучше Кутепова.Он и должен был, несмотря на ощутимуюразницу в росте, навязать борьбу Дзюбе.Однако матч рассудил иначе – центрфорварда«Зенита» чаще опекал не Джикия (6единоборств с Дзюбой), а Таски (12).Поскольку Артем свой гол забил – какраз из-под Джикии – можно говорить отом, что со своей задачей центральныезащитники не справились. Хотя и переигралиДзюбу в борьбе.

Таски (слева) и Джикия (справа) против Дзюбы


Обозначения:красный – победа Таски и Джикии, синий– Дзюбы, черный – нейтральное единоборство;круг – попытка обводки, квадрат –единоборство внизу, треугольник –единоборство вверху.

Нельзясказать, что Таски и Джикия сыгралислабо. Вовсе нет. Ну, повелось так, чтоДзюба забивает «Спартаку» в каждомматче; для него каждый такой матч – матчвсей жизни. Но вчерашний гол стал длянего лишь утешительным призом. Да,недоглядели. Но глобальную задачувыполнили – «Зенит» забил меньше«Спартака». Да и не мог забить больше.Расхваленная осенью питерская атакасейчас переживает глубокий кризис.Такой, что даже «Спартак» со всеми своимиоборонительными проблемами, легко ееобесточил.

Очереднойблестящий, тактически безупречный матчКарреры. Вновь смена тактики подсоперника. И вновь триумф!

…Околоспартаковской арены стоит огромный,высотой почти 25 метров, гладиатор. Наего месте, хотя лучше где-нибудь рядом,можно установить скульптурную фигуруитальянца. В золоте.

СтатистикаWyscout