Новый президент КФА: Главная проблема российских судей – в психологии
Сергей Зуев на этой неделе был назначен новым президентом Коллегии футбольных арбитров (КФА) вместо уволенного Николая Левникова. В интервью «Коммерсанту» Зуев рассказал, в чем заключаются сложности работы российских судей, оценил их квалификацию и выразил свое отношение к пожизненной дисквалификации арбитров. Ниже мы приводим самые интересные выдержки из этого интервью.
– В чем главная проблема судейства сейчас? Почему этим летом развернулось такое большое количество скандалов, связанных с действиями футбольных арбитров?
– Главная проблема, которая сейчас существует, психологическая. Судьи боятся совершить ошибку из-за высокого давления со всех сторон. Создается впечатление, что сейчас судьи не получают удовольствия от своей работы, и наша задача – вывести их из этого психологического тупика.
– Какими методами?
– Чуть снять накал, попытаться сократить поток жалоб на судейство, успокоить ситуацию. Когда судья выходит на матч, ожидая возможной дисквалификации, вероятность ошибиться только возрастает. Получается замкнутый круг, который надо разорвать.
– Существует точка зрения, что большое число ошибок в этом сезоне в пользу ЦСКА связано с тем, что арбитры психологически не готовы трактовать спорные ситуации в пользу соперников этого клуба. Как им помочь раскрепоститься в этом случае?
– Я придерживаюсь другой точки зрения. Наша задача сделать так, чтобы все 16 команд премьер-лиги находились в равных условиях, и каждая из них была безусловно уверена в объективности и высокой квалификации арбитров.
– Вы помните свой самый нашумевший матч в качестве судьи – «Динамо» – ЦСКА 2003 года, когда армейцы Дэйвидас Шемберас и Ролан Гусев атаковали бокового судью Павла Гинзбурга, а вы их не наказали?
– Тогда у нас была потеря концентрации в конце матча, и я доверился лайнсмену Павлу Гинзбургу. Подбежал к нему, спрашиваю, что происходит, а он отвечает, что все нормально. Потом, когда я посмотрел видеозапись, удостоверился в обратном: надо было давать предупреждения или, возможно, удаления, поскольку Гусев и Шемберас действительно атаковали бокового арбитра.
– Что вы будете делать, если узнаете о факте предвзятости кого-нибудь из арбитров?
– Установить предвзятость может только следствие. В случае, например, с Павлом Кулалаевым расследованием фактов занялась прокуратура, передавшая материалы на проверку в УБЭП. Но я лично сильно сомневаюсь в том, что он или Алексей Тюмин были предвзяты в этих матчах.
– Как вы относитесь к возможности пожизненной дисквалификации арбитров?
– Если предвзятость судьи будет документально доказана – согласен, с такими судьями надо прощаться навсегда. Но мне кажется, что Виталий Мутко, критикуя действия этих арбитров, все-таки не имел в виду их пожизненную дисквалификацию.
– Как вы относитесь к практике приглашения иностранных арбитров?
– Есть решение исполкома РФС: привлекать не менее десяти иностранных арбитров за сезон. Я, как и Николай Левников, выполняю решение исполкома.
– Это хорошее решение или плохое?
– Оно хорошо, поскольку позволяет снять психологический накал самых важных матчей. Но для российских судей оно плохо, поскольку лишает их игровой практики и добавляет недоверия к ним и в без того накаленную атмосферу.
– В чем положительные и отрицательные стороны российских футбольных арбитров?
– С точки зрения технических решений наши арбитры – одни из сильнейших в мире, поскольку по большей части сами играли в футбол и прекрасно понимают действия игроков в единоборствах. Однако основные проблемы нашего судейства лежат в области психологии. Зачастую на них давят опасения излишне жестких санкций в случае ошибки.





