Когда Мадрид аплодирует «Барселоне»…Испанский дневник Василия Уткина

«РЕАЛ» – «БАРСЕЛОНА» – 0:3. Испанское «классико» – самый, наверное, ожидаемый клубный матч в европейском футболе. Конечно, есть финал Лиги чемпионов; но пока он не наполняется конкретными именами команд – это лишь точка в календаре. Притягательная, заме

Советский спорт Футбол» № 46 (77), 22-28 ноября

 «РЕАЛ» – «БАРСЕЛОНА» – 0:3. Испанское «классико» – самый, наверное, ожидаемый клубный матч в европейском футболе. Конечно, есть финал Лиги чемпионов; но пока он не наполняется конкретными именами команд – это лишь точка в календаре. Притягательная, заметим, сама по себе. А эту игру выискивают в любом новом календарике даже те, кто в остальное время к испанским страстям при всей их горячности равнодушен.

ПОЧЕМУ ТЕМНИЛ КРОЙФ

Чем этот «классико» запомнится в череде прочих не менее памятных и великих? Нынешний отличала удивительная «бразилистость» (по пять представителей этой страны в каждой команде плюс вся тренерская бригада «Реала»), да еще то обстоятельство, что до сих пор ни один барселонский тренер не изловчился выиграть в своей клубной карьере два матча на «Сантьяго Бернабеу». А у Райкаарда такая победа уже была – в дебютный год…

Прогнозов избегали. Даже Кройф. Он охотно констатировал, что «Барселона», им любимая, подходит к суперматчу в наилучшей форме, но даже от вольного предположения об исходе матча отказался. Показательная вещь. Ее можно трактовать и как то, что даже и наилучшая готовность в подобной игре не гарантирует победы.

Чего он опасался? Кройф это особо и не скрывал. Дело в том, что нынешний «Реал» – очень специфичная команда. Она уже не выходит исполнять звездный балет, не настаивает на том, чтобы непременно раскатать соперника, желательно обыграв каждого защитника хотя бы по два раза с пробросом мяча между ног. Были такие галактические времена. Нынешний «Реал» – команда гибкая. На выезде у «Бетиса» выиграла, действуя от обороны. А ведь за последние лет пять и не вспомнить удачной игры «Реала» от обороны. Ваш покорный слуга вспоминал неделю, и так ничего и не пришло в голову…

ВТОПТАННЫЕ В ГАЗОН

Случившееся, однако, стало для барселонцев настолько сладкой конфетой, что даже сейчас, ощущая во рту ее соблазнительное послевкусие, в это трудно поверить. «Барса» растерзала «Реал». Этому сложно подобрать адекватные эпитеты, потому что все они давно стали штампами и употребляются ради красного словца. Но представьте себе, что значит «затоптать в газон» в буквальном, а не в фигуральном смысле. Представьте себе, как это бывает, когда говорят: на поле была одна команда. Не было другой, не было. И это правда. 3:0 – самая крупная победа в «классико» на чужом поле за последние десять лет. А вот почему так? И куда девалась другая команда?

У «Реала» были проблемы. Роналдо и Баптиста, а также Зидан подходили к матчу, форсированно восстанавливаясь от травм. В итоге двое вышли в стартовом составе и оба на себя похожи не были. Сразу несколько значимых фигур, в частности, Рауль и Касильяс, играли за сборную Испании стыковые матчи против словаков и выложились в них физически и эмоционально. То же самое можно сказать и об опорнике Пабло Гарсия, игроке сборной Уругвая. Он мало того, что отыграл два стыка с Австралией от звонка до звонка, так еще во второй игре было дополнительное время. А по итогам стыков Уругвай остался без поездки на мировое первенство. В придачу к этому Пабло Гарсия еще и слетал по маршруту Мадрид – Монтевидео – Сидней – Мадрид, то есть облетел вокруг света. Дело это утомительное.

ОДНА КОМАНДА НА ПОЛЕ

Да, «Барселоне» было полегче. Но у нее была иная проблема: ее игра стала нормой, пусть и виртуозной. К ней стало возможно приноровиться. А «Реал» зарекомендовал себя командой пусть и довольно еще сырой, но уже достаточно гибкой. Это-то и было страшновато.

Состав «Реала» указывал на то, что тренер Лушембургу искал тактическое противоядие против «Барсы». В среднюю линию он так и не поставил универсального бульдога Серхио Рамоса, предпочтя не слишком умеющих отбирать мяч Пабло Гарсия и Бекхэма. Предпочел именно для того, чтобы не конкурировать с «Барсой» на ее почти что авторском поле – не бороться за мяч в центре. Перебивать, говоря упрощенно, этот центр длинными передачами, на которые Пабло Гарсия и Бекхэм мастера. Для того Лушембургу и бросил на поле всех троих своих нападающих. Но получилось по-другому. Соперник оказался хорош настолько, что даже и не оглянулся в сторону этих тактических ухищрений. Вот это и восхитило.

Как-то даже сомнений не возникало в превосходстве «Барсы». На первых минутах шла разведка, а в дальнейшем статистика показывала только возрастающее превосходство гостей. Единственный полевой игрок «Реала», который сражался до конца и выглядел достойно (насколько можно было выглядеть достойно в неиграющей команде), – Мичел Сальгадо. При этом с его фланга, который он в стремлении завести команду вынужденно оголял, Роналдиньо организовал два гола-близнеца.

После матча Зидан признает: «Что можно сказать, они играли лучше нас. Нечего искать оправдания». Если это понятно, то остальное можно себе даже не воображать. В общем, по-настоящему поразительным в матче оказался только один эпизод…

СКОЛЬКО НАМ ДО РОНАЛДИНЬО?

Это случилось, когда мадридская публика встала и устроила овацию… Роналдиньо. После очередного его гола. Врагу. На пике захватившей Испанию полемики о том, что Каталонии пора отделиться; на пике маленькой такой, интеллигентной, но все-таки ксенофобии. Они аплодировали сопернику, потому что пришли смотреть футбол. Что же делать, если любимая команда совсем футбола не показала? Отдавать должное сопернику. Это было высоко.

Как это непохоже на нас. Трудно представить, чтобы в ту же субботу, если бы, скажем, на заполненном на три четверти поклонниками «Спартака» стадионе выиграл «Локомотив», он удостоился бы овации. Да что там представлять! Все мы который день наблюдаем в интернете, на гостевых книгах аргументированную защиту наших молодых игроков, не совладавших с эмоциями в матче с датскими сверстниками.

Как представить, что Мадрид аплодировали «Барсе?» Никак. Но аплодируют же. Точно так же когда-то барселонские футболисты обнимали Фигу в первом его матче на «Ноу Камп» в составе «Реала». В игре, в которой трибуны освистывали его настолько жестко, что тренер даже запретил португальцу подавать угловые. Но вся «Барселона», от Гвардьолы до Пуйоля (тогда он еще был юношей), вышла в центр поля и проводила Фигу с поля. Это очень разные, конечно, жесты. Объединяет их то, что в любой ситуации, даже самой конфликтной, главные ценности, а именно футбольная игра, в чаше стадиона ценится превыше всех остальных. В том числе и деления на своих и чужих.

Такое редко бывает. И вообще явление штучное. Оно и «классико» не всегда сопутствует. Но на то он и величайший европейский матч, чтобы задавать ориентиры. Когда мы смотрим эти игры, должны понимать, что свой Роналдиньо родится либо приедет в наши пенаты, наверное, нескоро. И зависит это не от нас. Зато мы сами можем найти в себе силы приветствовать блестяще играющего соперника либо осудить собственного игрока, если он вдруг совершил неблаговидный поступок.  Это и к Роналдиньо нас приблизит. Хотя и немного.