Анонс материалов еженедельника «Советский спорт Футбол» (26 - 31 октября 2004 года)

«Как стать Абрамовичем», «За сборную с меня спроса нет», «Настоящий Вагнер», «Большой скачок», «Странные игры», «Наследник Роналдо» и другие материалы специализированного еженедельника «ССФ» Издательского Дома «Советский Спорт». В продаже со вторника, 26

ЭКСПЕРТИЗА

Как стать Абрамовичем

КЛУБ. Принято считать, что футбол в России денег не приносит. Тем не менее тысячи команд – профессиональных и любительских – выходят на поля от Калининграда до Владивостока. «ССФ» попытался разобраться, зачем создаются в нашей стране футбольные клубы и дорогое ли это удовольствие.

Дмитрий Туманов

Усыновить Сычева…

Мой приятель Саня, торгующий в Москве унитазами, захандрил. Так всегда бывает, когда исполняются все мечты разом. Унитазы идут на «ура», евроремонт позади, любовница надоела. Вот и лежит Саня и смотрит целыми днями по тарелке футбол из Италии. «Сань, есть у меня на примете бесхозный клуб в Красной Горбатке (на Владимирщине – Д.Т.)! Купи, станешь местным Абрамовичем! Будешь растить игроков на продажу!»

Абрамовичи бывают разные. Один покупает «Челси», Саня – «Красную Горбатку», Саша Козлов из соседнего с Горбаткой поселка Волосатая, бизнесмен помельче (скупает у населения грибы), стал президентом местного «Локомотива» и по совместительству тренером, массажистом, защитником-костоломом, шофером (возит команду в «Газели»-душегубке). Ныне в Москве какой-то чудак хочет создать клуб, чтобы самому погонять мяч в мини-футбольной лиге – надоело гонять на коробке… Все эти абрамовичи готовы вложить в футбольные клубы деньги не доходов ради. У нашего главного футбольного олигарха денег куры не клюют – он просто скупает всех подряд, траты же остальных упомянутых ничтожны, но вот купленное удовольствие велико…

А есть ли в нынешней России безумцы, готовые создать с нуля футбольный клуб ради заработка? Здравый смысл подсказывает – нет. Сплошной убыток! В среднем затраты клуба во 2-й лиге – до полумиллиона баксов, а вот откуда брать прибыль? Болельщики – самая последняя статья дохода даже в премьер-лиге. Много не соберешь во 2-й лиге и от рекламы и телевидения. Остается только торговать игроками. Дело это рискованное, но как заманчиво найти и усыновить какого-нибудь бесхозного Сычева, а затем загнать его за миллион! Заарканить парня можно, только заключив с ним контракт – для этого и создаются клубы или покупаются уже готовые. В большинстве случаев это сборные пункты для сортировки и продажи молодых талантов. Характерный монолог работодателя-братана поведал мне один (фамилию просил не называть) молодой тренер: «Не надо мне никаких первых мест, тренировочных процессов, сборов на Кипре – лишняя трата денег! Находи ребят, доводи до кондиции, будем продавать! 50% тебе, 50% мне!» Но поиски талантов особым успехов не увенчались, и сборный пункт закрылся.

Гораздо веселее дела идут у тех, кто сначала нашел «ребят», а уже потом организовал клуб. «Бывает, идет в гору детская команда. Тогда, чтобы не потерять этих детей, и создают команды мастеров, – рассказывает президент Детской футбольной лиги Виктор Горлов. – Например, «Краснодар-2000». Выиграли ребятишки по школьникам первенство России. Тренер Поскотин пришел к бизнесмену Молдованову (теперь он гендиректор «Кубани») – создали интернат, а потом команду мастеров. Так же появилась волгоградская «Олимпия» – детская команда начала выигрывать турнир за турниром. Таким же путем идут «Лада» из Самарской области, «Заря» (Самара), «Сокур» (Саратов). Зачем им на дядю чужого работать?»

Пацаны в милицейской форме

И все-таки незавидна судьба хозяев частных футбольных клубов в России! Хорошо начал, плохо кончил в «Асмарале» Хусам Аль Халиди. Вылетел в трубу со своим «Титаном» из Реутова и бывший его президент Владимир Легостаев. Десять лет нес он этот крест во второй лиге, а в начале века продал команду со всеми потрохами. Для потомков он так и останется отцом (футбольным, конечно) Андрюши Тихонова…

«Раньше профессиональные клубы могли себя окупать, – рассказывает Легостаев. – Жили по принципу: беру игрока, обкатываю, продаю. Можно было за год подготовить пару ребят, и тебе хватало на содержание команды в следующем году. Продал игрока, у которого коэффициент 10 – оправдал зарплату десяти футболистов. Схема играла, пока не полились в футбол бюджетные деньги. И зарплата резко полезла вверх. Легко ведь давать деньги, которые не заработал. К тому же, чем больше чиновник дает государственных денег, тем больше получает откат. Зарплата игроков начала расти и для того, чтобы вырос его так называемый валовый доход. Чем он больше, тем больше сумма компенсации за игрока. Но в него ведь вложены государственные деньги, а выручка от продажи идет Иванову-Петрову-Сидорову! Для муниципальных клубов – раздолье, для частных – сплошной убыток. Я тоже пытался поднимать зарплату. Но если плачу игроку, скажем, 10 000 долларов, тогда я его должен продать минимум за 100 000. А кому он нужен за такие деньги?

Но больше всего я страдал оттого, что не имел стадиона. В правилах ПФЛ строжайшие требования к месту проведения соревнований: порядок охраняет милиция, стоят наготове пожарная машина, скорая помощь. Если команда муниципальная, мэр скажет – и все приедут. А мне же: пожарнику – плати! Скорой помощи – плати! Милиции – плати! Охранникам – плати! Однажды играем, на стадионе человек триста. Подходит пожарник: «Нам сообщение – пожар на соседней улице!» Подхожу к инспектору: «Слушай, давай отпустим пожарных!» «Отпустишь, я напишу в рапорте!» «Черт с тобой, пиши!» «Езжай!» – говорю пожарному. Так скандал был! Лига нас оштрафовала… Мы потом додумались: купили списанную пожарную машину, поставили на колодки, накрыли брезентом, а в день матча открывали. «Торгмаш» из Люберец держал такую же «скорую» – был у них списанный рафик, кресты на нем нарисовали и около стадиона поставили. Добыл я и две формы милицейские – пацанов одевали, палки давали (смеется)».

«Боюсь, из семьи выгонят!»

– Почему так много благополучных клубов разваливается? – вопрос Легостаеву.

– Люди не могут правильно оценить своих возможностей. С другой стороны, два-три года назад действовал закон: деньги, вложенные в спорт, не обкладывались налогом, и предприятия давали клубам бешеные деньги – миллионы! И получали откатом до 50%. Потом на эту кормушку пришли разные структуры, и клубу доставались только крохи – 10%. Когда же льготы отменили, многие клубы вообще остались на бобах и развалились.

– Что посоветуете тому, кто все-таки рискнет создать клуб?

– Главное, надо найти место, где будете играть, и взять его в собственность. Мой плачевный опыт такой: приходишь на стадион, он никому не нужен – «огород»! Одни собаки пасутся! Говоришь: давайте, я создам здесь клуб. Хорошо, отвечают, только сначала приведи поляну в порядок. Но как только ты это сделаешь, вложишь деньги, у тебя ее сразу отнимут!

– Вы на «Титане» много денег потеряли?

– Не скажу. Узнает жена, боюсь, из семьи выгонит! (смеется).

«Титан» у Легостаева купил бизнесмен и футбольный агент Сергей Фальков. Как ни странно, не прогадал.

– Сделать частный клуб самоокупаемым во 2-й лиге тяжело, – говорит Фальков. – За все приходится платить. Правда, клуб приносит доходы, но не напрямую. К примеру, помогает контачить с властями – возможности для других бизнес-проектов можно выбить. А «Титан» я потихонечку вывел на самоокупаемость: рекламодателей нашел, разные схемы придумал… За три года рентабельность получилась 122 процента. «Титан», наверное, был единственным самоокупаемым частным клубом во 2-й лиге… Сейчас, правда, продал его «Локомотиву».

Акт, страшный, как Вий

Требования ПФЛ к клубам строгие – дальше некуда. А акт приемки стадиона – чтиво страшное, как гоголевский «Вий». В этой бумаженции стадион надо сосчитать вдоль и поперек со всем содержимым: сколько весов, каких-то шаблонов, манометров, секундомеров, какая площадь судейской комнаты (нужно не меньше 25 кв.м.), сколько в ней кресел (если меньше четырех – дело дрянь), сколько кранов в душевой, правильное ли сечение штанги ворот и сколько… древков (?) флажков… А знаете, чем еще профессионалы отличаются от любителей? Кроме всего прочего и тем, что обязаны выходить на поле только по «защитному тоннелю». Интересно, был ли тоннель при поляне на территории воинской части, где играл «Титан» Легостаева, и зрителей сидело два человека, а инспектор орал: «Почему нет пожарной машины?»

Возникла в прошлом году при регистрации в ПФЛ проблема стадиона и у благополучной (учредитель – администрация города) «Аллы» из Люберец. «По правилам ПФЛ нужно, чтобы на стадионе было не меньше 3 000 индивидуальных сидений, – говорит директор клуба Людмила Тарасова, – Но это мало кому сейчас под силу. Наш городок небольшой. Вместимость стадиона «Москвич» – 2 000 зрителей. 780 индивидуальных мест мы сделали (кстати, кресло стоит 130 руб. – Т.Д.)… Написали гарантийное письмо: к началу следующего сезона мэр построит  капитальные трибуны с навесом. А в остальном проблем не было. Клуб должен иметь свою ДЮСШ. В городе такая есть – раньше она была в ведении городского комитета, с сентября подчиняется клубу».

Москвизм «Красной Пресни»

«Красная Пресня» в этом году выбилась-таки с четвертой попытки из любителей в профи. Команда уникальная: мало того, что победила с опорой на собственные силы – только москвичей, да еще и совсем желторотых. К тому же президент Андрей Зелинский считает, что «Пресня» может быть рентабельной.

– Раньше мы делали ставку на игроков, как говорится, с именами, – говорит президент. – Все команды «с задачами» собирают бывших профи со всей страны. В этом же году мы решили не использовать возрастных игроков, выступали 18-20-летние ребята, выпускники московских ДЮСШ и заняли первое место! Наша политика (я слово придумал – «москвизм») не только эффективна, но и экономна. Затраты на футболистов минимальны, никаких проблем с жильем, с регистрацией и прочим…

– А бюджет?

– По бюджету «Пресня» уникальная команда. Мы готовы доказать, что в условиях России футбольный клуб может быть самоокупаемым. Расходы команды за сезон по моим подсчетам –примерно полмиллиона долларов. Приблизительно столько мы надеемся собрать с болельщиков: 3–5 тысяч помножим на 3 000 рублей (стоимость абонементов) – вот и получится 300–500 тысяч долларов. Если есть болельщик, значит будет реклама, спонсоры… В России доходы от болельщиков не являются приоритетными. Для ЦСКА или «Спартака» миллион – капля в море. Но для «Красной Пресни»… Многие команды говорят: мы живем за счет продажи футболистов или за счет госбюджета. Мы от государства денег не получаем. Запланировать продажу какого-то футболиста за миллион нельзя, а вот привести 3 тысячи болельщиков на стадион и накормить их сосисками вполне реально. Надо только правильно подать команду. «Пресня» – самая московская команда. Мы не надеемся, что кто-то бросит болеть за «Спартак» и начнет болеть за «Пресню». Наш клуб – как второй автомобиль в семье. Уже не существует тех команд, с которыми мы боролись четыре года – «Мострансгаз», «Носороги» (они же «Видное»), «Алмаз»… Развалились они не только из-за финансов. Не было у них идеи. У «Пресни» идея как раз есть.

Бескорыстные ребята из «Сборной Африки»

Если у вас в кармане нет четверти миллиона долларов, нечего и пытаться создавать команду с «большими задачами». Впрочем, говорят (проверить нельзя), иные коллективы физкультуры выбивались в профи и с бюджетом в 150-200 тысяч. Для «бесцельной» же команды для процветания в середине таблицы хватит и 50–70 тысяч. Все эти цифры, конечно, не для фининспектора… Хотя лига любительская, но дураков играть задарма даже за аутсайдеров теперь не сыскать. Зарабатывать футболом в Лиге не запрещено. Но, в отличие от профи, любители заключают с клубом не контракт, а трудовой договор – в нем оговаривается и зарплата, и премиальные. То и другое, ясное дело, в ведомостях – смешные цифры (какая-нибудь тысяча рублей). Основная же зарплата в конверте. Наверное, весьма приличная, если вскрывают конверты Канищев и Колотовкин, Фокин и Брошин, Наталушко и Пятницкий, Кульков и Поздняков…

Впрочем, была до недавних пор в КФК команда «бессребреников» – «Сборная Африки». Ее создал в конце прошлого века без гроша в кармане Семен Журков и считал свой бизнес-проект весьма перспективным. Ребята не стремились к медалям, да и вступление в ПФЛ клубу не грозило (иностранцам запрещено играть во 2-й лиге).

– Года четыре назад Зелинский в «Красной Пресне» хотел обкатывать ребят для киевского «Динамо». Я создал клуб для той же обкатки, но – приезжих африканцев. Не только студентов, но и футболистов (у меня были контакты со многими агентами). В КФК они бы адаптировались к России, выучили язык. А потом ехали бы в первую или даже в премьер-лигу. Существовала команда на пожертвования тех же иностранцев. Но бизнес не сработал. Нет сбыта. Рынок стал цивилизованным: хороших игроков селекционеры сразу берут на заметку и пасут не один год. За все время из команды наверх пробился только Тонго, играл в «Кубани», сейчас в «Нефтехимике». Мы снялись с КФК и просто ездим на коммерческие игры. Зарабатываем за матч от 15 000 рублей и выше. Но есть проект создать что-то вроде «Сборной Африки» в зоне «Юг».

Для чего создаются клубы

Теми, кто создает профессиональные футбольные клубы в России, движут разные интересы: как личные, так и общественные. Как правило, учредитель обуреваем одновременно самыми противоречивыми страстями. В нем может уживаться и мошенник, и радетель за народ. Я попытался собрать мотивации в список. Расстановка произвольная. Итак, клубы создаются:

государственными органами

– для пропаганды футбола, чтобы дать народу зрелище и т.д. и т.п.; 

– для получения «отката» от государственных денег, вложенных в клуб;

– для отчетности (проще вложить спортивные деньги в одну команду, чем возиться с ДЮСШ и дворовым футболом);

– для рекламы власти (успехи команды автоматически поднимают рейтинг мэров и прочих чиновников) и рекламы государственных предприятий.

частными лицами

– для саморекламы и рекламы своей фирмы (характерный пример – клуб «Виктор», названный по имени бизнесмена);

– чтобы заработать на продаже игроков;

– чтобы заработать на продаже клуба (вывести во 2-ю лигу, зарегистрировать в ПФЛ и продать);

– чтобы сделать клуб успешным предприятием («Красная Пресня» – статьи дохода самые разнообразные);

– чтобы отмыть «лихие» деньги (криминал)

– чтобы увести от налогов деньги, вложенные в спорт.

Есть, конечно, еще и любовь к футболу, но кто о ней вспоминает в наше меркантильное время!?

20 ВОПРОСОВ

За сборную с меня спроса нет

Юрий СЕМИН. Тренеру «Локомотива» стоило большого труда привести в чувство своих «сборников» после фиаско в Лиссабоне. Игроки болезненно переживали разгром, подмочивший репутацию как российского футбола, так и их собственную.

Александр Панков

ЛИГА ЧЕМПИОНОВ

Настоящий Вагнер

ВАГНЕР ЛАВ. За два месяца этот бразильский форвард забил за ЦСКА 9 голов в 12 матчах и, пробив армейцам путевку в Лигу чемпионов, уже окупил семь с половиной миллионов долларов, затраченные на него клубом. Но что известно о нем вне футбольного поля? Какой он – настоящий Вагнер?

Сергей Пряхин

КУБОК УЕФА

Большой скачок

ЗЕНИТ. Питерский клуб нашел собственный рецепт побед в Кубке УЕФА. А после крупного выигрыша у греческого АЕКа «Зенит» называют фаворитом группы и открытием этого евросезона.

Сергей Циммерман

МНЕНИЕ Александр Бубнов

Странные игры

ЕВРОКУБКИ. ЦСКА отдал в Лондоне 3 очка «Челси», но, скорее всего, англичане вернут их в Москве. Такие вот странные игры. А «Зенит» порадовал, хотя его запас прочности не исходе.

ЧЕМПИОНАТ ИТАЛИИ

Наследник Роналдо

АДРИАНО. 22-летний форвард занял в миланском «Интере» позицию, на которой играл Роналдо. Болельщики итальянского клуба уверены, что бразилец не только станет достойным преемником Феномена, но и превзойдет своего великого соотечественника.

Александр Тараканов

ВСЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

От сборных до коллективов физкультуры

А ТАКЖЕ ПОСТЕР

Андрей Шевченко, нападающий «Милана»

ПОЛНЫЕ ВЕРСИИ ЭТИХ СТАТЕЙ И ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ЧИТАЙТЕ В «ССФ» № 41. «ССФ» В ПРОДАЖЕ СО ВТОРНИКА, 26 ОКТЯБРЯ.

Новости. Футбол