Камо грядеши
Отшумели песни нашего полка… Несмотря на огромное облегчение и желание поставить точку в конце только теперь банального «Мы едем», многоточие там смотрится справедливее…
Георгий Ярцев и Вячеслав Колосков, как два хорошо выученных актера, взяли паузу… Всем, эту паузу уловившим, малопонятно, каким образом личность первого лица общественной организации, пусть и ведающей делами футбольными в России, может оказать влияние на условия договора, заключаемого с тренером. Другое дело, что в самом РФС сейчас не до сборной - уж для должностных лиц Футбольного союза личность «генерала» точно важнее всего на свете…
С другой стороны, и сам Георгий Ярцев тему не будирует. Ну хорошо, предположим, отпуск. Зачем тренеру, не имевшему практики в течение нескольких лет, продолжать отдыхать - ведомо, наверное, ему одному. Значит, времени для решения проблем сборной достаточно. Все, кому не хватает 24 часов в сутки, - завидуйте. Другой, употребим модное словечко, расклад, если Ярцев получил предложение от какого-то клуба Премьер-лиги. Впрочем, от какого – секрет Полишинеля. И Ярцева достаточно просто понять – сборная, безусловно, очень интересное, ответственное и престижное место работы. Но Россия - страна крайностей. И страна результата. Ну, не любим мы терпеливо ждать. Вчера ты – замечательный, если достиг успеха, завтра – хуже не бывает, если на смену успеху пришла относительная неудача. Сейчас Ярцев – герой страны и спаситель. Игра сборной при нем иллюстрировала понятия «терпение» и «надежность». И ничего плохого в этом нет. Однако, при неудачном исходе игры в Кардиффе та же «надежность» была бы сразу поставлена в вину (знаем – проходили), мол, надежность превалировала в ущерб игре. Случись в Португалии выступить ниже запланированного (наши планы в спорте… и теперь живее всех живых), вывод сборной в финальную стадию турнира «на флажке» тут же будет забыт. А приблизительная планочка уже озвучена – полуфинал чемпионата. Чего, правда, не скажешь в шутейном разговоре… Особенно накануне выборов.
Итак, после Португалии можно оказаться «за воротами» сборной при отсутствии озвученного (?!) «старшим» результата. Объективные обстоятельства – вещь хорошая, конечно. Но только, когда дело не касается личных, финансовых или еще там каких-нибудь, но обязательно чьих-то интересов. Летом «свободных» клубов может и не оказаться. Путь же «из князи в грязи» никогда никого не привлекал. Значит, возможному послепортугальскому отсутствию работы нужна альтернатива. Именно ее условия, ее стоимость и возможность получения, надо полагать, не определены. Если даже только подумать об этом, сразу становится понятной довольно абсурдная фраза Ярцева о том, что договор – это вовсе не контракт, и между ними есть весьма существенная разница. Причем прозвучало это так, что, мол, договор – это так, пустячок, а вот контракт – это да… И хотя не знает российский закон никаких трудовых контрактов, пусть будет… Таким образом, выбор между «ктознает,кактамполучится» сборной и куда более надежным положением тренера клубной команды действительно нелегок. И вряд ли будет определяться только чувством патриотизма – пора выбираться из иллюзорных представлений о действительности. Возможность же совмещения Ярцев, напомню, для себя отверг категорически.
Пропущенного же с попустительства РФС месяца работы в дальнейшем может как раз и не хватить. Да разве месяцем ограничится? 17 декабря… Новый год… Рождество… Мы же еще и страна перманентных праздников. Или у нас сезон «осень-весна», что все хороши и все в форме? Что мешало, например, продлить договор с Ярцевым на месяц до проведения «судьбоносных» для страны выборов главы РФС – вопрос. По крайней мере, была бы возможность у главного тренера заниматься разработкой стратегии и тактики подготовки, следить за восстановлением травмированных кандидатов в сборную, «присматривать» за тем, как легионеры отрабатывают контракты в своих клубах… Словом, командной заниматься, как ни странно. Кстати, и жеребьевка-то приходится на то самое безвременье. Кто будет оценивать возможности первой сборной после 30-го числа, определять систему подготовки с учетом силы и тактики соперников по предварительной группе, решать проблему калашного ряда и посудной лавки? Доходность «проекта» тоже будет подсчитана. Ну, тут уж сборная ни к чему. Есть другие люди.
Теперь к другой части механизма, именуемого сборной. О составе. Реальный срок подготовки – шесть месяцев. Единственная линия, в которой мы не испытываем, похоже, проблем – вратарская. В конечном счете, есть еще и Козко, например. Только надо провести в жизнь идею болельщиков запретить игрокам ездить со скоростью больше 90 км/ч…
Защита. Чего нельзя было отнять у состава сборной в последних играх – опыта. Защита «Локомотива», подзакаленная в лигочемпионских баталиях, хороша. Про опыт Онопко и напоминать не стоит. Но в команде Семина, по большому счету, со скамейки в последнюю линию выпускать некого. Та же история и в сборной. Выход - подводить к команде кого-то из молодых. Причем не в виде «взять и… отменить», как это было при Газзаеве, а именно подвести – анализировать игру в клубах, интересоваться состоянием и мнением об игре у тренеров команд, наигрывать в товарищеских мачтах. Вот с последними нынешнему (будущему? – запутаешься) тренеру сборной не позавидуешь: вряд ли в сборной Эстонии даже если сильно постараться можно увидеть хоть что-нибудь похожее на будущих соперников. Да и с кубком LG тоже непонятно. Нет, конечно, посамоутверждаться за счет слабых, это мы завсегда, и то получается не очень, но… некрасиво это как-то и неполезно. Почему бы не сыграть с пропускающими чемпионат сербами, румынами, турками? Серьезные жесткие команды с поставленной игрой, хорошими исполнителями и разным стилем игры. Впрочем, о чем это мы - до подбора ли потенциальных соперников и ведения переговоров о товарищеских матчах именно сейчас? Поневоле задумаешься об издержках демократии и свободы выбора, простите, выборов.
Среди тех, кто мог бы заинтересовать штаб сборной, можно назвать Рогочия, Анюкова и Колодина. С центральными защитниками вообще беда: случись травма, «дыру» можно заткнуть лишь Нижегородовым и при сильном допущении Сенниковым, оголяя, соответственно, края. Анюков неплохо смотрелся в сезоне на месте правого защитника (иногда в силу необходимости играл и в центре), скорость у него очень приличная, неплохо поддерживает атаку, успевая при этом возвращаться назад. Колодин универсален, и может наигрываться и по месту опорного. Не стоит забывать и Васильева, который находится в самом «футбольном» возрасте, но до сих пор не реализовал свой потенциал. И не реализует, если стимула не будет. Позиция левого защитника также под вопросом: современный футбол требует от крайних защитников умения подключаться в атаку. Если Евсеев при отсутствии жесткой задачи игры только в обороне все-таки появляется у чужой штрафной, то подобные действия со стороны Сенникова – лишь редкий эпизод. Следствие – обеднение тактики. Впрочем, и этому есть объяснение – при выходе вперед защитника его место должен занять хавбек, однако, ни Аленичев, ни Гусев (возьмем последний состав) особого удовольствия от игры в защите не ощущают…
Срединная линия (назовем ее так) – самая, пожалуй, насыщенная в сборной. Но и при этом она нуждается в совершенствования, причем как интенсивном, так и экстенсивном. Полузащита способна прогрессировать, прежде всего, за счет акцентирования подготовки на дальних ударах. В первом мачте против Уэльса, когда соперник прибег к насыщенной обороне, именно дальние удары могли стать источником преимущества. Однако на сборную пришлось два с половиной удара за 90 минут. Не стоит рассчитывать на то, что в Португалии все команды будут играть в разбитной, веселый футбол без ворот. Значит, преодоление плотной обороны – необходимое умение. Кроме того, смена ритма, использование «рваной» тактики – чередование игры в пас с ударами из-за штрафной – естественная составляющая современной игры. Ближайший резерв – те, кто уже привлекался в сборную: П.Быстров, Семшов, Каряка. Что касается вчерашних и нынешних «молодежников», сборная должна их принять только при условии, что качество их игры, стабильность действий на поле, стиль отвечают уровню команды и ее тактическим построениям. Хотя, не секрет, что среди названных здесь нет ни одного правого хавбека, а Измайлов все-таки наибольший КПД выдает в роли «барражера» с фланга на фланг… Возможно появление Павленко. Но что будет вообще со «Спартаком», а значит и с Павленко, в будущем сезоне, сейчас не может предвидеть никто. Как ни печально.
Нападение. Самая, пожалуй, «больная» позиция в сборной. Только за счет того, что в сборной достаточно атакующих хавбеков хорошего уровня, она некоторым образом «затушевывается»… Один «столб» Булыкин на страну. Не окажись, по каким-либо причинам, его в сборной, пока не понятно, что сможет предложить нам Ярцев. Да и тот же Гусев, если вновь забудет только что припомненные обыгрыш и смещение в центр, останется без точки приложения… навесов. Сычев – вновь на лавочке в «Марселе». Остается Кержаков. Маловато для поездки на продолжительный по времени турнир. Что в «сусеках»? Да немного совсем… По большому счету – ничего. Хороший потенциал у Лебеденко, обладающего отменными физическими данными. Но и только пока. Вспоминаются неплохое появление впереди Карпенко, но пока это лишь эпизоды. Гогниев? Но он в ЦСКА не имеет игровой практики…
Вообще понятие «стабильность» к игрокам нашей сборной плохо применимо. Отрицательно на вопрос, сродни «аркадийварламычевскому» о непьющих в этой жизни, может ответить Смертин и, пожалуй, Игнашевич.
К чему, казалось бы, такое количество игроков? Ну, во-первых, никто не гарантирован от травм ведущих футболистов. Во-вторых, только разноплановые игроки одного амплуа способны воплотить на поле многообразие тактических схем. Кои, кстати, должны быть опробованы не в, а до Португалии. Там будет поздно. И нелепо.
На нынешнем этапе игра сборной большим тактическим разнообразием не поразила – приверженность схеме 4-5-1 приветствуется, конечно, но ведь в Португалии не будет домашних или гостевых матчей. Там – все от соперника. Нельзя же будет с португальцами играть, как с итальянцами, или, скажем, с англичанами, как с французами, не говоря о немцах. Пока сборная ограничивается активными действиями крайних хавбеков при сильном опорном и аккуратной и осторожной игре защитной линии. Что может случиться при такой игре в случае с соперником, любящем свои ворота больше, чем чужие, мы видели в Москве. Кстати, это был единственный матч, где многое зависело именно от тактических взглядов тренера. Получилось не очень. Хотя, кто знает, может именно «результативная» ничья сыграла именно против валлийцев. Помните, что лучшее враг хорошего? Все это ничуть не принижает победу сборной, просто дает пищу для размышлений: если бы первый матч игрался в Кардиффе, и была бы нулевая ничья, смогли бы наши «подобрать» ключи к закрывшейся в таком случае в Черкизове сборной Уэльса? Не уверена. Хотя бы потому, что для этого пришлось бы принимать «свежее решение»…
Вот так и получается, что извечный вопрос «Куда идешь?» для нашей сборной должен быть обязательно дополнен: с кем? И речь отнюдь не только о главном тренере…





