Я не боюсь за свою жизнь

null
news

константин сарсания

На прошедшей неделе в гостях у «Советского спорта» побывал известный футбольный агент Константин Сарсания. Во время общения он показал себя крайне интересным собеседником. Сарсания рассказал немало об отечественной футбольной кухне. Публикуем самые яркие фрагменты из его беседы с читателями и журналистами газеты.

1-й TAЙМ
вопросы болельщиков

ЛЕГЧЕ ВСЕГО С ЛИТОВЦАМИ, ТЯЖЕЛЕЕ – С АФРИКАНЦАМИ

— Алло, это Алла из Москвы. Скажите, агентом чьих игроков вы являетесь?

— Пожалуйста. Панов, Янкаускас, Левицкий, Кержаков, Точилин, Дятель, Стрельцов… Долго можно перечислять.

— Добрый день, Костя! Это Владимир из Москвы. Скажите, из каких стран вы можете привозить футболистов в Россию?

— Из любых. Но наибольший интерес представляет Восточная Европа.

— Потому что там игроки дешевле?

— Нет, потому что их менталитет ближе к нашему. Легче проходит адаптация. Помимо Восточной Европы я работаю в Южной Америке и Африке.

— Кебе, часом, не вы в Москву привезли?

— Какого из братьев вы имеете в виду?

— Спартаковского.

— Я привез. Впрочем, его брата, который тренируется в «Рубине», тоже я.

— Помимо Сенегала какие еще страны находятся в зоне вашего внимания?

— В Европе — Чехия, Югославия, Венгрия. В Африке — Камерун, Гана. С Нигерией я мало работаю. Из южноамериканских стран — Бразилия, Аргентина, Уругвай.

ВАН ГАЛ УТИХОМИРИЛ КАПРИЗНОГО ДЕМЧЕНКО

— Здравствуйте, Константин! Звонит Олег из Москвы. Вы работаете с футболистами разных национальностей. С кем вам приходится легче всего?

— Проще всего — с литовцами. У них менталитет, приближенный к европейскому. Они дисциплинированны, всегда вежливы, интеллигентны. То же самое касается чехов.

— А с кем сложнее всего?

— С африканцами. Это совсем другой уровень мышления. Они находятся очень далеко от нас во всех отношениях.

— У кого возникает больше всего требований?

— Как ни странно, у украинцев. Мне очень запомнился мой первый трансфер — армейца Демченко в «Аякс». Было это в 1994 году. Демченко еще не успел начать играть за ЦСКА, как оказался в Голландии. Парню едва исполнилось 18 лет. Тренером «Аякса» тогда был Луи ван Гал, нынешний наставник «Барселоны». Голландцы заприметили Демченко на юношеском чемпионате Европы, затем пригласили на двухнедельный просмотр, после чего решили заключить контракт. Зарплату ему предложили 5 тысяч долларов в месяц. Это на первый год. А Андрею хотелось минимум 15. Тогда голландцы показали ему контракт Клюйверта, который тот подписал за год до этого. Так вот, Клюйверт в первый год получал и того меньше — 3 тысячи. И уже каждый новый год шел пересмотр условий контракта. Демченко три часа сидел и думал, соглашаться или нет. Потом зашел Луи ван Гал и сказал: «Даю тебе 15 минут. Либо подписываешь, либо можешь отсюда уезжать».

— А у вас есть методы давления на игроков в таких случаях?

— Вряд ли. Могу разве что точно так же сказать, как ван Гал. А какие могут быть еще методы?

— С кем из игроков вы заключили первый личный контракт?

— С Денисом Клюевым. Поспособствовал его переходу из «Динамо» в «Фейеноорд».

ДЯТЕЛЕМ ИНТЕРЕСОВАЛСЯ «СПАРТАК»

— Бывало, что футболисты поступали непорядочно по отношению к вам?

— Один случай был. Как обычно устроены отношения футболистов и агентов? На доверии. Раньше я вообще с футболистами контрактов не подписывал. У нас было джентльменское соглашение. Футболист понимает, что с ним работаю только я — и все. А я, в свою очередь, делаю все, чтобы футболисту было лучше. Футболист информирует меня обо всех изменениях, которые касаются его профессиональной деятельности. Ты ведь ищешь что-то для него, тратишь энергию, силы. И если он станет что-то решать за твоей спиной, это будет неправильно. Со мной так было всего один раз.

Самый лучший мой клиент, с которым у меня налажено полное доверие, — Сашка Панов. Макс Левицкий тоже отличный парень. Янкаускаса веду уже несколько лет начиная с Вильнюса.

— Алло, это Артем, болельщик «Динамо». С нашим клубом контракт подписал Эдуард Корчагин, чему, как я знаю, поспособствовали вы. Этот игрок долго играл за границей, а уехал туда 16-летним. Это правда?

Да. Он уехал во Францию, играл за «Сент-Этьен». Оттуда перешел в голландский ПСВ. Там не смог пробиться в основной состав и был отдан в аренду — сначала в другой голландский клуб — «Маастрихт», а потом в датский «АБ». Недавно у него закончился контракт, он стал свободным агентом. Думаю, именно поэтому «Динамо» и решило заключить с ним соглашение.

— А Дятель остается в «Динамо»?

— Да, с ним заключен новый контракт.

— Правда, что летом его хотел приобрести «Спартак»?

Да, красно-былые хотели купить его перед Лигой чемпионов. Но в итоге сделка не состоялась.

— Здравствуйте, Константин! Беспокоит Сергей из Тулы. Расскажите, как вы стали футбольным агентом?

— Когда я играл во Франции — за клубы «Ланс» и «Дюнкерк», у меня был бельгийский агент Луи Девриз. Он тогда считался одним из самых крупных в Европе. И я постепенно стал понимать, что футболисту без агента тяжело. Во всяком случае, в Европе. Закончил играть рано, в 25 лет — помешала травма. И в тот же год меня пригласили во владикавказский «Спартак» в качестве менеджера. Там я проработал год. А потом ко мне обратился Девриз. Он сказал, что у них нет никого в странах бывшего Союза, и предложил попробовать мне. Первые три года мы работали вместе с ним.

— Вы способствуете раннему отъезду наших игроков за рубеж. Считаете, со стратегической точки зрения это правильно?

— Я для себя до сих пор не определился с ответом на этот вопрос. Считаю, что для каждого должен быть свой путь. 16 лет — это, конечно, слишком рано, чтобы уезжать. С другой стороны, в то время наши школы работали очень непрофессионально. Вот и ответь, что для парня будет лучше.

БЛАНКИ ПАСПОРТА ЛЕВИЦКОГО БЫЛИ КРАДЕНЫМИ

— Здравствуйте, Константин! Беспокоит Светлана Пономарева. Вы во многом приобрели известность благодаря делу Максима Левицкого. Скажите, вы участвовали в процессе с его подложным паспортом?

— Я проходил по делу как свидетель. Расскажу вам, как было дело. В России об этом еще не писали. Так вот. Раньше можно было взять любую газету, и там была колонка объявлений «Паспорта. Визы. Гражданство». Не знаю, как конкретно все осуществлялось, но французы сделали ему паспорт на имя гражданина Греции. Ведь существует ограничение на легионеров не из стран ЕЭС. Нам этот паспорт показали. Мы попросили, чтобы его сначала проверили. Документ отдали в полицию, и там было сделано заключение, что паспорт нормальный, не поддельный. После этого Максим согласился и переписал свою лицензию, под которой играл как гражданин Украины, на лицензию, выданную ему как гражданину Греции. Вскоре во французском футболе начались проверки, связанные с легионерами. Проверили и паспорт Максима. Бланки, как я и говорил, оказались подлинными. Просто они были украдены. Вот и все дело.

— И что в итоге?

— Обязали заплатить штраф в 20 тысяч евро. Это еще хороший вариант. Потому что одному агенту, который сам делал паспорта бразильским футболистам, дали 4 года тюрьмы.

— Штраф лег на Максима?

— Чисто юридически — на него. Но мы с ним договорились заплатить вместе, так как вместе принимали то решение относительно паспорта.

— Заплатили?

— Пока нет. Сроки оплаты там не указаны. Надо просто заплатить — и все.

То есть получается, можно и совсем не платить?

— Нужно. Мало ли как судьба сложится? Доведется еще в Европе поиграть.

— А как Левицкий сейчас? Остается в «Спартаке»?

— Пока да. Хотя интересовались им «Черноморец» и «Шинник».

— Добрый день. Звонит Константин из Серпухова. У меня вопрос по «делу Сычева». Как восприняли его вы, футбольный агент?

— Отрицательно. Это был настоящий беспредел. Так, как поступила сторона Сычева, делать нельзя. А иначе любой футболист может сделать то же самое и наступит полнейший хаос.

ДУМАЮ, УБИЙСТВО ТИШКОВА – ЗАКАЗНОЕ

— Здравствуйте, Константин! Меня зовут Александр, мне 16 лет. Болею за «Локомотив». Вопрос по «делу Тишкова». Бытует мнение, что его убийство — это показательная казнь для таких людей, как вы, чтобы они не переходили дорогу богатым клубам.

— Действительно, слышал такую версию. Может, она и имеет право на жизнь, сложно сказать. Но я в это не верю. Каждый человек отвечает только за себя. Я, например, не могу сказать, что я кому-то перешел дорогу. Стараюсь этого не делать. Мне дорогу, слава богу, тоже не переходили.

— А какая ваша версия?

— Считаю, убийство все же заказное. Юра был начинающим агентом. А в нашей профессии очень много разных нюансов и тонкостей. Он мог что-то не учесть и пострадать за это.

Вероятно, кто-то из провинции был обижен на Тишкова. Приведу пример из своей практики. Недавно мне посоветовали просмотреть одного игрока из клуба КФК, сказали, хороший парень. Посмотрел. Действительно, вижу, что-то в нем есть. Поговорил с родителями. По их словам, контракт с клубом заканчивается 31 декабря. Спрашиваю у игрока: есть какие-то обязательства перед клубом? Он говорит: нет. Приехал этот игрок в Москву. А потом звонит и говорит: «Ко мне из клуба приехали, говорят, собирай вещи и езжай обратно». Я ему: «Скажи, кто твой агент». Он сказал. Звонят потом мне. Говорят: «Понимаешь, Костя, мы же деньги вкладываем. Парня взяли. У нас с родителями договор был, что мы берем его минимум на три года. Институт ему сделали, деньги у нас получал. И поэтому хотим что-то получить, если он будет уходить».

А я ситуации подобного рода и сам прекрасно знаю. Ведь я сам возглавляю детскую команду «Академика». Вот и говорю президенту этого клуба: «Да, ты прав. Я не собираюсь тебя чего-то лишать. Давай договоримся: если у парня будет какое-то предложение, вместе сядем и решим».

Но это моя реакция. А молодые, финансово необеспеченные люди ищут любую возможность, чтобы заработать. Можно как ответить? Пошел ты… Бумаг ведь никаких нет. И футболиста забрать. А они в провинции на него чуть ли не молились, все надежды с ним связывали, что продадут, заработают денег. В такой ситуации возникает обида и чувство мести.

2-й ТАЙМ:
вопросы журналистов

Я НЕ ЛЮБЛЮ СКАНДАЛЫ

— После случая с Тишковым у вас не возникло желания обзавестись телохранителем?

— Нет. Повторюсь: я стараюсь не вступать в конфликты, когда веду дела. И в этом плане чувствую себя спокойно.

На самом деле работать агентом просто. Есть игрок, дела которого ты ведешь и который хочет куда-то перейти. Есть клуб, с которым ведешь переговоры. Запутывается ситуация, когда не удается достигнуть компромисса. Но если выстраивать правильную схему и ей следовать, проблем не будет.

Это раньше доводилось тяжело. Лет пять еще назад. Советуешь тренеру игрока, а он говорит: ты мне телефончик его дай, сам с ним поговорю. То есть мышление другое было. Сейчас все-таки оно меняется. Хотя до сих пор остаются тренеры «старой формации».

БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОЛУЧИЛ ЗА ГАХОКИДЗЕ

— Какая сделка стала самой прибыльной для вас лично?

— Переход Гахокидзе из «Алании» в голландский ПСВ.

— А какой минимальный доход со сделки?

— Ноль рублей.

— На дружеских отношениях?

— Конечно. А потом бывают особые ситуации. На днях, например, мой партнер поехал в «Шинник», чтобы с этим клубом подписал контракт чех Кухарж. Личные условия футболиста устраивают. Но нас не удовлетворяет сумма трансфера. И что нам делать? Футболист хочет играть, у него семья, дети. И тут надо выбирать. Ты же не ящик водки продаешь. Это человек, ты распоряжаешься его жизнью, жизнью его семьи.

КЕРЖАКОВА ХОТЯТ ВИДЕТЬ В АНГЛИИ

— Один из ваших подопечных — Кержаков — недавно перезаключил контракт с «Зенитом». Не верится, что на него не было спроса за рубежом.

— Спрос, разумеется, есть. Кержакова хочет видеть в своих рядах очень серьезный клуб из Англии. Клуб из разряда «супер». Но год в России Александру не помешает. В «Зените» появился новый тренер, и с ним Кержаков должен привыкнуть к европейским требованиям. Потом он, скорее всего, уедет за рубеж.

— Есть интерес к другим нашим игрокам?

— Да. Дятелем, например, интересовалось «Бордо». В Аршавине была у одного клуба заинтересованность. Титова в Германии хотели видеть сразу три клуба — «Бавария», «Байер» и «Герта». А молодого спартаковца Стрельцова летом приглашал «Милан».

— А почему сделка не состоялась?

— Клубы не сошлись по финансовым условиям.

— Вы поспособствовали переходу в ЦСКА чеха Ярошика. Надо полагать, получили приличные проценты от этой сделки, рекордной для России?

— Отнюдь. Во-первых, поспособствовал не один я, а вместе с партнером. Во-вторых, кто сказал, что комиссионные с такой суммы составляют 10 процентов? Это отнюдь не так.

— Как определяются проценты?

— Садимся и обсуждаем.

— Эти проценты могут выплачиваться черным налом?

— По-разному. Но в основном нет. Клубам же тоже нужна отчетность. Черным налом сейчас деньги мало кто платит.

ГИНЕР ПОРАЗИЛ ПРОФЕССИОНАЛИЗМОМ

— Переход Ярошика — это единичный случай или наши клубы уже действительно готовы выкладывать столь серьезные суммы за игроков?

— Такие большие, как отдал ЦСКА, наверное, не готовы. До 2 миллионов — могут. А некоторые — до миллиона.

— Сообщалось, что президент ЦСКА Евгений Гинер предложил подруге Ярошика работу в модельном агентстве и тем самым во многом склонил чеха к переходу в армейский клуб. Это так?

— Не совсем. Подруга Ярошика — бывшая модель. Сейчас она представляет интересы некоторых девушек в Чехии, имеет свое агентство. Она спросила Гинера, сможет ли он наладить контакты в этом бизнесе в России. Он ответил: «Без проблем». А то, что он ее устроил на работу, это уже домыслы.

— Изначально за Ярошика, как известно, просили больше.

— Да, пять миллионов евро. Но в ЦСКА сказали, что не готовы заплатить даже четыре. В свою очередь, чехи не уступили бы за три с половиной. Так и сторговались. А вообще я был приятно удивлен, как президент ЦСКА ведет переговоры – порядочно и профессионально.

— А сколько за Ярошика готов был заплатить «Спартак»?

— Около 3 миллионов. Видимо, это и есть та самая звезда из-за рубежа, про которую сказал в интервью вашей газете президент «Спартака» Андрей Червиченко. Но и эти деньги спартаковцы выплачивали бы лишь частями. «Спарта» возражала против такого варианта. В итоге «Спартак» сошел с торгов.

 «ЗЕНИТ» ДОЛЖЕН ПОЛУЧИТЬ 2,5 МИЛЛИОНА

— Вы уверены в игроках, когда предлагаете их клубам? Ведь если футболист себя не проявит, косо будут смотреть и на вас.

— Стараюсь быть уверенным. Почему тренеры работают с определенными агентами? Потому что они знают, что если те предлагают игрока, то это футболист определенного уровня. Сегодня я могу позвонить любому тренеру и сказать: «Возьмите парня на просмотр». И он его возьмет.

Хотя жизнь — штука непредсказуемая. Вспоминаю 2000 год. Он получился просто кошмарным для меня. Помимо скандала с Левицким неприятность произошла с Пановым: он серьезно заболел и восемь месяцев находился вне футбола. Как такие вещи можно предугадать?

— Кстати, «Динамо» решило отказаться от Панова. Почему?

— Александр самый высокооплачиваемый игрок в команде. Руководство оказалось не готово тратить на него такие деньги. Гендиректор клуба Юрий Заварзин вызвал Панова и сказал ему: «Мы не можем платить тебе столько, сколько раньше. И к тому же главный тренер Виктор Прокопенко не видит тебя в команде. Так что ищи новый клуб».

Я после этого связался с Прокопенко и спросил его: «Вам действительно не нужен Панов?». А он в ответ: «Я такого не говорил». Вот и поди разберись, где тут правда.

Что ж, сейчас будем разговаривать, обсуждать варианты. Пока я не могу сказать, где Панов начнет сезон-2003.

— Правда, что «Сент-Этьен» до сих пор не выплатил «Зениту» полностью сумму в 5 миллионов за Панова?

— Да, это так. Но мы сейчас будем разбираться в ФИФА. Недавно там предварительно ознакомились с этим делом и признали, что оно для «Зенита» целиком и полностью выигрышное. Так что питерцы получат два с половиной миллиона долларов.

— Как вы заводите контакты с футболистами? Они на вас выходят или вы на них?

— Бывает по-разному.

— Как, к примеру, получилось с Пановым?

— Я стал его агентом еще до того, как он прославился в России и забил два своих знаменитых гола на «Стад де Франс». И, кстати, горжусь этим. Впервые я обратил внимание на него во время товарищеского матча Бразилия — Россия. Наши «сгорели» – 1:5, но Александр, который тогда вышел на замену, понравился мне своей скоростью и напористостью. Потом я посмотрел его на сборах «Зенита». Подошел к нему. Так и договорились. Увидеть в футболисте звезду — это тоже одна из задач агента… И я скажу без обиняков: мне нравится моя профессия.

НАША СПРАВКА

Константин САРСАНИЯ

Воспитанник динамовской школы. В «Динамо» с 1985 по 1988 год. Далее выступал в «Факеле» (1988—1989), «Асмарале» (1988-1989, 1990), «Спартаке» Вл. (1989), французских «Лансе» и «Дюнкерке» (1991—1993). В 1993 году — менеджер «Спартака» Вл. С 1998 года — агент ФИФА. Возглавляет детскую команду «Академика», выступающую в чемпионате Москвы.

ЛЮБИМАЯ СТРАНА Россия
ЛЮБИМЫЙ ГОРОД Москва
ЛЮБИМОЕ БЛЮДО Борщ
ЛЮБИМЫЙ НАПИТОК Ананасовый сок
ЛЮБИМЫЙ ФИЛЬМ «Покровские ворота»
ЛЮБИМЫЙ АРТИСТ Леонид Броневой
ЛЮБИМЫЙ АВТОМОБИЛЬ «Мерседес»
ХОББИ Рыбалка

Новости. Футбол