Анатолий Бышовец: На пенсию мне пока рановато

В воскресенье известный советский футболист и российский тренер Анатолий Бышовец, в карьере которого были и «Зенит», и олимпийская сборная СССР, и сборные СНГ и России, отметил свое 60-летие. Накануне юбилея Анатолий Федорович дал интервью газете «Смена»

В воскресенье известный советский футболист и российский тренер Анатолий Бышовец, в карьере которого были и «Зенит», и олимпийская сборная СССР, и сборные СНГ и России, отметил свое 60-летие. Накануне юбилея Анатолий Федорович дал интервью газете «Смена», самые интересные выдержки из которого мы приводим для вас.

- Какой из сыгранных матчей в преддверии рубежной даты вспоминается Бышовцу-футболисту?

- Наверное, киевский матч с «Селтиком» в 1966-м. Сто тысяч человек на стадионе, а все остальные - у телевизоров! Шествие болельщиков по Крещатику после нашей победы над обладателями Кубка европейских чемпионов. Это было незабываемое зрелище.

- К той же поре относится и знаменитая строчка из песни Владимира Высоцкого: «Ведь недаром клуб «Фиорентина» предлагал миллион за Бышовца!» Вы знаете историю появления этого, как принято сейчас говорить, хита?

- С «Фиорентиной» мы встречались в Кубке европейских чемпионов 1967 года. Обладатели скудетто во главе со знаменитым бразильцем Амарилдо обыграли нас в Киеве, но дома довольствовались лишь ничьей. Игры были захватывающими, а матч во Флоренции мне особенно удался. После одного из спектаклей Театра на Таганке мы встретились с Высоцким, и он мимоходом заметил: «Знаешь, итальянцы хотят тебя купить». Естественно, в те годы об отъезде за рубеж и речи быть не могло. Мне оставалось только удивляться, откуда у Высоцкого такие сведения. Вскоре появилась та самая песня.

- В бытность игроком задумывались о тренерской карьере?

- Мне пришлось поиграть под руководством выдающихся наставников - Виктора Маслова, Михаила Якушина, Гавриила Качалина, Николая Морозова. Их работу я пытался проецировать через призму своего понимания футбола. Очень рано понял: это мое призвание.

- Достаточно рано закончив карьеру игрока, вы пошли работать не в команду мастеров, а в ДЮСШ. Чем это было вызвано?

- С одной стороны, желанием больше внимания уделять семье. Работая с командой мастеров, неминуемо обделял бы жену и сыновей. С другой - у меня особое отношение к детям.

Они всегда ко мне тянутся, даже на улице или в дороге. Начинал тренировать не с юношеской даже команды, а с детской. Набрал 11-летних пацанов, среди которых был и Алексей Михайличенко, и вел их до самого выпуска. Зато сейчас могу с полной уверенностью сказать, что познакомился со всеми нюансами тренерского ремесла: от учебного процесса в группах начальной подготовки до работы с национальной сборной.

- Как получилось, что незаурядный форвард Бышовец, став тренером, чаще всего во главу угла в своих командах ставил оборону?

- Игра начинается от своих ворот, и от того, насколько команда за них спокойна, зависит и содержание игры в центре поля, и развитие атаки. Действовать по принципу «вы забиваете, сколько можете, мы - сколько захотим» могли лишь бразильцы. Да и то не всегда.

- Намекаете на финал олимпийского турнира в Сеуле, где ведомая вами сборная СССР обыграла команду, в которой блистали Ромарио, Бебето, Жоржиньо и Таффарел?

- Это была действительно красивая победа. И отнюдь не случайная, как это преподносится сейчас. Многие подзабыли, что из 12 официальных матчей олимпийская сборная сеульского образца не проиграла ни одного.

В отборочном турнире вместе с нами играли болгары. Как-то на семинаре в Испании мы пересеклись с Христо Стоичковым. Знаменитый форвард сказал, что больше никогда не видел команды с таким сильным характером. Христо верно подметил: сила той сборной была в единстве.

- Откроете ли вы когда-нибудь секрет поражения сборной СНГ от «пьяных» шотландцев на Евро-92?

- Не были они пьяными. Перед игрой, решавшей, кто продолжит борьбу в полуфинале, с шотландцами, потерявшими все шансы, велись переговоры. Об этом были осведомлены и игроки сборной СНГ, наивно поверившие, что соперники не будут особо сопротивляться. Шотландцы же играли на победу в пользу Германии. Пожалуй, дальше развивать эту тему не стоит.

- В связи с назначением главным тренером сборной России Гуса Хиддинка, прекрасно отработавшего в Корее, вспомнили и о вашем вкладе в футбол этой страны…

- Это приятный момент, тем более что некоторые игроки, выступавшие под моим началом на ЧМ-94, играли ведущие роли и в команде Хиддинка. Любой иностранец, приезжающий в Страну утренней свежести, сталкивается с массой вещей, ему непонятных. В Корее развито конфуцианство, одной из норм которого является подчинение младшего старшему. Причем старшинство определяется не возрастом, а должностью. Многие мои воспитанники очень тепло вспоминают о совместной работе, не подчеркивая субординации. Как тут не вспомнить поговорку про пророка в своем Отечестве! В России, увы, по большей части остаюсь невостребованным.

- В одном из интервью вы говорили, что 60 - это тот возраст, после которого уже не стоит тренировать. Достигнув этого рубежа, остались при своем мнении?

- Нет, убедился, как опрометчиво говорить в 50 подобное. Глядя на тех, кто старше, иногда просто поражаюсь их энергии и заряжаюсь ею. На последнем спектакле в МХТ я был просто покорен игрой 70-летнего Олега Табакова, недавно ставшего отцом. Моему другу Кириллу Лаврову - 80, но когда я приезжаю в Санкт-Петербург, то просто восхищаюсь его энергией и работоспособностью. Да и свою физическую и творческую форму оцениваю как превосходную. Спокойно бегаю кросс наравне с футболистами российского первого дивизиона и забиваю в матчах за ветеранов по 9 - 10 голов. Все больше склоняюсь к мнению, что на пенсию рановато.

- Существует народная футбольная примета: если Анатолий Бышовец замелькал на экранах телевизоров, значит, в одном из клубов Премьер-лиги скоро сменится главный тренер…

- Смею вас заверить, что повышенный интерес к моей персоне со стороны телевидения был вызван 60-летним юбилеем.