Олег Романцев: Переживаю за убогих и несчастных

Бывший тренер сборной России, «Спартака», «Сатурна» и «Динамо» Олег Романцев в интервью «Московскому комсомольцу» рассказал о том, как складывается его жизнь после ухода из «Динамо», оценил уровень российского чемпионата и поведал о том, как наблюдает за

Бывший тренер сборной России, «Спартака», «Сатурна» и «Динамо» Олег Романцев в интервью «Московскому комсомольцу» рассказал о том, как складывается его жизнь после ухода из «Динамо», оценил уровень российского чемпионата и поведал о том, как наблюдает за футболом со стороны. Приводим самые интересные выдержки из этого интервью.

- Прежде всего расскажите: как отдыхается в своеобразном творческом отпуске?

- Стараюсь отдыхать активно. Тут, скажем так, у меня три основных направления. Первое — поддерживаю спортивную форму. Минимум два раза в неделю выбираюсь с друзьями в футбол поиграть. Либо в теннис... Может быть, не так часто, как хотелось бы, но и в театры хожу. Недавно вот был на Таганке.

- Ну и, наверное, рыбалка...

- Конечно, но раньше не всегда время на рыбалку было. Нынче — другое дело... Знаете, сейчас появилось много мест, где специально разводят рыбу. Там, конечно, с уловом проблем нет. Но я люблю, наоборот, места дикие. Где нужно терпение. Искусство... И стараемся, кроме картошки, лука и соли, ничего с собой не брать. Чтобы все ждали эту рыбу, чтобы прилагали усилия. Короче говоря, принцип такой: что поймаем — то и съедим. И, надо сказать, пару-тройку раз мы оставались голодными.

- А телевизор смотрите?

- Так называемые общедоступные каналы редко смотрю. Хорошо, есть «тарелка». Включаю обычно канал «Дискавери», там познавательные передачи. Плюс спортивные смотрю, конечно. Во-первых, наш чемпионат. Потом южноамериканский футбол нравится... Французский чемпионат вот начался. Оказывается, не может надоесть футбол! Думал, на какое-то время отойду от всего этого. Но сейчас лишний раз убедился: футбол — прежде всего игра. Как бы серьезно мы к нему ни относились, политику из него ни делали... Любые игрушки ребенку рано или поздно надоедают, а футбол — нет.

- Интересно, наш чемпионат сейчас, со стороны, вы по-другому смотрите?

- Конечно. Когда ты действующий тренер, за игрой соперников по чемпионату наблюдаешь, исходя из каких-то своих раскладов. Даже если это не твои непосредственные конкуренты — как-то ведь ваши интересы пересекутся... Хотя совсем отвлеченно смотреть я не могу. Все равно ж кого-то выбираешь, начинаешь переживать. Хотя если и не выигрывают «твои» — особо не расстраиваешься.

- И по какому принципу обычно выбираете, за кого болеть?

- Я заметил — у нас чаще всего болеют за слабейших. Вот так и я. Наверное, это черта русского народа — переживать за убогих, несчастных, мы же всегда слабому стараемся помочь...

- Много сейчас спорят на тему: растет уровень нашего первенства или нет?

- В первую очередь я бы отметил, что уровень подравнялся. Смотрите: ЦСКА — на мой взгляд, очень приличная, интересная команда — едет в Пятигорск и проигрывает «Тереку». И это не только вина армейцев — «Терек» хорош! Раньше можно было перед матчем с аутсайдером лидеру три очка записывать заранее. Сейчас на каждую игру приходится собираться. А что касается общего класса... Раз наш клуб выиграл Кубок УЕФА, значит, он растет. Нет, я бы так сказал, стабильной зрелищности. Вот мы тур возьмем — обязательно одна-две игры интересные, хорошие. Но при этом три-четыре — скучные. Пусть не обижаются на меня, но вот было в субботу три матча с нулевыми ничьими, и я скажу, что не хотел бы как зритель ни один из них посетить. А такую игру, как «Локомотив» — ЦСКА, смотрел много раз. Сколько повторяли, столько и смотрел... Конечно, хочется, чтобы как в испанском чемпионате было, где все матчи зрелищные. У нас таких скучнейших игр — три-четыре за тур, а у них — за сезон! И каждую воспринимают как катастрофу, разбираются, ищут причины...

- А за матчами «Спартака» с какими чувствами наблюдаете?

- Отвечу так. За Павленко, Титова, Павлюченко — в общем, за тех, с кем сам работал, — я переживаю. А если выходит за «Спартак» какой-то легионер... Может, он хороший человек. А, может, и нехороший. Так чего я за него болеть буду?

- К приезду легионеров в Россию относятся по-разному. Одни считают — они помогают нашим игрокам...

- Чем помогают?

- Примером хотя бы. Я про таких, как Лима, Карвалью...

- Так я сам с удовольствием смотрю за такими, как Лима, Карвалью, Вагнер! Тот же Лима в свои почти 35 все поле перекрывает! Но есть же и другие — не буду называть имен. Из-за которых наши ребята молодые не играют. А им надо доверять. Пусть они даже ошибаются. Как ошибались в свое время Мостовой, Кульков, Карпин... Что бы было, если б я их после первой же ошибки из состава убирал?

- Вы вот в «Динамо» в молодого Кузнецова верили. Не боитесь, что без вас ему не дадут проявить себя?

- Боюсь. А ведь игрок сверхталантливый, не менее талантливый, чем Егор Титов. Но Титову доверяли, ставили его... Вот меня иногда спрашивают: хорошо ли, что в российский футбол пришли деньги? Так давайте разберемся. 20 миллионов за иностранца заплатили, 2 миллиона зарплату ему дали — это что, на российский футбол деньги пошли? Что от этого российскому футболу?

- На стадионы как зритель вы почему не ходите?

- Иногда соберешься — а потом думаешь: лучше по телевизору посмотрю. Просто есть люди, с которыми не хочется встречаться. Хотя тех, с которыми хочется, к счастью, гораздо больше.

- Насколько будете учитывать при выборе нового места работы последний опыт — я имею в виду «Сатурн» и «Динамо»?

- Несомненно, теперь для меня главным критерием будет свобода творчества. Буду выбирать клуб, где никто не сможет влиять на футбольную политику.

Новости. Футбол