Анонс материалов еженедельника «Советский спорт Футбол» (31 января - 6 февраля 2006 года)
СОБЫТИЕ «Спартак» – «Динамо» К
Секрет побед «Спартака» в Киеве
БЕСКОВ ПРОТИВ ЛОБАНОВСКОГО. В позднем СССР было модно сталкивать лбами тренеров «Спартака» и киевского «Динамо». Молчаливый и гордый Константин Иванович Бесков не опускался до разборок с профанами, хор же его апологетов был не так громок. Посему явно побеждало такое общественное мнение: будущее за футболом Валерия Васильевича Лобановского, а школа Бескова (увы!) скоро канет в лету.
Дмитрий Туманов
Можно представить, как болезненно было слышать и читать Бескову про то, что его «школа» – отсталая, да еще какую-то ерунду про «кружевной футбол». Как будто его ребята, словно красны-девицы, занимаются вышиванием крестиком. Парадокс же заключался в том, что эти «девицы» с каким-то мистическим постоянством громили мощное, вооруженное передовой теорией «Динамо» Лобановского. Парадокс, конечно… но только для максималистов. Истина же лежит как раз посередине. Обе школы – и Бескова, и Лобановского – были по-своему передовыми, и, значит, глупо было выяснять, кто передовее.
Теоретический «антагонизм» Лобановского и Бескова усугублялся еще и историческим непримиримым соперничеством между киевским «Динамо» и «Спартаком». В 50-60-е «спартачи» бились с «хохлами» не на жизнь, а на смерть, а в 80-е эти зарубы стали запредельными, но при этом главным украшением чемпионата. По зрелищности они были на порядок выше любого матча нынешних чемпионатов России.
В ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ ЛОЖЕ
Весной 2002 года произошел замечательный разговор тренера с бывшим спартаковцем Александром Бубновым. Как раз о вышеупомянутом «мистическом парадоксе» во взаимоотношениях двух клубов.
– Мы встретились незадолго до смерти Валерия Васильевича, – вспоминает Бубнов. – По весне я привез в Киев на просмотр одного парня. Лобановский сидел на стадионе в правительственной ложе. На поле шла тренировка из тех, которые прозвали тестом смерти (после одной из них Каладзе тошнило, и он кричал: «На кой черт мне нужен этот футбол!»). Лобановский пригласил меня в ложу и усадил рядом. Выглядел он плохо. Потом еще Демьяненко удивлялся: «О чем вы с ним так долго говорили?» Мы с Михайличенко с ним работаем, и то аудиенции довольно короткие. А тут – целый час!»
Говорили мы сначала о селекции, а потом стали вспоминать. Как раз на том стадионе «Спартак» обыгрывал «Динамо» 4:1, 3:0… И пошла дискуссия: за счет чего? И вот я ему говорю: «Мне нравилось, как вы прессинговали, и я двумя руками за ваши принципы. Но все-таки в матчах против «Спартака» такой прессинг был ошибкой. Тут я сторонник другого прессинга – качественного, который мы в «Спартаке» отрабатывали». «А что это такое – качественный прессинг?» – спрашивает Лобановский.
АРИТМИЯ
– Надо сказать, что хотя прессинг использовался еще при царе Горохе, он не был таким тотальным, как в Киеве при Лобановском. И, самое главное, Валерий Васильевич разработал принципы прессинга, которые его игроки должны были знать, как «Отче наш». Они отрабатывались на тренировках, и каждый знал их на зубок.
Прессинг условно применяется в трех зонах в зависимости от соперника. Против слабого целесообразно прессинговать на половине поля соперника. Хотя бы для того, чтобы не терять время и силы: чем быстрее отнимешь мяч, тем ближе до штрафной соперника. Но киевское «Динамо» было настолько уверено в своих силах, что на своем поле прессинг на чужой половине применяло против всех команд – и слабых, и сильных. При своих болельщиках динамовцы считали ниже своего достоинства играть как-то иначе. Но прессинговать весь матч – сил не хватит. Поэтому в игре «Динамо» была четкая аритмия: 15 минут – прессинг, 15 минут передышка, потом снова прессинг. Этот сценарий повторялся после перерыва.
То, что интервалы были именно такими, совсем не случайно. У Лобановского все было научно обосновано: вычислили, что игрок в максимальном темпе может действовать минут 8-12 минут, затем надо сделать паузу (потому у него и упражнения на скоростную выносливость длились столько же). Во время паузы отходят назад, проводят контратаки или же просто мяч держат, чтобы восстановиться. Это, кстати, очень не нравилось зрителям и специалистам: писали – антифутбол. Но тут все объяснялось физиологией…
– Этот переход от прессинга к «паузе» делался по команде?
– Знак мог дать капитан команды, а можно было и посмотреть время на табло. Первые 15 минут – самые важные. Это не только большие скорости, но и очень жесткая игра, все в подкатах стелятся. Своего рода психическая атака, чтобы сломить соперника. Впервые ощутил это на себе в 1975 году, когда играл за московское «Динамо» (проиграли достойно – 0:1). Голову не успеваешь поворачивать, соперники ураганом на тебя несутся! Ревет стотысячник. Многие команды ломались психологически… Когда «Спартак» приезжал в Киев, на установке так и говорили: первые 15 минут надо выстоять! И как правило, за редким исключением, это удавалось. А два раза – в 1982-м (Черенков на 18 минуте) и 1989 (Шмаров на 9-й) – «Спартак» преодолев прессинг, забивал первый в самом начале игры.
Ведь если Киев в это время забивал, то выиграть у него было уже невозможно.
Хотя один раз получилось. В 1988 в первом тайме нас просто смяли: забили гол, могли забить еще (это была игра высочайшего класса – какую позже динамовцы показали на ЧЕ-1988). Но во втором тайме мы все-таки забили два гола. Кстати, чуть ли не сразу после этого киевляне в составе сборной СССР поехал в Западный Берлин на «Турнир четырех», где обыграли сборную Аргентины с Марадоной – 4:2…
220 УДАРОВ В МИНУТУ
– Если посчитать, со своими скоростными нападающими «Динамо» не меньше забивало на контратаках, чем в результате тотального прессинга…
– Бывали, помню, матчи сборной СССР против сильных соперников, когда на установках Лобановский говорил: «На половине поля соперников для вас кислорода нет!» Мяч потеряли – тут же на свою половину поля и там уже перекрывали все зоны. А как только отбирали мяч, тут же длинная передача, и Блохин, Протасов, Беланов все несутся. В «Динамо» вообще все были скоростными. Ураган! Особенно скоростной выносливостью отличались крайние хавы и защитники: Трошкин, Рац, Яремчук, Демьяненко… Их задача была добежать до лицевой и прострелить, а там уже на мяч бежала группа атаки – человек шесть, каждый на свою точку. И не надо делать нацеленную передачу: на высокой скорости, да еще в борьбе это было очень трудно. Прострелил по дуге, а там мяч найдет – не того, так другого. У Лобановского был даже такой термин для нападающих – «встретиться с мячом». И если не встретились с мячом, то они виноваты, а не тот, кто подавал.
Все было отработано до автоматизма. Упражнения были максимально приближены к игре по нагрузкам. А по сложности часто даже превосходили игровые ситуации. Все эти упражнения игроки знали наизусть. А новичкам, конечно, приходилось привыкать.
– Главным образом, к нагрузкам…
– Когда ты тренируешься в «Спартаке» в одном режиме – более щадящем, а затем приходишь к Лобановскому, то, конечно, тяжело. Со временем, когда заранее узнавал о предстоящем вызове в сборную, сам на тренировках добавлял скорость, готовил свой организм… Но нагрузки нагрузками, а надо было еще понять суть упражнения, нюансы. Тогда легче работать. Киевляне-то хитрости определенные знали – как силы экономить, сыграть рациональнее. Потому что ведь все делается на пределе – пульс доходил до 200 – 220 ударов! И пока организм не адаптирован к такому режиму, людей тошнило…
– Это, наверное, объясняет, почему Лобановский упорно приглашал в сборную «своих», «адаптированных»…
– Конечно. Если он и приглашал кого-то «со стороны», то на слабые позиции: диспетчером Гаврилова, Черенкова, Оганесяна… Дасаев все время приглашался, потому что вратари в «Динамо» были не самые сильные.
ТЕСНЫЙ КВАДРАТ
– Итак, всем хороша методика Лобановского, но прессинг, оказывается, некачественный…
– Речь идет не о прессинге вообще, а именно в матчах против «Спартака». «Динамо» как прессинговало? На игрока, владеющего мячом, идут сразу трое – один на большой скорости. Его, конечно, легко обвести: убрал мяч в сторону, он и пролетел. Но «летит» он специально, чтобы игрок не сделал передачу, а пошел в обводку. И тогда уже два партнера его накрывают, в какую бы сторону тот ни ушел. Но есть одно «но». Если атакуют трое одного, значит, они бросили своих игроков. Конечно, они передали их партнерам, но те опять-таки бросили своих. И, получается, на фланге остаются 2-3 свободных игрока. Согласен, говорю Лобановскому, это не беда, все по теории. В условиях такого прессинга трудно точно перевести мяч на 60 метров. Но если соперник готов к такому прессингу? Знает противоядие?
Бесков и Лобановский шли разными путями. Оба опережали свое время. Один разработал прессинг и соответствующие упражнения, другой принципы и упражнения, как преодолевать прессинг. Бесков еще до «Спартака» (когда я играл в московском «Динамо» и жил два года в Новогорске, видел, как он тренировал сборную) давал так называемые «тесные квадраты», моделирующие игру как раз в условиях прессинга.
– Чуть подробнее о «тесном квадрате».
– Это, обычно, игра без ворот шесть на шесть на полполя или в квадрате 20 на 20 метров в одно или два касания. Цель упражнения – научить как можно быстрее передавать мяч. И мы так уверенно чувствовали себя в этих квадратах, что соперники мяч не могли отнять! В этих «тесных квадратах» играешь один в один. Ты должен подстраховывать партнера, не забывать «своего» соперника. Но бросаться вдвоем, втроем на одного Бесков считал безграмотным.
ВЗЯТЬ БРОВКУ
– Было еще упражнение «взятие бровки», где как раз очень важно не упустить своего игрока. Играют обычно 8 на 8, 9 на 9, 10 на10 на полполя. Бровку надо взять не ударом, а остановив мяч за линией. А расстояние то 50 метров! А самое главное – вести мяч нельзя: игра лишь в два касания! Только партнер открылся, сразу ему, как Бесков выражался, «нужно точно в клюшку дать». Это сложнейшее упражнение! В нем как раз и тренируется тотальный футбол: бровку не взять, если атакуешь не всей восьмеркой. Нужна большая техника, умение открываться («дергать» соперника, «качать») и предельная синхронность. Таких упражнений больше ни в каких других командах не видел. Хотя Лобановский его у Бескова перенял, слегка модернизировав. И поэтому, кстати, если сначала киевское «Динамо» по манере игры от «Спартака» сильно отличалось, то в середине 80-х уже во многом напоминало. В первую очередь, по игре в одно-два касания.
Кстати, в конце 90-х Йозеф Сабо в одном из интервью озвучил, полагаю, слова Лобановского: «Футбол будущего – это игра в одно касание». Но именно так «Спартак» играл еще в 70-е! Все было отработано до автоматизма! Помню, играла основа против дубля (в котором, кстати, были Шалимов с Мостовым) два тайма по 30 минут. Мы играем в одно касание (только при отборе можно делать два), а они – сколько хочешь. И первый тайм мы выиграли 7:0!
Принцип спартаковской игры при Бескове – как можно быстрее пасом отрезать как можно большую группу соперников. «Спартаку» было достаточно на каком-то участке поля создать преимущество в одного игрока, и за счет быстрой игры в одно-два касания мы могли разорвать любую оборону. Что Бесков и доказывал: в Еврокубках, в играх против сборной Бразилии, Аргентины и, конечно, против киевлян. Именно в матчах против «Динамо» Бесков проверял свою методику. А для всех нас матчи с киевлянами были «госэкзаменом». Бесков так и говорил. И если не выдерживал этого экзамена, хотя мог здорово играть против «Кайрата», «Нефтчи» и других команд, он на тебе крест ставил.
ГОЛ В ЧЕТЫРЕ КАСАНИЯ
– Вернемся все-таки к разговору с Лобановским…
– Для большей ясности привел Лобановскому конкретный пример из матча 1984 года, когда мы в Киеве выиграли 3:0. Он прекрасно помнил все детали, а я тем более. Все как раз развивалось у правительственной трибуны, где мы тогда сидели. Я играл опорного полузащитника. Мяч у Базулева. Его атакует нападающий, я открываюсь, он отдает мяч. На меня летят трое, первым в подкате, кажется, Буряк. А на противоположной бровке совершенно свободный Сочнов. Все в соответствии с игровыми принципами «Динамо». Кстати Базулев, в соответствии со спартаковскими принципам, отдает мне мяч не просто так, а под «дальнюю» ногу, чтобы соперник не мог перехватить. Далее, опять-таки по нашим принципам, в одно касание перевожу мяч Сочнову (удар у меня был хороший, а тут еще бил по катящемуся мячу). Причем, еще до того, как принял мяч, уже знал, что буду с ним делать. Бесков требовал: прежде чем открыться, игрок должен знать продолжение атаки. А при игре в одно касание иначе и нельзя. И вот, одним ударом, говорю Лобановскому, я отрезал семь ваших игроков!
Сочнов бежит с мячом к штрафной, его никто не атакует. Летит на всех парах и наша группа атаки (Черенков, Гаврилов, Радионов, Кузнецов). Они были готовы к такому переводу мяча. И в нападении у нас уже численное преимущество. А «Спартак», повторюсь, с лишним игроком разорвет любую оборону. Ваши защитники не знают, кого брать, упускают Кузнецова, Сочнов, делает ему передачу, тот выкатывается один на один и гол! Вся комбинация – четыре передачи – длилась секунд восемь.
Если бы соперник играл в качественный прессинг – один в один, как мы в «Спартаке» отрабатывали, такой комбинации не получилось бы. Потом, «Спартак» никогда кучей не играл. Использовал всю ширину поля, и игроки располагались соответственно. Когда все собирались вокруг мяча, то такой футбол Бесков называл «колхозным». Он говорил: «Мы должны «расставить» игроков соперника». Что это значит? Классная команда обязательно при потере мяча будет всех разбирать, а, значит, встанет так, как нам надо. И чем мы шире располагаемся, тем им труднее прессинговать. Сочнов по этому принципу и располагался на бровке – как можно шире.
Лобановский внимательно выслушал, но все равно не изменил своей натуре. Говорит: «Ну, в том эпизоде у нас просто прессинг не получился!» Да, говорю, потому и не получился, что мы знали противоядие, и все было отработано. Против слабых команд, против любой другой советской такой прессинг может пройти. Против «Рапида», даже против аргентинцев и бразильцев (те любят повозиться с мячом). А против «Спартака» – нет! Он только головой покачал – крыть было нечем.
– Но почему же так упрямо в Киеве «Динамо» следовало одной тактике?
– Вот это непонятно. Кстати, когда мы 3:0 вели, и динамовцы в очередной раз понеслись большими силами вперед, Лобановский – я был поражен! – выскочил к бровке и закричал: «Куда?! Куда такими большими силами!? Вы что с ума сошли!?»
– Странно, что этот разговор не состоялся раньше, когда вы приезжали в сборную…
– Раньше такого разговора в принципе быть не могло! После поездки в Кувейт Лобановский сильно изменился. Я ему так в беседе и сказал: «Валерий Васильевич, слышал, вы сильно изменились и с вами можно дискутировать...» – «Александр, что тут такого? – ответил он. – Человек с возрастом мудреет».
Костюм к чемпионату мира
МАКСИМ КАЛИНИЧЕНКО. На Кубке Первого канала, который будет разыгран 5-9 февраля в Израиле с участием «Спартака», ЦСКА, киевского «Динамо» и донецкого «Шахтера», у украинского легионера красно-белых будет шанс доказать, что летом он может пригодиться сборной Украины на чемпионате мира в Германии.
Андрей Бодров

Один за всех
ЖАН-ЖАК ЭЙДЕЛИ. В свое время он лгал полицейским и следователям, покрывая своих товарищей по команде и руководителей клуба. Но через двенадцать лет после окончания дела «Валансьенн-Олимпик» (VA-OM) полузащитник «Марселя», брошенный всеми и безработный, решил рассказать правду о событиях 1992-93 годов, когда французский клуб выиграл Лигу чемпионов.
История одной подлости
ЦСКА. 17 марта 1993-го года ЦСКА в 4-м туре группового раунда Лиги чемпионов потерпел в гостях унизительное поражение от «Марселя» со счетом 0:6. История этого поединка была покрыта мраком без малого 14 лет, и даже спустя долгие годы повзрослевшие армейцы (а основу той команды составляли молодые футболисты) не решались говорить правду. Боялись, что любое оправдание, даже самое шокирующее, сочтут слабостью. Но после признания защитника «Марселя» Жан-Жака Эйдели наши заговорили.
Сергей Егоров
ПРЕМЬЕР-ЛИГА
План-2006 – попасть в «десятку»
«МОСКВА». Футболисты «Москвы», не успев как следует отдохнуть в семейном кругу после первого сбора в Эмиратах, отправились готовиться к сезону в Португалию. О том, как проходит подготовка, рассказывает генеральный директор «Москвы» Юрий Белоус.
Геннадий Ларчиков
«Локо» прессингует
«ЛОКОМОТИВ». На сборе в Эмиратах «Локомотив» заново учился играть в быстрый футбол. Как считает новый главный тренер железнодорожников Славо Муслин, скоростная игра – залог будущих успехов.
Игорь Зетилов
ПЕРВЫЙ ДИВИЗИОН
Предъявите деньги
АТТЕСТАЦИЯ. На сегодняшний день десять клубов первого дивизиона не представили в ПФЛ полный перечень документов, необходимых для участия в первенстве-2006. О ходе аттестации первого и второго дивизиона рассказывает генеральный директор Лиги Андрей Соколов.
Игорь Тимашев
ЧЕ-2008
Могло быть и хуже
ЖЕРЕБЬЕВКА. 27 января в швейцарском курорте Монтре были сформированы отборочные группы Евро-2008, финальный турнир которого пройдет в Австрии и Швейцарии. Сборная России оказалась в компании с командами Англии, Хорватии, Израиля, Эстонии, Македонии и Андорры. Нормальный жребий: мог быть и лучше, но мог быть и хуже.
Игорь Гольдес
ЧМ-2006. АНГЛИЯ
Расставание без сожаления
СВЕН-ЕРАН ЭРИКССОН. Решение шведского наставника сборной Англии покинуть свой пост по окончании чемпионата мира в Германии было воспринято на Британских островах с видимым облегчением.
Александр Кобеляцкий
РЕТРО
Нежизнеспособный гибрид
ЧМ-1938. Принудительное слияние сборных Австрии и Германии не принесло никаких дивидендов Третьему рейху. Во Франции немецкая команда проделала самый короткий путь за всю историю финальных турниров чемпионатов мира.
Александр Кобеляцкий
КУБОК АФРИКИ
Жарко на поле, прохладно на улице
ЕГИПЕТ-2006. На Кубке Африки осталось провести еще несколько матчей групповых турниров. Однако семь из восьми четвертьфиналистов уже известны. В плей-офф вышли сборные Египта, Кот-д’Ивуара, Камеруна, ДР Конго, Туниса, Гвинеи и Нигерии. За играми в столице Египта наблюдал спортивный директор ЦСКА, Заслуженный тренер СССР Владимир Сальков.
Геннадий Ларчиков
ИТАЛИЯ
Налоговая удавка на шее кальчо
РЫНОК. Перед закрытием зимнего трансферного рынка итальянские клубы торопятся сделать последние покупки. Одним новички нужны, чтобы бороться за скудетто или высокие места, другие делают приобретения на будущее.
Александр Тараканов
ФРАНЦИЯ
Без мотивации
КУБОК. Во вторник и среду во Франции играются матчи 1/16 финала этого турнира. Борьбу за почетный трофей продолжают 14 команд элитного дивизиона, которые в трех случаях схлестнутся с любителями. Впрочем, вполне вероятно, что разница в классе не будет столь очевидной: клубы первого дивизиона разбавят составы дублерами…
Дмитрий Туманов
ГЕРМАНИЯ
Зрители соскучились
ВТОРОЙ КРУГ. В минувшие выходные дни после зимних каникул возобновились игры в бундеслиге. И в первом же матче второго круга мюнхенская «Бавария», единоличный лидер чемпионата, подтвердила свои чемпионские амбиции, уверенно переиграв в гостях (3:1) традиционно неудобного соперника – менхенгладбахскую «Боруссию».
Мирон Гойхман, Владимир Менес
ИСПАНСКИЙ ДНЕВНИК ВАСИЛИЯ УТКИНА
Запомните их имена
ОТКРЫТИЯ. В последние две недели сразу в нескольких средствах футбольно-массовой информации я обнаружил соображения журналистов о том, кто стал открытием европейского сезона. Он далек от завершения, однако в его конце разве до открытий будет? Нет, тогда мы будем чествовать чемпионов и анализировать.
СЕЗОН-2006. КАЛЕНДАРЬ ЧЕМПИОНАТА И КУБКА СТРАНЫ (ПРОЕКТ)
А ТАКЖЕ ВСЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОТ СБОРНЫХ ДО КОЛЛЕКТИВОВ ФИЗКУЛЬТУРЫ
Полные версии этих статей и другие материалы читайте в «ССФ» № 4. «ССФ» в продаже со вторника, 31 января.





