Курс на доллар. Четверть всех клубов топ-5 евролиг принадлежит американцам

В официальном заявлении подтверждается передача 80% акций клуба уже этим летом, а оставшиеся 20% перейдут новым владельцам к июню 2026 года. Продажа «Монцы» знаменует собой окончательный уход из футбола семьи Берлускони. Сильвио четырежды становился премьер-министром Италии и ранее на протяжении трёх десятилетий руководил «Миланом» на пике его славы и популярности.
Этот шаг также знаменует собой первый случай, когда BLV, инвестировавшая на сегодняшний день более $ 10 млрд в СМИ и сферу развлечений, вкладывается в футбол. Компания, головной офис которой находится в США, основана и до сих пор управляется Брэндоном Бергером и Лорен Крэмпси. У них богатый опыт работы в сфере медиа и маркетинга, что ранее уже позволило им оказаться в мире футбола – их привлекали к реструктуризации коммерческого отдела «Челси».
BLV положила глаз на достаточно скромную команду, полагая, что Монца, где проводится Гран-при Италии Формулы-1, расположена в стратегически важном регионе Италии, менее чем в 30 км к северу от Милана. Это уже девятая команда страны в руках американских владельцев. Ранее похожая участь уже постигла ряд клубов Апеннин: «Милан», «Интер», «Рому», «Фиорентину», «Аталанту», «Верону», «Парму» и «Венецию».

Звёздно-полосатое покрывало
Сложно не заметить, как много в европейском футболе в последние годы стало иностранных инвесторов и владельцев, особенно американцев. Если посмотреть на ведущие чемпионаты европейской топ-5 лиг, легко заметить, что четверть всех коллективов уже под контролем граждан США. Среди остальных иностранцев лидируют китайцы, но всего с четырьмя клубами.
Также бросается в глаза огромное количество английских команд, перешедших под контроль гостей из-за океана, многие из которых даже не утруждают себя регулярно прилетать на матчи своего «детища». Для некоторых футбольные клубы представляют собой престижные активы, являющиеся эдаким символом принадлежности не просто к высшему обществу, а к элите элит. Других привлекает возможность раскрыть неиспользованный финансовый потенциал. И теперь, когда и без того богатая АПЛ стала чрезвычайно по футбольным меркам дорогой, взоры всё чаще обращены на Италию, где всё больше команд переходят в руки американцев. Некоторые из них, вроде Джона Текстора или Джерри Кардинале, не отказывают себе в удовольствии контролировать даже не одну, а парочку команд.
Некоторые отстают
Однако не все страны, даже среди топовых, одинаково интересны богачам из-за океана. Понятно, что сложности с владением немецкими командами практически полностью исключают возможность их приобретения, о чём говорит только один иностранный владелец клуба Бундеслиги. Речь об «РБ Лейпциг» и «Ред Булл», однако даже в этом случае была масса вопросов и протестов болельщиков.
Испания кажется не слишком финансово привлекательной по той простой причине, что топ-клубы там также нереально приобрести. «Барселона», «Реал» и «Атлетик» принадлежат членам клубов, сосьос. Из грандов можно выделить разве что «Атлетико» и «Реал Сосьедад», но и те принадлежат их руководителям, то есть людям, максимально вовлечённым во все процессы.

Наконец, Франция. Однако она всегда была «бедным родственником» среди топовых чемпионатов и интересна только топ-клубам, но «ПСЖ» уже давно в руках катарцев, а «Лион» и «Страсбур» являются далеко не единственными «игрушками» Тодда Боули и Джона Текстора в европейском футболе. Владеющий же «Марселем» уже почти десяток лет Фрэнк Маккорт не то чтобы сильно активно участвовал в жизни клуба, о чём говорит хотя бы тот факт, что вообще мало кто из иностранцев вообще в курсе, кому принадлежат провансальцы.
Возможные проблемы
Очевидно, что футбольные болельщики – одни из самых консервативных приверженцев традиций и противники всего нового. Во многом по этой причине американские владельцы могут сталкиваться с неожиданными проблемами вроде неприятия фанатов, выраженного в скептицизме и придирках в части намерений и даже понимания игры.
И хотя некоторые преуспели в возрождении клубов и построении грамотного взаимодействия с болельщиками, другие столкнулись с критикой за кажущееся высокомерие, отсутствие связи с местными сообществами и приоритет коммерческих интересов над спортивными успехами. Вот лишь пара из наиболее очевидных сложностей.
Культурные различия. Американские владельцы могут не до конца понимать значимость глубоко укоренившихся традиций и культуры европейского футбола, что приводит к ошибкам, увеличивающим пропасть в отношении с болельщиками.

Источник фото: Getty Images
Физическая дистанция. Многие владельцы почти не посещают матчи, из-за чего создаётся впечатление, что им нет дела до спортивных успехов, а интерес заключается исключительно в цифрах посылаемых отчётов. Это также не способствует построению прочных отношений с фан-базой, которая при другом подходе порой готова прощать существенные ошибки в управлении, если видит искреннюю заинтересованность в успехе.
А как же плюсы?
Поначалу американские владельцы обладали репутацией невежественных нарушителей спокойствия, за что «спасибо» семейству Глейзеров. Они были в числе первых заокеанских «ласточек» и нередко подвергались излишне строгой критике, но в целом стоит признать, что они не сумели удержать «Манчестер Юнайтед» на вершине.
Однако два десятилетия спустя произошёл заметный сдвиг. Оказывается, некоторые американские инвесторы, возможно, всё-таки знают, что делают. Аж в трёх главных лигах Англии по итогам прошлого сезона первые места заняли команды, владельцами которых выступают американцы. В АПЛ ими оказались «Ливерпуль» и «Арсенал», в Чемпионшипе – «Лидс» и «Бёрнли», а в Лиге 1 – «Бирмингем» и «Рексем». Забавно, что последние два являются знаковыми примерами ещё и потому, что среди владельцев звёзды – возможно, величайший игрок в американский футбол Том Брэди и голливудская знаменитость Райан Рейнольдс.

Источник фото: Getty Images
Как убедились на собственном горьком опыте многие иностранные инвесторы, работа в европейском футболе и американских лигах отличается так же, как предстоящая вскоре Autumn и Fall в американском и английском вариантах слова «осень».
Правда, основатель Knighthead Том Вагнер, главный акционер «Бирмингема», считает, что «это не столько связано с национальностью, сколько с группой владельцев профессиональных спортивных клубов, которые очень основательно подходят к построению бизнеса». И с ним сложно спорить. Разве мало мы видели примеров европейских владельцев, доводивших некогда успешные клубы до банкротства?
Думать наперёд
Важный момент заключается в том, что в североамериканских лигах закрытого типа гораздо легче планировать финансы, тогда как в классическом футболе один неудачный сезон может привести к вылету и финансовому краху. Даже у очень успешных команд огромные доли дохода связаны с результатами. Так, пролетев мимо Лиги чемпионов, можно легко потерять $ 50-100 млн.
Американские владельцы клубов топ-5 европейских лиг

Другими словами, это непредсказуемые активы, превращающие долгосрочное финансовое планирование в минное поле. Плюс ко всему работать приходится на виду у громких и влиятельных фан-баз, ожидающих, что владельцы будут учитывать вековые традиции, а не просто выполнять роль гонцов за прибылью.
Сегодня примерно треть из 68 клубов в трёх ведущих дивизионах Англии находится в мажоритарной собственности или фактически контролируется американцами. Учитывая дороговизну и сложности с управлением топ-клубами, заокеанские гости всё чаще предпочитают варианты подешевле. И при этом умело работают с болельщиками: Рейнольдс несколько раз за сезон прилетает из Лос-Анджелеса в Северный Уэльс.
Брэди тоже старается появляться на играх «Бирмингема». Ранее уже упоминавшийся основной инвестор клуба Вагнер считает обязательным посещать хотя бы одну гостевую игру каждый год, чтобы оказаться на трибунах с отправившимися на выезд фанатами: «Это одна из ловушек, которую можно легко обойти. Всё, что для этого нужно, – время, энергия и преданность делу. Это не то же, что изучить ракетостроение. Требуется просто прийти, проявив заботу и уделив внимание. Не так уж и сложно».

Пожалуй, именно такие бизнесмены и способны изменить представление об американских владельцах в европейском футболе.





