«Сделал его капитаном, чтобы дать больше ответственности». Тренер «Ариса» – о Кокорине

Спортивные задатки и амбиции он, фигурально выражаясь, впитал с молоком матери. Его дед Юрий Смоляков, классный шпажист, завоевал, помимо прочего, серебряную медаль Олимпиады-1968 в Мехико в составе сборной СССР, а отец, Николай Шпилевский, был неплохим полузащитником и закончил карьеру в Германии, где стал, на мой взгляд, самым успешным белорусским футбольным агентом, помогавшим сделать зарубежные карьеры, например, Александру Глебу, его брату Вячеславу и Антону Путило.
Их внук и сын Алексей тоже подавал большие надежды на зелёном поле и в юности даже играл за сборные Беларуси разных возрастов, но из-за травм рано повесил бутсы на гвоздь. Зато он раскрылся в качестве тренера: привёл к чемпионству в Казахстане «Кайрат», а на Кипре – «Арис» из Лимасола, следом удачно дебютировавший в Лиге Европы.
Клуб с острова Афродиты и в нынешнем сезоне сражается за золото, хотя приходится непросто. С него мы и начали наш разговор.
«Арис» – один из старейших клубов Кипра
– У «Ариса» множество темнокожих легионеров. Откуда они?
– Вообще у нас представлены Бразилия, Буркина-Фасо, Польша, Габон, Суринам, Южная Африка, Кипр, Россия и так далее. Многие заиграны в своих сборных, в том числе молодёжной и основной.
Что касается темнокожих атлетов, моё кредо – динамичный, скоростной футбол, и понятно, что у них это уже заложено в генетике, они мускулисты и выносливы. Для нас это к тому же вполне бюджетный вариант. Тем паче, ребята ещё не пресытились, горят желанием развиваться, понимают, в чём их шанс.
В основном они молодые, хотя, к примеру, есть центральный защитник из Буркина-Фасо, выступавший в чемпионате Франции (Стив Яго. – Прим. «Футбола»). Сейчас ему 32, но подписали его в 27, ещё до моего прихода. Очень качественный футболист.
– Значит, футбол им прививается динамичный и атакующий вроде немецкого?
– Скорее, наверное, европейского. То есть во всех фазах необходима активность – и когда мяч у нас, и когда у соперника, и если его отобрали или перехватили. Для этого, понятно, требуется полная готовность, в первую очередь ментальная, но и физическая, естественно, тоже, чего мы стараемся добиваться ежедневно в тренировочном процессе.
В атаке акцент делается на вертикальность, нельзя забывать, что голы забиваются, когда присутствуют динамика, скорость, активность, агрессия, особенно в завершающей фазе. И, скажем, с моим приходом мы ставим им коллективное мышление, на чём я, можно сказать, вырос как тренер. Плюс современный футбол этого требует.

– Перед началом сезона вам ставили задачу завоевать золото (после 25 туров «Арис» идёт в таблице вторым. – Прим. «Футбола»)?
– Задачу ставят не только нам. Однако тут плюс-минус восемь команд примерно одного уровня, и, понятно, все стремятся к максимальному результату. «Арис» – клуб с богатой историей, один из старейших на Кипре – в своё время частенько играл во второй лиге, потом в первой, следом опять вылетал, но никогда не знал вкуса серьёзных побед, не говоря о трофеях, и первый завоевал с приходом нового владельца и моего тренерского штаба.
Поэтому, наверное, будет не совсем корректно говорить о сегодняшних целях. Внутри команды да, мы их ставим, но озвучивать не хотелось бы. Стремимся каждый матч выигрывать, развивать наши слабые стороны, а сильные – укреплять. У нас такой слоган, я им постоянно говорю: «Создавайте впечатления, и желательно – незабываемые». Постоянно их мотивирую: давайте по максимуму выкладываться, а остальное приложится.
Клуб и фанаты помнят Блохина
– Довольны ли вы Александром Кокориным и его нынешней формой (интервью состоялось в конце 2024 года. – Прим. «Футбола»)?
– Понятно, что лучшую форму Саша показал в первом сезоне, когда мы стали чемпионами. Затем начались проблемы со здоровьем, травмы. Предсезонку минувшим летом Кокорин начал фантастически, но потом, к сожалению, опять получил травму и надолго выпал из обоймы, снова пришлось восстанавливаться…
Я его в прошлом году сделал капитаном, чтобы дать ему больше ответственности и возложить дополнительные обязанности, и он шёл бы вперёд, не сбавляя обороты, и стал лидером и примером для всей команды. Пока же, скажем так, доволен им не на 100%, учитывая потенциал и уровень этого нападающего.
– Он у вас главная звезда?
– Ну, если вспоминать, где он играл и в каких турнирах участвовал, несомненно. И по мастерству, и по таланту тоже. Но опять-таки, в футболе нельзя жить прошлым. Что было неделю назад, тем паче месяц, год или сколько-то лет, уже никого не интересует. На поле все хотят выиграть и будут биться, у всех одна цель, и никому нет дела до твоих прежних заслуг.

– А может, он подспудно бережётся, рассчитывая вернуться в «Фиорентину», которой вроде бы по-прежнему принадлежит, или в Россию?
– Не знаю, что творится у него в голове. Наверное, у него там остались друзья, а вот насчёт возвращения… Вряд ли это реально, биологический возраст всё же не обманешь. А вот нам Александр ещё может принести большую пользу, эта цель сейчас для него должна быть первостепенной.
– Когда-то за «Арис» играл выдающийся Олег Блохин. Кто-нибудь в клубе или вообще на Кипре помнит ещё эту историю?
– Конечно. Каждый раз у нас вспоминают, к примеру, его дни рождения, поздравляют и даже приглашали сюда. Не знаю, почему приезд не состоялся, но клуб и все наши фанаты, скажем так, возрастные, помнят Блохина. Это действительно большая личность, обладатель «Золотого мяча».
Подняли уровень футбола на Кипре
– Лично вас здесь уважают и ценят специалисты и болельщики?
– Немножко знают и уважают. Они видят, что мы понемногу реформируем кипрский футбол. Прежде в основном тон здесь задавали возрастные игроки, демонстрировавшие типично испанский акцент на владение мячом. А сейчас с нашей философией, с нашей идеей здешние клубы как бы вынуждены идти вслед за нами, и в скаутинге, к слову, тоже. То есть берут игроков помоложе, и футбол стал гораздо интенсивнее.
В целом, можно сказать, без какого-то высокомерия, общий уровень мы по-любому подняли.

– Были ли вы знакомы с президентом «Ариса» Владимиром Фёдоровым до приезда сюда?
– Мы познакомились уже давно благодаря агенту Валерию Исаеву, по роду деятельности пересекавшемуся с моим отцом. Президент «Ариса» тоже родом из Беларуси. Когда я ещё работал в «Кайрате», он говорил мне, что приобретает клуб из второго дивизиона на Кипре, и просил помочь ему выйти в высшую лигу. Но на тот момент передо мной стояли серьёзные задачи в Казахстане, и пришлось отказаться.
Потом мне поступило предложение из Германии возглавить команду Второй Бундеслиги, показавшееся перспективным («Эрцгебирге». – Прим. «Футбола»). Однако в силу разных обстоятельств там у меня там не сложилось, трёхгодичный контракт был разорван, и, пока судебные дела не завершились, я не мог никуда двинуться, хотя президент меня ещё звал. А когда наконец всё решилось, жена сказала, мол, давай слетаем и посмотрим, что к чему. Нам в Лимасоле сразу сняли номер на последнем этаже в отеле на берегу моря, и супруга пришла в восторг – всё, остаёмся здесь!
– А для вас что стало решающим фактором?
– Мне сразу понравилось общение с президентом клуба. Оказалось, у нас схожие цели и амбиции, и мы сошлись в том, что оба хотим реально продвигать этот проект. И всё, я быстро прилетел, прихватив буквально пару штанов, и он говорит, дескать, принимай команду.
До этого «Арис» шесть туров не мог выиграть. Я принимаю клуб за 10 матчей до конца сезона, в феврале 2022-го, а летом по итогам сезона «Арис» досрочно становится чемпионом Кипра, и со мной продлили контракт до 2026 года. С тех пор у нас установились дружеские и доверительные отношения, тем паче, мы почти ровесники, постоянно общаемся и ежедневно созваниваемся.
Марадона опоздал на пять часов, надавал невыполнимых обещаний и назвал классным футболистов
– Ваш отец тоже ведь мечтал вырастить из вас классного футболиста, вы считались перспективным опорным хавбеком, поиграли в юношеских командах «Штутгарта» и сборных Беларуси возрастов U15 и U17. Карьеру прервала травма спины?
– Да, позвоночника. Оказалось, что мой организм не предназначен для профессионального спорта. Я восстанавливался три года, объездил, наверное, пол-Европы, был у разных специалистов, мне и кололи, и делали всевозможные процедуры. А в итоге сказали – с таким позвонком ты не сможешь играть.
Пришлось в конце концов смириться. Поначалу очень переживал, потому что, считаю, я был перспективным и целеустремлённым парнем с сумасшедшим менталитетом. Мог тренироваться часами, мяч с собой даже в школу брал. Мама ругала – обувь новую мне купят, а я прихожу из школы уже в порванной. И дедушка, и отец твердили: «Ты должен упорно работать, тебе есть на кого равняться». В итоге папа вкупе с моим коучем в «Штутгарте» меня, видимо, попросту перегрузили.

– И тот и другой, синхронно?
– Получается, да. Отец и до тренировки, и после неё агитировал меня ещё и ещё работать с мячом. Он сам в своё время был талантливым футболистом и мечтал, чтобы сын достиг большего. Помню, мне подарили самокат, и, отталкиваясь одной ногой, я под его присмотром проехал по шоссе километров 30. Приезжаю домой, а задняя мышца бедра порвана…
Мой тренер же и вовсе был, мягко говоря, очень недалёким, давая нам сумасшедшие нагрузки. Казалось бы, одна из лучших в Европе футбольных академий, но мой организм не выдержал. После юношеского первенства Европы я вообще намучился, перед каждой тренировкой спину разогревал мазью, кремом, глотал таблетки пачками и посадил желудок. Меня от лекарств тошнило.
– Ваша карьера в качестве главного тренера взрослой команды начиналась с брестского «Динамо». Тогда же состоялась встреча с Диего Марадоной. Она оставила позитивные впечатления?
– Ещё бы. Живую легенду привезли на стадион на чём-то вроде броневика, когда мы играли с «Шахтёром». Все были в восторге, на следующий день в районе обеда команде назначили встречу с Марадоной. Мы прождали Диего часов пять, наконец он появился, надавал невыполнимых обещаний, пообещал нас сам тренировать, меня, главного тренера, не разобравшись, назвал классным футболистом, короче, повеселил.
Приехал, наверное, подзаработать, но рекламу Бресту сделал сумасшедшую. И не стал из-за этого менее великим игроком, верно? И навсегда, со всеми его чудачествами, останется в памяти болельщиков…






