Как спортсмену развивать бренд и находить спонсоров. Рассказывают Смолов и его партнёры

Фёдор Смолов – признанная звезда российского футбола, официально не завершил игровую карьеру, но уже уверенно покоряет новую сферу — персональный бренд. Спортсмен активно сотрудничает с агентством Sports Network. Уже запустил второе авторское шоу на YouTube, комментирует теннис и стримит CS, организует турниры по уличному футболу, выпустил стильные игровые футболки и ярко ворвался в медиафутбол. Благодаря такому интенсивному развитию он привлекает крупных рекламодателей и зарабатывает солидную прибыль на контрактах с ними.
О том, как строится сотрудничество и зачем спортсменам развивать личный бренд, нам рассказали сам Смолов и генеральный директор агентства Sports Network Михаил Коршунов.
«Спорт уходит в медиа. Игрок должен быть готов к этому»
– Как вы пришли к сотрудничеству?
Фёдор Смолов: Меня интересуют вопросы футбольного менеджмента, спортивного бизнеса, и свое будущее вижу в том числе в этом направлении — не раз говорил об этом. Поэтому стараюсь следить за трендами в спортивной индустрии — и вот что вижу сейчас: спортивный, и особенно футбольный, мир развивается в сторону большого присутствия медиа, а также активного спонсорского и партнерского участия в жизни не только лиг и клубов, но и отдельных футболистов. Только вот игроки, пацаны молодые, чаще всего просто не думают об этом. Как, в общем-то, и я не думал в свое время. В итоге через пробы и ошибки отфильтровал свой образ. Но сейчас можно не набивать шишки, а привлечь по-настоящему компетентных ребят. Вы можете сконцентрироваться на игре, а остальную работу будут делать профи – а еще они помогут дополнительно заработать. Сейчас я очень доволен, как складывается наше взаимодействие с SN – я вижу реальный выхлоп от сотрудничества, реальную помощь, плюс у нас легко строится коммуникация.

Михаил Коршунов: Мы действительно быстро нашли общий язык с Фёдором, ведь он один из самых медийных и узнаваемых спортсменов России, во многих вопросах хорошо разбирается. Сегодня каждому спортсмену высокого уровня важно развивать свой бренд. Футболист рассматривается уже не просто как игрок на поле, с набором умений и мастерством, он ещё и притягивает аудиторию. В том числе — спонсоров. Конечная цель развития личного бренда для спортсмена — это, во-первых, формирование аудитории, которой близки твоя деятельность, твои ценности и интересы, а во-вторых, появление дополнительных источников дохода за счёт персональных партнеров и спонсоров.
У нас в Sports Network есть все, чтобы выполнить эти задачи — экспертиза, компетенция и сильная команда профессионалов по ключевым направлениям: аналитика бренда, поиск и активация спонсорства, креатив, smm-менеджмент, продакшн, кризис-менеджмент в медиаполе и т.д. Знаем, что на рынке обсуждается высокое качество нашей работы с Федором, в индустрии ее замечают.
«Раньше спортсмену хватало агента. Теперь – нужна команда»
– Спортсмену действительно нужно иметь рядом целое агентство, чтобы развивать свой образ?
Михаил Коршунов: Давайте начнём вот с чего — несколько десятилетий назад футболисты вполне могли обходиться без агентов, а теперь каждый игрок работает с тем или иным футбольным агентом или агентством, которые отвечают за игровую карьеру, юридическую поддержку игрока, часто за бытовые вопросы. Это давно стало нормой и никого не удивляет. А работа со спонсорами и медиа — не менее важна.
Текущие реалии по привлечению больших контрактов обязывают клубы, лиги, федерации создавать целые отделы и департаменты, которые отвечают за медийку или за активацию спонсорства. При этом спонсоры требуют от частных лиц не меньше, чем от организаций. Есть много примеров, когда бренд спортсмена сильнее бренда клуба, и спонсор готов будет сделать выбор в пользу партнёрства с конкретным атлетом при условии, что на его стороне будет полноценная экспертная команда.
Да и в принципе, почему у спортсменов не должна быть такая же большая и профессиональная команда? Времена, когда одного личного пиар-менеджера было достаточно, прошли. Хотя даже такой формат работы был буквально у единиц. Мало кто заботился о своём имидже, своём бренде. В результате терялась возможность для дополнительного заработка.
В России в спортивной индустрии такие услуги практически никто не предоставляет, хотя в мире это в порядке вещей. Теперь вот есть мы. На стороне игрока должен выступать не менеджер-одиночка, а опытная и профессиональная команда.
«Мне важно учиться у тех, кто понимает индустрию»
– В клубах и сборных есть пресс-службы и спонсорские отделы, этого разве мало?
Фёдор Смолов: Ну вы же понимаете, мало кто из игроков проводит в одном клубе всю жизнь. У меня в карьере были дважды «Динамо» и «Краснодар», «Анжи», «Урал», «Локомотив», уезжал в Нидерланды и Испанию, много лет выступал за сборную при разных тренерах... Везде были разные сотрудники: где-то работали очень хорошо, где-то не очень. Когда я менял команду, в старой про меня закономерно забывали. Это нормально. Сейчас у меня вообще клуба нет. И поэтому нужна своя команда сопровождения, которая сконцентрирована на моих задачах. Конкретно для себя вижу еще один плюс: у меня происходит постепенный переход из спорта в медийную сферу, и мне интересно учиться у ребят из SN для развития моей текущей и будущей карьеры.

Михаил Коршунов: Постоянный, долгосрочный риск-менеджмент возможен только от лояльной команды, которая настроена работать конкретно со спортсменом. Мир современных медиа — быстрый, жестокий и трудноуправляемый. Я сам некоторое время трудился в клубном футболе: не секрет, что сегодня игрок может быть в фаворе, а завтра травмировался или с ним захотели расстаться или повышение зарплаты попросил — и отношение к нему сразу меняется. Помимо этого, может случиться какой-то личный, бытовой инцидент или скандал на футбольном поле — примеров масса. Без поддержки неопытный в работе с медиа спортсмен просто «утонет» в репутационных проблемах.
И другой момент. Карьера спортсмена, увы, непредсказуема и скоротечна. Она может закончиться неожиданно, и может понадобиться как защита, так и стратегия по дальнейшему заработку и переходу из мира спорта в обычный мир. Это любому спортсмену рано или поздно нужно будет делать — может, ожидаемо, может нет. Надо быть готовым, что карьера не вечна.

Фёдор Смолов: Совет коллегам-футболистам здесь один: заранее инвестируйте в себя и в свой бренд!
Михаил Коршунов: Действительно, добавляя себе ценности как спортивному активу, спортсмен инвестирует в рост своих доходов. Помимо пользы для взаимодействия с работодателем-клубом, ты открываешь площадку для дополнительного заработка вне зависимости от контракта. Становишься самостоятельной единицей.
При выборе, когда спонсор приходит к двум равнозначным игрокам, он будет делать выбор в пользу того, кто больше отвечает ценностям спонсорского бренда и лучше умеет выполнять поставленные спонсорам задачи и KPI.
Поразительно, что в России большие личные контракты есть у считанного количества топ-спортсменов, хотя их у нас в стране много. Главная причина — в том, что на российском рынке почти никто не предоставляет услуги соответствующего качества. Выход один: сначала проинвестировать команду из компетентных напарников и советников. Нужно дать импульс своему бренду, и дальше пойдет развитие.
– Какая работа уже проведена со Смоловым за полгода сотрудничества с SN?
Михаил Коршунов: Сделано многое, перечислю самое основное. Во-первых, мы, собственно, запустили бренд SMOL, разработав логотип и все сопутствующие элементы. Проанализировали десятки брендов и логотипов самых известных атлетов мира, начиная с Лионеля Месси, Криштиану Роналду и Дэвида Бекхэма, и представили эти данные Фёдору. Провели полноценное исследование касательно самого Смолова и на основе пожеланий, проанализировав его личность, создали бренд-платформу, а на ее основе сделали визуальную айдентику бренда и формируем направления во внешних коммуникациях самого Федора.
Фёдор Смолов: Это был интересный период работы, мы провели несколько встреч, интервью, обсуждения. Мне нравится глубоко погружаться в процесс — хотя, возможно, кому-то из футболистов больше подойдёт формат «просто сделайте всё за меня». Ну а мы с ребятами из SN регулярно проводим «летучки», где обсуждаем концепции шоу, эффективность соцсетей, планы и другие вещи.

Михаил Коршунов: Во-вторых, мы запустили и осуществляем менеджмент основного телеграм-канала Федора и второго канала, который важен для партнера. Помогаем вести еще одну соцсеть, которую нельзя называть. У нас есть KPI по подписчикам и охватам, ежемесячно делаем отчет.
Фёдор Смолов: Для меня важно, что контент в соцсетях мы делаем не для галочки, что он получается личным, с глубиной. Каждый пост мы обсуждаем с сммщиком, я думаю, дорабатываю, иногда спорю. В итоге контент получается именно моим по духу. При этом вся техническая реализация публикаций — на стороне ребят, на это я силы не трачу.

Михаил Коршунов: В-третьих, реализован ряд спецпроектов — разработка индивидуальной игровой формы и её выпуск совместно с партнером, фотосессия, менеджмент команды «Smol Squad» запуск её соцсетей, работа над обновленной концепцией шоу и стримов с участием Феди. В-четвертых, мы в целом занимаемся «под ключ» активацией спонсорских контрактов Смолова и работой с репутационными рисками в медиапространстве.
– Какие спонсоры есть персонально у Смолова?
Михаил Коршунов: Не будем называть конкретные компании, но отмечу, что у нас успешно «закрыты» категории — букмекеры, лайфстайл, спортивный бренд/экипировка. В ближайшее время планируем «закрыть» еще две-три категории.
Не менее, а возможно, даже более важный аспект работы, чем привлечение спонсоров — это активация спонсоров. Профессиональная и грамотная активация чаще всего ведет к пролонгации и улучшению условий контракта. У нас есть соответствующая экспертиза в рамках работы агентства полного цикла. Спонсорский контракт — это не просто баннеры, это совместная работа двух брендов и взаимовыгодного маркетингового ресурса. Наша задача – создать наиболее комфортную, креативную и эффективную систему работы как для спонсора (чтобы он решал свои задачи), так и для спортсмена (чтобы он не затруднял себя лишними делами, мы все спланируем и организуем за него).
«Будущее – за спортсменами, которые умеют быть брендами»
– Нельзя не спросить про историю в «Кофемании». Какая сейчас ситуация и как SN помогает с ней справиться?
Фёдор Смолов: На данный момент мне запрещено давать комментарии на тему этого дела. Поэтому никакими подробностями делиться не имею права. Могу только сказать, что ребята были со мной и моими адвокатами на связи в режиме 24/7 с того момента, как история вылилась в медиа. В действительно сложной ситуации проделана, на мой взгляд, серьёзная, во многом уникальная работа, я её вижу и благодарен за эту поддержку.
Михаил Коршунов: Тоже буду максимально аккуратен в высказываниях. Тем более «антикриз» в медиа — то, что должно делаться в тишине. История, конечно, очень сложная, но мы сразу понимали, что надо делать. Нашей главной задачей было донести до аудитории истинное положение вещей, потому что изначально была попытка с помощью «вброса» видео показать всё исключительно в чёрном цвете. Понятно, что часть аудитории всегда будет хейтить — кто-то не любит персонально Смолова или всех футболистов вместе взятых. Но другая часть, которая хочет разобраться и после этого уже составить мнение, думаю, поменяла свой взгляд — мы видим это по комментариям в соцсетях, по тональности публикаций. Наши доверительные отношения с ведущими инфлюенсерами, блогерами и СМИ России позволяют в любой сложной ситуации чётко и оперативно донести точку зрения спортсмена до общественности, а дальше уже люди сформируют свое мнение.
– У вас есть клиенты из футбола помимо Смолова?
Михаил Коршунов: Мы не новое агентство — на рынке SN более пяти лет, работаем с ведущими футбольными, баскетбольными, волейбольными, хоккейными лигами, федерациями, клубами (в том числе медиафутбольными), предоставляя полный цикл маркетинговых услуг, начиная от дизайна и заканчивая съёмками и организацией ивентов.

Но ваш вопрос был именно про футболистов. Помимо Смолова в скором времени объявим о сотрудничестве с еще несколькими игроками уровня сборной России по футболу. Кроме того, планируем, что в нашем «клиентском портфеле» будут не только футболисты: есть входящие заявки от именитых атлетов и из других видов спорта.
Считаем, что в России есть большой потенциал для спортсменов — как для молодых, так и для опытных. Все они недополучают внимание спонсоров на локальном рынке, даже если абстрагироваться от потенциального возвращения мировых брендов. У SN есть все необходимое, чтобы эту ситуацию исправить и помочь спортсменам стать успешнее и популярнее, а их партнёрам — реализовать свои планы.








