Червиченко: «Химкам» предлагали место в премьер-лиге
Экс-президент «Спартака» и нынешний владелец «Химок» Андрей Червиченко в начале межсезонья дал интервью Василию Уткину для журнала GQ. Приводим самые интересные фрагменты беседы из номера за февраль.
(о том, что с момента ухода из «Спартака» до прихода в «Химки» прошло всего 2 месяца)
- Что ж так, Андрей Владимирович? Подсели?
- Во-первых, без Владимировича. Просто Андрей. Я на «вы» не могу с людьми разговаривать, люблю по-простому. А вообще … ну, получается, подсел. Хотя я такими категориями, честно говоря, не мыслю. Нравится – это да. Удовольствие смотреть за игрой собственной команды мало с чем сравнимо.
(о коллекционировании)
- Айвазовский, я слышал, главный предмет воздыханий?
- Да ерунда. Это случайная история, просто я сидел на торгах, меня там знала какая-то журналистка, я как раз бился за одного Айвазовскго. Не морского, так называемый петербургский период. С тех пор и пошло – Айвазовский, Айвазовский. На самом деле, я много чего собираю – люблю старину. Оружие вон…(показывает на несколько казачьих шашек)
- Тебе не очень, я смотря, волнует, что ты выглядишь со стороны человеком, мягко говоря, эксцентричным и даже взбалмошным.
- Совершенно не волнует. Я, в общем, и не стремился к известности никогда. И если что-то меня и раздражало поначалу, так это публичность. Сама по себе. Меня же тогда не очень-то и ругали, кстати.
- Не за что было?
- Ну да. Хотя, по-моему, и сейчас не за что.
- Хм, а кто же тогда «Спартак» развалил?
- Сам развалился. Я же кто был? Я был хозяин. Я мог бы признать себя по полной программе виноватым, если бы клуб понес какие-то гигантские убытки – я же, как президент, отвечал прежде всего за деловую составляющую.
- Разве «Спартак» преуспевал?
- Правильно. Гордиться особенно нечем. Но я хочу заметить, что продав свою часть акций клуба, я не остался в минусе. То есть деньги, вложенные в клуб, вернулись, значит, они вкладывались правильно. Если б еще не селекция…
- Но это же важнейшая вещь!
- Конечно. Но я же не тренер. Да, были ошибки. С системной точки зрения, я считаю, она была одна: мы слишком доверяли главному тренеру Романцеву, полагались на его оценки. Сейчас я знаю, что это было неверно, и вообще в больших клубах при покупке игроков тренер не имеет решающего слова. С ним советуются, конечно, но могут поступить и вразрез с его мнением. Потому что тренер, как и игрок, человек наемный: сегодня он есть, а завтра нет. А клуб должен продолжать играть… мы находились в слишком сильной зависимости от тренера. Да и сами были неопытными. Все, не хочу больше на эту тему говорить, потому что кончилась эта история, и я не хочу ни с кем по этому поводу ругаться. У меня новая команда – «Химки». (обсуждает по телефону цены). Видишь, я говорю – шестьсот. А мне отвечают – давай хотя бы семьсот. Я просто кайфую от того, что это – тысячи рублей.
- Дешево в первой лиге играть?
- Играть везде дорого, но мы решили ставку на молодежь сделать. Пригласили тренером Яковенко, из украинской молодежной сборной… молодые убиваться будут за успех. Это же их карьера, их будущее.
- А зачем вообще нужно иметь футбольный клуб?
- Да господи – нравится!
- Но это же денег стоит!
- А деньги-то есть!
- Но это же должно окупаться. А ты все-таки бизнесмен, у тебя должен быть деловой интерес…
- Это другое дело. Ну, окупаться клуб в общем-то может. Если построить замкнутую систему: например, вот есть клуб, а вот мы в Химках строи торговый центр, и все доходы от него идут на клуб.
- А хозяйский-то интерес в чем?
- Интерес общий. У Московской области свой: им хочется иметь сильную команду, а кроме этого – инвестиции привлечь. У меня есть деньги для инвестиций, деловые интересы в Московской области, и футбол я люблю. Как ты думаешь, долго мы будем искать общий язык?
- Думаю нет.
- Вот.
- Как всё легко-то оказывается! Мне тоже захотелось футбольный клуб.
- Понимаешь, журналисты говорят, что очень важно, чтобы футбол и спорт стали коммерческими предприятиями. Чтобы прибыль приносили. Что это сделает их прочными, независимыми от прихоти хозяина… Я приведу тебе простой пример. Я в молодости занимался обувью.
- ???
- Торговал обувью. Фура приезжала из Италии, мы ее продавали. Рентабельность – двести процентов. А мой тесть занимался нефтью, и звал меня к себе – давай, говорит, парень ты энергичный…
- И ты стал заниматься нефтью.
- Подожди. Я интересовался доходами и удивлялся : зачем, если у меня рентабельность двести, а там – десять?
- И ты не стал заниматься нефтью.
- Стал-стал. Потому что очень скоро понял и другую вещь – пока я свои двести с фуры получаю, с нефти десять уже несколько раз капнуло, и очень серьезно.
- А футбольный клуб тут при чем?
- А при том, что если мне прибыль нужна, то я не стану им заниматься. Это, во-первых, долго, во-вторых, от массы вещей зависит, к которым я не имею отношения. И в третьих – мало. Футболом я буду заниматься – и кто угодно кроме меня – только потому, что мне это нравится и мне этого хочется. И никакой более надежной гарантии этому делу, будь оно бизнесом или нет, никто и ничто не даст… Доходчиво объяснил?
- Слушай, но со всеми этими правильными вещами в «Спартаке» у тебя не очень получилось. В Химках ты взял команду, когда она могла в премьер-лигу выходить, а в итоге от зоны выхода осталась в двадцати очках…
- Ну «Спартак» - пройденный этап. Не хочу об этом много говорить, потому что там много всякого было. А «Химки»… нам несколько раз предлагали: хотите в вышку? Устроим. Распишем сейчас.
- И что же, денег не хватило?
- Денег хватает. Просто не нужно так. Выйдем мы туда – с чем? С голым задом?
- А через год с молодежью, уже не с голым задом? Разница-то в чем?
- А вся разница в том, что сперва система, потом результат. Мы с молодежью будем выходить, а потом усилимся, где нужно, звездами. А костяк у команды уже будет. И это будет команда, которую тренер будет от начала до конца знать. Потом, стадион же нужно строить.
- Ну тут одно другому не мешает: можно стадион строить и в премьер-лиге тем временем играть…
- Слушай, ты лучше посмотри – из тех игроков, с которыми мы расстались, кто из них уровнем выше подойдет. Если человек пять, я тогда сам признаюсь, что был неправ и виноват кругом. Но и я знаю и ты знаешь, что не подойдут. В общем, мы решили новую команду строить. Сейчас место для первого сбора выбираем. Яковенко хотел в ЮАР.
- Там партнеров для спарринга не найдете.
- Зачем на первом сборе спарринг? Яковенко говорит, что главное, чтобы горы были. По его методике. А мячи можно даже и не надувать.
- Шутка?
- В каждой шутке…





