Миссия невыполнима? Пять причин, почему у Хиддинка получится

Голландский тренер приступил к осуществлению задачи, которая многим кажется невыполнимой: сделать из сборной России команду мирового уровня.

5 ПРИЧИН, ПОЧЕМУ У ХИДДИНКА ПОЛУЧИТСЯ

ГУС ХИДДИНК. Голландский тренер приступил к осуществлению задачи, которая многим кажется невыполнимой: сделать из сборной России команду мирового уровня.

Р азговоры о том, что сборной России необходим иностранный тренер пошли еще восемь лет назад, когда команда не попала в финальную часть чемпионата мира-1998 во Франции. Тогда бывший президент Российского футбольного союза Вячеслав Колосков идею отверг сразу, объяснив свое нежелание видеть иностранца во главе национальной команды тем, что в России хватает специалистов высокого уровня. После этого сборной с разным успехом руководили Анатолий Бышовец, Олег Романцев, Валерий Газзаев, Георгий Ярцев и Юрий Семин, хотя после очередного провала – на ЧМ-2002 в Японии и Корее – вопрос об иностранном тренере вновь стал актуальным. Колосков уступил тогда давлению общественного мнения и проконсультировался с техническим директором УЕФА Энди Роксбургом. По словам бывшего президента РФС, Рогсбург не советовал делать ставку на иностранца. «Таким образом следует поступать развивающимся футбольным странам, у которых нет традиций. Кроме того, иностранцу сложно обращаться и с игроками, и с клубными наставниками. Да и чувство патриотизма сможет воспитать только человек, который сам вырос в этой же стране», – такой, по Колоскову, якобы была позиция чиновника УЕФА. Впрочем, это не помешало рассмотреть внушительный по длине и именам список кандидатур. В него тогда входили француз Филипп Труссье и датчанин Ричард Меллер-Нильсен, норвежец Эгил Ульсен и бразилец Карлос Алберто Паррейра, немцы Винфрид Шефер и Ули Штилике и итальянец Марко Тарделли, а также голландец Гус Хиддинк. «К варианту с приглашением иностранного тренера можно будет прийти лишь в том случае, если возможности отечественных специалистов окажутся исчерпанными», – говорил Колосков и добавлял, что России футбольный second hand не нужен. Кроме того, по его мнению, главный тренер сборной должен был говорить на одном языке с игроками и хорошо знать российский футбол. Пример Хиддинка, который вывел сборную Кореи в полуфинал чемпионата мира, его не убеждал: «У него команда круглый год была на сборах, очень серьезно готовилась к турниру, который, к тому же, проходил на ее территории. В наших условиях такое, к сожалению, невозможно. Иностранцу сначала нужно поработать в клубе, хорошо узнать Россию и ее футбол, а потом уже браться за сборную. Сколько тренеров-легионеров было в нашем чемпионате? И что получилось? Жорже, Гжебик, Курбис, Скала – никто из них не сумел добиться в России результата. Разве можно кого-то из них после этого приглашать в сборную?»

Но времена изменились. Колосков больше не глава российского футбола, а из наших ведущих специалистов на посту главного тренера сборной побывали уже все. Новый же президент РФС Виталий Мутко, имеющий опыт общения с иностранным специалистом – Властимилом Петржелой – в бытность свою в «Зените», решил рискнуть и пригласил Хиддинка в Россию. Деньги под него тоже нашлись, во всяком случае, российское предложение перебило австралийское. И теперь за 2 миллиона евро в год голландец, чей контракт истекает в 2008-м, но может быть продлен до 2010-го, будет строить новую российскую сборную. Справится ли? Попытаемся разобраться.

Причина 1: высокий уровень

Хиддинк не был выдающимся футболистом, хотя и считался одним из самых популярных игроков клуба «Графсхап». По его собственному признанию, он не мыслил свою жизнь вне футбола и потому после окончания карьеры выбрал профессию тренера. Хиддинк не стал торопить события и первые годы довольствовался местом помощника главного тренера в своем клубе, чтобы затем перейти на ту же должность в ПСВ. После трех лет «стажировки» в Эйндховене он, наконец, стал главным, а у ПСВ началась золотая полоса – клуб три сезона подряд становился чемпионом страны и впервые в истории выиграл Кубок чемпионов. В мае 1988 года в финале в серии послематчевых пенальти была обыграна «Бенфика». Успехи не были случайными – за ПСВ того времени выступали Руд Гуллит, Роналд Куман, Ханс ван Брекелен, Вим Кифт, Серен Лербю, Эрик Геретс, что, впрочем, не умаляет заслуг Хиддинка, который сумел создать команду с неповторимым стилем.

Успехи 40-летнего наставника не остались незамеченными. Последовало заманчивое приглашение в турецкий «Фенербахче», куда Хиддинк отправился на заработки. Правда, 5-е место в сезоне-1990/91 вряд ли можно отнести к достижениям голландца. В Испании, где Хиддинк три сезона работал с «Валенсией», конкуренцию грандам составить не удалось, хотя два четвертых места – вполне достойный результат для команды, чьи возможности несравнимы с возможностями «Реала» или «Барселоны». В королевском клубе Хиддинку также довелось поработать, но уже после чемпионата мира-1998, где руководимая им сборная Голландии дошла до полуфинала и уступила Бразилии только в серии послематчевых пенальти. В «Реале» Хиддинк продержался всего сезон – второе место посчитали неудачей, а затем отправился поднимать «Бетис», где пробыл всего месяца три, но команда вышла из второго в первый дивизион. Ну, а дальше были сборная Кореи, полуфиналист ЧМ-2002, вновь ПСВ и победы в чемпионате Голландии и сборная Австралии.

Ни с одной из команд Хиддинк не опускался ниже определенного уровня независимо от того, были в их составах звезды мирового уровня или нет, и от того, какие возможности предоставлял бюджет.

Причина 2: огромный опыт

В клубном футболе Голландии для Хиддинка нет тайн, да и в Испании тоже, но для нас гораздо важнее то, что он добивается результата со сборными. Голландец одновременно и практик, и теоретик. Он умеет ставить игру независимо от того, в какие временные рамки поставлен. В Корее у него был год на подготовку к чемпионату мира, и он вывел ее в полуфинал. В Австралии Хиддинк имел в своем распоряжении всего пару месяцев, чтобы обеспечить выход сборной в финальную часть ЧМ-2006, и тоже с задачей справился, одновременно работая с ПСВ. От него больше ничего не требовалось, но и в Германии Хиддинк выжал из сборной Австралии максимум – «соккеруз» вышли в 1/8 финала, где уступили будущим чемпионам – итальянцам.

Голландский тренер знает не только возможности своих футболистов, но и может считаться, вероятно, самым глубоким знатоком мирового футбола. Во всяком случае, никто из российских специалистов в этой области с ним не сравнится. Накопленные знания и опыт позволяют ему ставить перед любым соперником сложные, порой неразрешимые задачи, менять тактику по ходу матча и делать эффективные замены. Разве можно забыть, как на ЧМ-2002 Корея завершала матч против Италии с четырьмя (!) нападающими?

Причина 3: умение работать в непривычных условиях

Успехи Хиддинка в Корее показали, что для него не составляет большого труда адаптироваться даже в самых экзотических условиях. Голландец стал первым иностранцем, кому предоставили почетное корейское гражданство. Его именем назвали стадион в Кванчжу. Ему подарили виллу на одном из островов. Он имеет право бесплатно летать самолетами корейских авиалиний и не платить за такси в Стране утренней свежести. Трудно было предположить перед началом ЧМ-2002, что все закончится именно так, потому что Хиддинка не только критиковали, но и предлагали отказаться от его услуг. Однако критикам пришлось признать, что успех сборной – полностью заслуга голландца. С теми же игроками, что и его предшественники, он добился гораздо большего. Это относится и к сборной Австралии, которая за год до ЧМ в Германии произвела на Кубке Конфедераций жалкое впечатление. Однако метаморфоза, произошедшая с корейцами, еще более разительна. Хиддинку удалось сломать их консерватизм, победить клановость, заставить не выполнять заученно тренерские установки, а мыслить на поле. Ни один корейский тренер не решился бы отказаться от услуг ветерана Хон Мюн Бо, участника трех чемпионатов мира. Но Хиддинку он не понравился («слишком расслаблен, не отрабатывает в полную силу»), и капитану сборной пришлось доказывать, как и всем остальным, что он достоин приглашения в сборную.

Чем дольше работал Хиддинк в Корее, тем уважительней к нему относились. Конечно, для корейцев Хиддинк – глыба, авторитет. В России, стране богатой футбольной культуры, снизу вверх никто на него смотреть не будет. Но это и не нужно. При всех различиях российский менталитет все же ближе к голландскому, чем корейский. Значит, будет проще договариваться.

Причина 4: твердость характера

В Корее Хиддинку приходилось принимать жесткие решения и нередко идти против общественного мнения. Так, вся страна недоумевала, когда он пригласил в сборную молодого нападающего Ча Ду Ри из студенческой команды, с которой сборная проводила контрольный матч. Как назло, в следующих товарищеских встречах игрок выглядел далеко не блестяще, однако Хиддинк пошел на принцип и включил его в заявку на ЧМ. Когда же Ча Ду Ри, выйдя на замену, едва не принес Корее победу в матче с Италией, все признали правоту голландского тренерера.

Столь же тверд был Хиддинк и когда ломал отношения между игроками сборной. Дело в том, что ветераны всегда находились в ней на особом положении. Даже на поле молодой футболист должен был использовать вежливое обращение, если хотел получить от мяч от более опытного партнера. Хиддинк настоял на том, чтобы в сборной все были равны. «Все началось с того, что он велел нам есть за одним столом, – вспоминал нападающий Ли Чун Су. – До Хиддинка у команды было три отдельных стола для ветеранов, игроков среднего возраста и молодых. Нам, молодым, разговаривать со «стариками» не полагалось. Только при Хиддинке мы, наконец, по-настоящему познакомились друг с другом». Это может показаться ерундой, но только не для Кореи, где почтительное отношение к старшим основа жизненной философии. Придется ли Хиддинку проявлять такую же твердость в России? Пока сказать трудно, потому что в нашей команде нет столь же явных противоречий. Но, если потребуется, голландец сумеет настоять на своем. В этом сомнений нет.

Причина 5: стремление к новым целям

У 59-летнего Хиддинка была возможность выбирать между Англией, Австралией и Россией. Если в переговорах с англичанами до конкретики не дошло, то австралийцы предлагали условия не хуже, чем в России. Дело – в отношении к футболу. В Австралии он никогда не станет спортом №1, ведь даже в дни чемпионата мира в Германии газеты уделяли ему меньше внимание чем, скажем, крикету. А Россия ставит перед собой цель выиграть первенство континента в 2012 году. К тому времени Хиддинк вряд ли будет работать с нашей сборной, но шаг или несколько шагов на пути к этой цели он вполне способен помочь ей сделать. Собственно, вся карьера голландского тренера – это движение от одной высокой цели к другой. Он не боится рисковать и верит в собственные силы. Надо только, чтобы поверили в него.

Полную версию этого и других материалов читайте в «ССФ» № 29 (25 - 31 июля 2006 года).

Новости. Футбол