В футболе есть многое от театра – декорации, сценарий, труппа, малая сцена, режиссер-постановщик, директор и… вешалка, наконец. И вот, как в хорошем театре, талантливые актеры под руководством режиссеров сыграли последний спектакль - драму в Казани, буффонаду в Раменском, водевиль в Черкизове, трагифарс в Москве…
Спектакли каких только жанров не игрались на протяжении сезона, на любой вкус, были даже халтурные детские утренники… Менялись режиссеры и актеры, некоторые коллективы после периода дозаявок стали напоминать антрепризу, собранную на несколько представлений. Спектакли то набирали полные залы, то удовольствовались полупустыми зрительскими рядами. И лишь у некоторых коллективов «домашние» представления происходили при неизменно переполненных залах…
Хорошие добротные актеры, особенно если среди них есть исполнители отличного уровня, в состоянии вытащить любой спектакль, даже если режиссер не соответствует уровню труппы. Как часто в этом случае удачный ход актера спасал спектакль, а то и целый сезон!
Но в случае, когда сценарий требует импровизации, когда спектакль, благодаря двум-трем неудачным репликам, разворачивается вопреки отрепетированным сценам, не спасает даже мастерство актеров. Здесь бы режиссеру вмешаться, изменить первоначальный ход спектакля, но нет! Если спектакль вызубрен, отрепетирован, если «все ходы записаны», лишь талантливый режиссер способен уловить, что происходящее на сцене отлично от пьесы, что необходимы коррективы… Когда этого не происходит, спектакль заканчивается провалом… И случающиеся время от времени провальные спектакли поневоле заставляют дирекцию театра искать замену режиссеру. Правда, тот может пообещать пригласить в труппу еще несколько именитых актеров, за счет которых планирует добиваться успеха, и дирекция может в очередной раз пойти ему навстречу и еще немного подождать удачных спектаклей и ошеломительных премьер.
Не секрет, что молодые актеры на выпускных спектаклях в театральных вузах показывают изумительную игру, об их спектаклях много и долго говорят, эти спектакли имеют хорошую прессу, молодым актерам наперебой предсказывают блестящее будущее, а за их приглашению в труппу борются дирекции и режиссеры различных театров.
Приходящие в театр молодые актеры, как правило, на первых порах понемногу вводятся в спектакли на основной сцене, потому поначалу много задействованы в спектаклях на малой сцене. Иногда представления на малой сцене даже больше интересны зрителю. Хороший режиссер, потихоньку вводя молодых в спектакли, старается создать гармоничный ансамбль, где опытные актеры поддерживают молодых и обучают их исполнительскому мастерству. Достижение этого баланса – трудная задача, хотя именно задор и потребность в новом молодых и опыт и мудрость основных актеров труппы, позволяет театру стать успешным. Но помимо достижения баланса, здесь важно убедить молодых актеров, что их дарование нуждается в тонкой и терпеливой обработке, в противном случае, они начинают мнить себя великими, полагать, что театр без них погибнет, и начинают слишком интересоваться не театром, а околотеатральной жизнью…
Режиссеру провинциального театра редко удается собрать в театре интересный актерский состав, в таком театре вы редко встретите местного актера, большую часть труппы составляют приглашенные лицедеи. Но тем ценнее то, каким образом разношерстный и разноуровневый актерский коллектив добивается того, чтобы об их игре говорили в обеих столицах, их спектакли получали хорошую прессу, а режиссер был вознагражден участием в зарубежных конкурсах.
Когда к спектаклям падает зрительский интерес, когда актеры играют при полупустых залах, когда участвующие в зарубежных фестивалях коллективы раз за разом остаются без наград и премий, взоры всех, переживающих за судьбу театра, обращаются к Министерству культуры и Союзу театральных деятелей. Министерство призывают вмешаться в судьбу театра, призвать Президента страны интересоваться делами театральными, навести, наконец-то, порядок в Союзе театральных деятелей. Там утверждают, что волноваться не стоит, поскольку развитие и деятельность театра находится под неусыпным контролем, и все, что театру нужно, у него, театра, есть. Так и проходит сезон за сезоном – при молчании одних и при благостных увещеваниях других. И лишь высокое мастерство актеров, режиссеров и, изредка, дирекции, спасает театр от гибели.
И… безусловно, о вешалке. Ибо с нее начинается театр. А на футбольных газон первыми выходят люди в черном (или в желтом, или в красном). Как часто гардеробщики своим неуважением к публике портят впечатление от спектакля, так же часто арбитры портят впечатление от игры. Как гардеробщику надлежит обслуживать публику вежливо, предупредительно и с уважением, так и судьям должно относиться к игре – с уважением. Любое уважение базируется на знании, понимании и воспитании, футбол – не исключение. Низкий уровень знания, отсутствие понимания и уважения к игре – такая «вешалка» становится непреодолимым препятствием на пути развития футбола.
И все же… все же… Игра есть игра. Меняются актеры, режиссеры и директора. Уходят в небытие министерства и общественные организации. Игра остается. На счастье зрителям. То есть нам.