Ничего личного, просто деньги. Немецкий футбольный союз выставил adidas за дверь

В современном футболе началась настоящая битва за техническое спонсорство.
news

Легко представить, как один клуб меняет технического спонсора на другого, если условия сотрудничества выглядят более предпочтительными и интересными. Другое дело, когда это случается после многолетней успешной работы, да ещё и приправлено лёгкими нотками патриотизма. Именно поэтому уход немецкой сборной от adidas к Nike оказался удивительным для всего футбольного мира.

Знаменитые три полоски на форме бундесманшафт стали чем-то неотъемлемым и постоянным в этом переменчивом мире. Сотрудничеству уже более полусотни лет, оно началось в 1954 году. И в Немецком футбольном союзе (DFB) особо не скрывают, что всё дело исключительно в предложенной сумме. По данным немецкой прессы, Nike будет платить более € 100 млн в год, что примерно в два раза больше того чека, который выписывает adidas. Правда, соглашение вступит в силу начиная с декабря 2026 года.

Звучит цинично, но DFB деньги действительно нужны. Дело в том, что очень слабые результаты национальной команды серьёзно сказались на бонусных выплатах за результаты на крупнейших турнирах. И на это наслоилось то, что пришлось понести существенные расходы на строительство новой штаб-квартиры во Франкфурте. Она влетела в копеечку – € 180 млн, хотя изначально собирались потратить вдвое меньше.

Снимок экрана 2024-03-26 в 08.50.00 copy.webp

Потоки критики

На указанную тему высказались многие политики, поспешившие обвинить футбольный союз в меркантильности. Болельщикам подобное решение тоже оказалось не по нраву – 89% опрошенных отнеслись к смене технического спонсора негативно.

Adidas, конечно, не хотел терять сборную Германии, поэтому улучшил первоначальное предложение, чтобы всё-таки переубедить футбольных руководителей, но оно всё равно оказалось не таким соблазнительным, как у американской компании.

При этом решение немцев не соревноваться с Nike можно легко понять. Недавно стало известно, что впервые за 31 год adidas зафиксировал убыток. И руководство фирмы приняло решение сделать акцент на более широком присутствии – вместо одной топ-команды выбирать несколько средних.

Американский гигант, кстати, напротив, сокращает количество спонсорских контрактов в футболе. Он уже распрощался с более чем полусотней игроков, отказался от ряда клубов и сборных. Вскоре может потерять и «Барселону», но об этом чуть ниже. При этом не чурается и больших соглашений: за последние несколько лет переманил «Ливерпуль», выиграл борьбу за Эрлинга Холанда и сохранил Винисиуса.

Теперь и у немцев появился «кейс Федерера». Напомним, в 2018 году после 24 лет сотрудничества великий швейцарский теннисист ушёл от Nike к японскому бренду Uniqlo, который не особенно представлен в мировом спорте. Американцы хотели вдвое сократить выплаты Роджеру (€ 5 млн и лишь до конца карьеры), тогда как азиаты предложили куда более соответствующие его статусу условия – € 100 млн на 10 лет.

Битва за «Барсу»

Помимо сборной Германии, сейчас на рынке есть ещё один очень сладкий кусок, который между собой делят Nike и другая немецкая компания – Puma. Речь, как вы уже поняли, о «Барселоне». Сейчас её одевают американцы, которые не против платить много, но, кажется, даже их возможности не безграничны.

Снимок экрана 2024-03-26 в 08.50.19 copy.webp

Сейчас каталонцы получают € 105 млн плюс дополнительно до € 50 млн от продажи футболок и других продуктов с клубной символикой. Сумма большая, но если говорить о популярности в мире, то сравниться с сине-гранатовыми может только «Реал». А он получает от adidas на 20% больше. Правда, по слухам, «блаугране» не нравится не только цифра, но и сервис.

Инсайдеры говорят об интересе Puma и New Balance, которые хотели бы перехватить «Барселону» у Nike. В испанской прессе даже фигурировала совершенно астрономическая сумма – € 200 млн плюс ещё € 100 млн бонусами. Другие источники говорили о гарантированной сумме в € 150 млн, но это всё равно в полтора раза больше, чем сейчас. Правда, действующее соглашение рассчитано ещё на два года, поэтому придётся либо ждать, либо платить несколько десятков миллионов за досрочное расторжение.

Для «Барселоны» сейчас вопрос денег крайне актуален. Плюс клубу не нравится медлительность Nike при взаимодействии, вызывает вопросы дизайн и даже качество – в 2020 году выяснилось, что поставленный команде комплект формы линяет прямо на игроках под воздействием пота, а также потом при стирке. В общем, желание каталонского клуба как можно скорее получить новую сделку вполне понятно и оправданно.

А прямо сейчас в Англии разгорается скандал – американская компания перекрасила крест святого Георгия из традиционного красного в вишнёво-бордово-сине-фиолетово-голубой. Идею назвали «игривым обновлением», но единственное, чего добились, – это гнев фанатов и бывших игроков «Трёх львов». Лишнее подтверждение зачастую халатного отношения производителя к созданию новой формы.

PUMA атакует

10 лет назад у компании Puma были огромные финансовые проблемы, даже был вполне серьёзен риск банкротства. Однако ключевым решением стала смена гендиректора. Им стал бывший футболист Бьорн Гульден, который до этого работал на ювелирный дом Pandora. При нём продажи выросли почти в два раза, операционная прибыль увеличилась кратно – в семь раз, а стоимость акций взлетела ближе к цифрам исторического максимума.

Снимок экрана 2024-03-26 в 08.50.09 copy.webp

Именно его решение вернуть компанию в мир футбола оказалось ключевым. Сейчас около 70% маркетингового бюджета тратится на спорт. Puma вихрем ворвалась в самый популярный вид спорта на планете, заключив соглашения с «Арсеналом», «Миланом», сборной Италии и «Манчестер Сити». Последнему они, по официальным данным, платят около € 80 млн в год, а по слухам – переподписали соглашение, практически удвоив сумму. 

Помимо этого, фирма активно привлекает отдельных футболистов. Чего стоит только рекордный контракт на € 25 млн в год с Неймаром, выданный в 2020 году. Да-да, это больше, чем adidas и Nike платят Лионелю Месси и Криштиану Роналду (правда, у этой парочки пожизненные контракты). И превосходит все остальные спонсорские контракты бразильца, вместе взятые.

А тут ещё и совсем свежая новость прилетела в марте – Джек Грилиш уходит от Nike к Puma. Причём на совершенно королевские условия – € 11,5 млн в год. Для сравнения: максимальные суммы в карьере Гарета Бэйла и Гарри Кейна – по € 3,5 млн. Полузащитник «Сити» с новым соглашением разом влетает в топ-5 самых дорогих личных спонсорских контрактов в мировом футболе. Больше только у Месси, Роналду, Неймара и Килиана Мбаппе.

Заглавное фото: Getty Images
Новости. Футбол