ТЕМА НОМЕРА

Хитрецы? Артисты? Симулянты?

ЛИЦЕДЕИ. Вера режиссера из комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля!» в то, что любительские театры рано или поздно «вытеснят, наконец, профессиональные» мне, например, кажется не такой уж беспочвенной. Рискну даже предположить, кто займет место дипломированных актеров на сценических подмостках - футболисты, совершенствующие артистическое мастерство день ото дня.

Юрий Иванов

Картинные падения на газон, гримасы боли, заставляющие медиков хвататься за носилки, а тренеров за валидол, руки, воздетые к небесам, и взоры, вымаливающие у арбитров пенальти - наблюдая все это, язык не повернется произнести «Не верю!». Да, никто не спорит, бьют в футболе больно. Бьют лучших. Но и то, как преображаются «пострадавшие», добившись требуемого эффекта, заслуживает бурных оваций. Услышав вожделенный свисток, казалось бы, обреченные на инвалидность игроки вдруг начинают носиться по полю, словно угорелые, умиравшие минуту назад воскресают, а болельщикам ничего иного не остается, как славить Всевышнего за совершенное чудо. Великих трагиков, в общем, теряет театр в лице мастеров кожаного мяча. Футболу же от них самое время избавляться. Иначе великая по определению игра окончательно превратиться в фарс и побеждать в ней будет отнюдь не сильнейший, а хитренький.

И в прежние времена (опять же никто не будет спорить!), игровое коварство было атрибутом любого матча (на нем, собственно, и замешан футбол), но далеко не единственным и уж, конечно, не самым главным. Ныне же девиз «Для победы все средства хороши!» и симуляции возведены в ранг не только допустимых, но и обязательных. Что не удивительно. «Трудовой» гол, ведь, еще придумать и воплотить в жизнь требуется, а для «левого» ничего кроме эффектного падения (желательно поближе к воротам соперника) не надо. Штатные исполнители стандартов нынче в каждой команде водятся, отсюда и прогрессирующее желание добиваться цели малой кровью.

Шутка ли, за последние пять сезонов (если верить Клубу любителей истории и статистики футбола) количество «корифеев сцены» выросло в разы. В чемпионатах 2002-го и 2003-го, например, лишь два футболиста получили карточки за симуляцию. В 2004-м театральный сезон был начисто провален: ни одной карточки за симуляцию. Зато годом позже приверженцев учения Станиславского набралось в премьер-лиге пять. А уж чемпионат 2006-го побил все рекорды: пятнадцать раз арбитры (видимо, получили указание прибавить в строгости) «горчичниками» отмечали неуклюжие попытки участников матчей выклянчить наказание для обидчиков. А скольких судьи еще простили?!

Вкусив однажды «халявы», симулянты, о чем свидетельствует статистика, плодятся очень интенсивно. В этом-то и вся беда. Ведь футбол – игра мужская, и принципы порядочности, собственного достоинства все же должны в ней превалировать.

ВОПРОС РЕБРОМ. ВЫ ИХ ЗА ЭТО ОСУЖДАЕТЕ?

Виктор Филиппов, инспектор, судья всесоюзной категории:

- -Отношение к футболистам, для которых все средства хороши, двоякое. С одной стороны я их не осуждаю. Для кого-то симуляции - это такая же часть шоу, как танцы и поцелуи после забитых мячей, снятие футболок... С другой стороны, я ведь и сам однажды стал жертвой симулянта. Помню, лет двадцать назад в матче чемпионата СССР «Динамо» - ЦСКА нападающий хозяев Сергей Кирьяков после столкновения в чужой штрафной рухнул, как подкошенный. Однако я не увидел в том эпизоде нарушения правил и не дал пенальти. Кирьяков, поддерживаемый зрителями, стал возмущаться. Бесполезно. Более того, я предупредил, что еще один такой «финт», и он будет удален с поля. Увы, с мнением динамовца согласился инспектор матча, влепивший мне «двойку»...

Позднее я узнал, что Кирьяков отрабатывал такие падения, когда играл еще в юношеских сборных, причем в этом его поощряли тренеры. Продолжил он свои номера и в Германии. Несколько раз судьи попадались на его уловки и назначали пенальти. Но потом Кирьякова раскусили и, насколько я знаю, он был даже оштрафован. Спустя много лет Сергей сам признался, что падения входили в его игровые планы, а остальное зависело от арбитров – «клюнут» или нет…

Владимир Федотов, главный тренер «Спартака»:

- Отношение к таким игрокам у меня, мягко говоря, недоброжелательное. Возьмите Бузникина. Когда-то, признаюсь, он мне очень нравился своей оригинальной обводкой. Но сегодня Максим настолько увлечен отработкой падений, что вместо продвижения к чужим воротам при малейшем контакте с защитниками оказывается на земле.

Слышал, что к симулянтам относят и нашего Быстрова. Я категорически не согласен с таким мнением. Быстров полностью оправдывает свою фамилию. Да, он нередко падает при соприкосновении с соперником. Но много ли там надо, на такой-то скорости!

Валерий Непомнящий, экс-тренер сборных Камеруна, Узбекистана, работал в Корее, Японии, Китае, Турции:

- -Симулянты были во всех командах, в которых я работал. Лично я всегда осуждал таких футболистов. А вот общественность… В Турции и зрители, и мои помощники, и руководители клуба одобряли провокационные падения игроков, тем более, если они заканчивались пенальти. В Китае тоже симулянтов приветствовали. А в Японии, наоборот, осуждали. Там к симулянтам относились так же, как к людям, которые залезают в карманы друзей, приглашенных в гости.

Евгений Калакуцкий, генеральный секретарь РФС:

- На эту проблему можно взглянуть с двух сторон. Если формально – есть правила, предусматривающие наказание симулянтов (здесь многое зависит от судей – от их квалификации, реакции на провокационные падения). Но есть и этическая сторона, о которой футболисты, увы, частенько забывают в погоне за результатом. Для победы, мол, все средства хороши… Мое мнение - к симулянтам нужно относится, как можно жестче.

Михаил Воронцов, президент премьер-лиги и «Сатурна»:

-Таких футболистов почему-то называют «артистами», хотя ничего артистического в их падениях нет. Наоборот, они только бросают тень на футбол и расписываются в своем бессилии честно переиграть соперника. А заодно и пытаются обмануть арбитров, зрителей… В «Сатурне» я работаю второй сезон и до недавней встречи с «Крыльями Советов» не припомню случая, чтобы нашего игрока предупреждали за симуляцию. Под сомнение поставлю и наказание Лебеденко, получившего «горчичник» после столкновения с Бутом. Видеозапись показала, что правила нарушал как раз защитник «Крылышек». Однако судья Гвардис рассудил иначе.

Вячеслав Малежик, певец и композитор:

- Для меня футболисты-симулянты, что певцы, поющие под «фанеру». На поле, как и на сцене, к уловкам прибегают исполнители, неуверенные в том, что могут обыграть соперников (ну или - покорить зрителей) честными приемами, за счет высокого мастерства. На мой взгляд, дурной пример нашим игрокам подают португальцы и испанцы. Так, симуляциями явно грешит Криштиану Роналдо, претендующий на звание лучшего футболиста Европы.

В этой связи мне вспоминается детская сказка про пастуха, который ради удовольствия пугал земляков криками: «Волки! Волки!», хотя на стадо никто не нападал. Когда же волки действительно набросились на овец, пастуху никто уже не поверил. Также и в футболе. Будешь часто симулировать, дойдет до того, что в случае реального нарушения правил тебе никто не поверит…

КОМУ ИЗ ФУТБОЛИСТОВ ВЫ БЫ ДАЛИ ЗВАНИЕ ЗАСЛУЖЕННОГО АРТИСТА?

Екатерина Донцова, радиостанция «Маяк»

В.Быстров

Александр Горбунов, газета «День за днем»

В.Быстров

Михаил Шпенков, газета «Известия»

Бузникин

Сергей Егоров, газета «Советский Спорт»

В.Быстров

Кирилл Серов, газета «Комсомольская правда»

Вагнер. Падает красиво

Алексей Лебедев газета «Московский комсомолец»

Динамовец Данни

 

Пятерка самых «артистичных» футболистов по версии «ССФ»

Владимир БЫСТРОВ, полузащитник «Спартака»

Юрий Севидов, обозреватель «Советского спорта»: Главный козырь спартаковца – скоростной дриблинг, которым он умело пользуется. Быстров всегда лезет на обострение, заставляя соперника идти с ним на контакт. Порой он и сам не знает, был ли фол против него, но падает при любой возможности. Раз упадет, два упадет – народ спартаковский на трибунах начнет гудеть и «душить» судью. Тут и Титов еще пару слов на правах капитана скажет. А на третий раз судья уж «точку» точно поставит. Игра – это обман соперника, пусть не всегда честным способом. Будь я тренером «Спартака», наверное, тоже советовал бы Быстрову падать в штрафной площади.

Михаил Боярский, известный актер театра и кино: За счет хорошего скоростного дриблинга Быстров часто уходит от соперника, которому приходится идти на нарушение правил. Правда, на одно настоящее падение, приходится три-четыре симуляции. Многие судьи уже знают о манере игры Володи, а поэтому на его нырки в штрафной не «покупаются». Порой неудобно смотреть, как Быстров катается по траве и выпрашивает пенальти. Или когда бегает по стадиону и показывает всем зрителям, как ему сильно разбили нос. Считаю, что это не по-мужски. За те деньги, что получают футболисты, он должен молчать, даже если ему ноги будут пилить на поле. У меня есть много знакомых хоккеистов, которые получают гораздо меньшие зарплаты, но более серьезные ушибы и травмы.

Сказано

«Ну, допустим, была однажды симуляция, и что ж теперь – пять раз очевидные нарушения правил пропускать? На мой взгляд, это неправильно. Причем судьи иногда даже в центре поля фолы против меня не замечают».

Владимир Быстров (после матча «Спартак» – «Зенит» в 2005-м году)

Вагнер ЛАВ, нападающий ЦСКА

Ю.С.: Бразилец-хитрец очень тонко чувствует ситуацию. У него отменный дриблинг, причем в отличие от Быстрова мяч привязан к ноге – далеко его не отпускает. Отобрать без фола крайне сложно. Вот и лупят его по ногам. А даже если бьют несильно и можно устаять, Вагнер все равно падает. И покупаются ведь судьи! Пенальти в первом туре «Рубину» помните? Вот и весь фокус, не трогали его там, а он завалился. Ну и корпусом прекрасно работает, чуть задели его в спину, сразу на травку валится…

М.Б.: Актерские способности бразильца не так высоки, как у Быстрова, поэтому арбитры чаще ему все-таки верят. Однако бывают исключения. Помню, как два года назад ЦСКА играл на Кубок России с «Зенитом» в Питере. В одном из моментов Шкртел тогда подкосил армейца, тот упал на газон, а в итоге Вагнеру дали вторую желтую карточку за «симуляцию».

Сказано

«Какая симуляция? Я и слова такого не знаю! Если я падаю, значит, меня сбивают. Сам бы я ни за что на землю не повалился».

Вагнер Лав (после матча «Зенит» – ЦСКА в 2005-м году)

Эктор БРАКАМОНТЕ, нападающий «Москвы»

Ю.С.: Брака отличается от предыдущих симулянтов тем, что основные нарушения против него «происходят» не при дриблинге. Аргентинец обладает высоким ростом, а потому цепляется за все верховые мячи. Там-то его и прихватывают. Обратите внимание, он постоянно показывает судьям, что его держат за футболку. В каждом матче! До сих пор вспоминаю матч «Москва» – «Динамо», когда Энакархире слегка приобнял форварда, а тот завалился в углу штрафной, стоя спиной к воротам и заработал пенальти. Собственно, в Аргентине все так играют.

М.Б.: Не стал бы называть аргентинца симулянтом. Футболиста с такими мощными, как у Эктора, габаритами, сложно остановить без нарушения правил, вот и фолят соперники на «москвиче» при любом удобном случае. А поскольку Бракамонте умеет крепко стоять на ногах и вести силовую борьбу в воздухе, защитникам требуется немало усилий, чтобы «уложить» гиганта на землю. Но по собственной инициативе на газон Эктор не упадет.

Роман ПАВЛЮЧЕНКО, нападающий «Спартака»

Ю.С.: В каком бы участке поля его не задели, сразу падает, орет, жалуется. Я специально считал – валился по 10–15 раз за тайм. Так было до прошлого года, пока он не решил стоять на ногах до последнего. Как результат – 18 забитых мячей за сезон. Судьи осведомлены об актерских способностях Романа, потому порой не ставят реальные пенальти, как было в прошлом году в Томске, а удаляют форварда за симуляцию.

М.Б.: За умение красиво упасть в штрафной площади соперника Роману можно смело давать звание народного артиста премьер-лиги. Порой падения спартаковца бывают настолько картинными, что даже сомнений не возникает в том, что форвард «переигрывает». В этот момент так и хочется крикнуть ему: «Не верю, Рома!»

Сказано

«Вы обращали внимание, что как только у меня оказывался мяч, судья инстинктивно тянулся к свистку?»

Роман Павлюченко (после матча «Зенит» – «Спартак» в 2006-м году)

Пабло БАРРИЕНТОС, полузащитник «Москвы»

Ю.С.: Еще один представитель латиноамериканской школы проявляет себя в России во всей своей артистической красе. Я смотрю матчи аргентинского чемпионата – там все как один постоянно падают и валятся по любому поводу. Недавно Барриентос «заработал» пенальти в игре с «Кубанью». До него чуть-чуть докоснулись, мяч выбили из-под ноги, а он рухнул как подкошенный. Симулянт!

М.Б.: Матчей с участием аргентинского полузащитника видел немного, но больше всего запомнился один. В конце октября прошлого года «Зенит» в Питере играл с «Москвой». В одном из моментов Барриентос схватился за мяч в центре поля с Александром Кержаковым. И вот в пылу борьбы Барриентос не выдержал и упал, хотя, как мне показалось, нарушения правил не было и в помине. Саша даже замахнулся на аргентинца рукой, словно желая сказать: «Ах ты, симулянт!» В какой-то момент показалось, что он еще и пнет лежащего соперника!

ОЦЕНКИ ОТ БОЯРСКОГО

Главный Д'Артаньян страны, используя систему Станиславского («верю – не верю»), оценил артистические способности выбранной нами пятерки футболистов по десятибалльной шкале (самый высокий балл дается футболистам, склонным к откровенным симуляциям на поле).

Владимир БЫСТРОВ

Не верю! - 8 баллов

Вагнер ЛАВ

Верю! - 6 баллов

Эктор БРАКАМОНТЕ

Верю! - 3 балла

Роман ПАВЛЮЧЕНКО

Не верю! - 8 баллов

Пабло БАРРИЕНТОС

Не верю! - 5 баллов

Послесловие от настоящего артиста

Михаил Боярский: Жаль, в этом списке нет Александра Панова – вот уж артист, так артист! Выступавший в свое время за «Зенит» Панов был знаменит не только своей феноменальной скоростью, но и умением зарабатывать пенальти «на пустом месте». После некоторых столкновений с защитниками, Саша порой летел по воздуху два-три метра, причем очень красиво и правдоподобно!

Подытоживая – мне кажется, что претензии здесь должны предъявляться не к игрокам, которые в любом случае будут стремиться заработать штрафной или пенальти, а к арбитрам, которые должны четко определять – было нарушение правил или нет. Судьи должны быть Станиславскими и уверенно трактовать все спорные моменты по всей строгости правил, не поддаваясь на эмоции и обаяние нарушителя.

Как вылечить симулянтов

АРБИТР. Футбольным арбитрам не позавидуешь. Ведь именно они на глазах многотысячной публики должны решать: симулянт ли футболист или невинно пострадавший в неравном бою. Клеймо на игрока всегда можно поставить, а может выйти, что незаслуженно.… О нелегкой доле человека со свистком нам поведал судья международной категории Андрей Бутенко, пять лет назад завершивший свою карьеру.

Антон Ванденко

– Андрей Павлович, случалось ошибаться?

– Конечно же! Помню, судил игру «Нистру» – «Буковина» в конце 80-х. Так там нападающий «Нистру», едва войдя в штрафную, специально наткнулся на ногу защитника и я, не сумев полностью увидеть эпизод, принял решение назначить 11-метровый. Причем, еще когда свистел, указывая на точку, внутренне сомневался в правильности своего решения. И действительно, на видеоповторе было четко видно, что я ошибся. Меня тогда на месяц дисквалифицировали.

– А игроку что?

– Ему ничего, он свою работу на поле выполнил.

– А бывало такое, что вас еще до матча предупреждали о наличии в командах симулянтов?

– Да, бывало. Подходил ко мне, скажем, игрок противоположной команды и говорил: «товарищ судья, прошу обратить внимание на того игрока». Дескать, грешит он этим. Я обычно выслушивал, а потом заверял, что если что-то подобное произойдет в матче, обязательно накажу, а пока не пойман, как говорится, не вор. Мне кажется, надо быть лояльным к таким «оповестителям», они ведь тоже о результатах беспокоятся.

– Интересно, а симулянтов можно на типы и виды поделить? Вот, мне кажется, что есть такой тип «симулянт-провокатор»…

– Пожалуй, что да. И это самый популярный тип. Наиболее яркие примеры из моей практики – Гуцаев и Газзаев. Техничные, юркие, они очень часто специально провоцировали защитников на нарушения. Бывало, обведут оппонентов – впереди свободное пространство, а они специально либо на бедро натыкаются, либо за ноги цепляются, чтобы судья свистнул. Еще есть тип «симулянты-нытики». Например, Старухин из донецкого «Шахтера». Всегда был чем-то недоволен. Свисти – не свисти,  а он все предъявляет к тебе претензии, мол, неправильно поступаешь, товарищ судья!

– А «тихушники» встречались, предпочитающие действовать исподтишка?

– Когда я судил, таких игроков практически не было. И люди были честнее и футбол, что называется, мужественнее. Но представители такого типа в современном футболе есть – достаточно взглянуть на боснийца Салихамиджича, выступающего в мюнхенской «Баварии». Он даже тихушник-хам, провоцирующий своим поведением прежде всего игроков и зрителей, а только потом судью, который будет выносить вердикт, не до конца разобравшись в эпизоде. Одним словом, главная особенность таких игроков – незаметно для судейских глаз причинить боль оппоненту и прикинуться невиновным.

– Андрей Павлович, существует ли «черный список» игроков-симулянтов?

– Могу точно сказать, что такого списка нет и не должно быть. Во всяком случае, официально. Но при  подготовке к матчу любой арбитр должен учитывать специфику встречающихся команд и игроков, и, основываясь на ней, строить свое судейство. К тому же, если какого-то футболиста постоянно преследует «падучая болезнь», об этом становится известно всем, а не только судье.

– Ну а кто, на ваш взгляд, наиболее подвержен «падучей болезни» в российском первенстве и как его от этого излечить?

– Наверное, главный «спец» по падениям в штрафной площади – Вагнер Лав. А лечить я его стал бы, скорее, не на поле, а еще до матча: попытался бы сначала провести словесную профилактику. Сказал бы, что все вижу, понимаю, и в случае недостоверных падений награжу его желтой карточкой.

– И как часто вам приходилось награждать желтыми карточками за симуляцию?

– В 80-е довольно редко, ну максимум 1 раз в 50 играх, а вот в 90-е уже почаще.

– Судьи симулянтов понять могут, пытаются примерить их шкуру на себе?

– Наверное, могут. Хотя чисто по-человечески мне претит обман. По законам ведь жить легче. К тому же профессиональная судейская этика обязывает наказывать нарушителей. С другой стороны, игроки подчас идут на все ради желаемого результата. Для многих игра стоит свеч и их нельзя осуждать за желание выиграть любой ценой.

В последнее время очень часто пересматриваю матчи 60-70-х годов. Тогда почти полностью отсутствовала симуляция, а борьба на поле не считалась чем-то особенным. Воистину золотое время футбола было.… Сегодня же симуляция повальное явление не только в отечественном, но и в мировом футболе. Убежден, это напрямую связано с увеличением зарплат и премиальных. Ради лишнего рубля игроки способны забыть о принципах честной борьбы.

– У вас есть рецепт, как бороться с симуляцией в наши дни?

– Прежде всего, надо активнее внедрять систему административных наказаний. Ведь иногда даже тренеры специально дают установку на игру из серии «ворвись в штрафную и падай». Ну и судейство должно быть более жестким, если хотите. Как только «артист» увидит перед собой желтую карточку, он моментально успокоится и забудет о «представлениях» как минимум на несколько ближайших игр.

«Если защитник балбес, то его надо наказывать!»

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ. Пять мифов о футбольных «артистах» России специально для «ССФ» развенчивает экс-форвард сборной страны Сергей Кирьяков, в свое время считавшийся чуть ли не главным специалистом по данному вопросу.

1. Умение падать в штрафной площадке годами отрабатывается на тренировках.

Кирьяков: Чушь полная! Во-первых, если это в человеке есть, то изначально. Можно сказать – природой заложено. Так зачем здесь что-то отрабатывать? Во-вторых, если защитник, извиняюсь, балбес, то его надо наказывать. Человек в своей штрафной площадке подкат делает! Кто этим не воспользуется?

2. Футбольные «артисты» своим искусством могут выручать неплохие деньги, на спор зарабатывая пенальти.

Кирьяков: Опять ерунда какая-то! Споры, деньги… Когда ты выходишь на поле, ты об этом не думаешь. Есть цель – обыграть соперника. И всякий нормальный, думающий, хитрый нападающий должен использовать любую возможность, чтобы этой цели добиться.

3. Судьи, как огня, боятся «артистов».

Кирьяков: А вот это не миф, скорее, правда. Я по себе сужу. Сейчас уже понимаю – для арбитров мои падения в штрафной были настоящей мукой. Какое решение принять? Дать пенальти или нет? «Это ведь тот самый Кирьяков!» Да, часто ошибались. Причем, как в одну, так и в другую сторону. Иногда назначали спорный одиннадцатиметровый, иногда «просматривали» стопроцентный.

4. «Артист» и «симулянт» – это одно и тоже.

Кирьяков: Вдаваться в суть понятий я не хочу. Но вот, скажите мне, какой из Марадоны симулянт? Да, забил англичанам рукой. Но Аргентина ведь после этого чемпионат мира выиграла! Повторюсь, главное – результат. Кто не понимает этого – вообще не понимает в футболе. А только рассуждает в стороне, пуская от безысходности слюни.

5. «Артист» Владимир Быстров – копия Сергея Кирьякова.

Кирьяков: Слышал, слышал… Думаю, что пока Быстров играет в России эти сравнения не совсем уместны. Пусть он сначала за границей себя проявит. Вот тогда можно будет о чем-то говорить всерьез.

Криштиану Роналдо можно восхищаться, но не уважать

А КАК У НИХ? Особенно бурные ростки это явление – симуляция на поле – дало в футболе тех стран, где артистизм всегда был частью повседневной жизни – в Италии и Португалии. Если кто захочет с этим поспорить – может обращаться к официальной статистике последнего чемпионата мира: на счету сборных этих стран симуляций оказалось больше, чем у остальных 30 участников, вместе взятых.

Александр Левит

А где меньше всего? На ум сразу приходит Англия и Германия – футбол в этих странах всегда считался истинно мужским, жестким, не терпящим «балетности» делом.

Не будучи большим знатоком клубного футбола туманного Альбиона, судить о том, как обстоит дело с симуляциями на родине нашей любимой игры сегодня, не возьмусь – хотя бы потому, что именно там играет такой мастер падений, как Криштиану Роналду.

А вот насчет Германии могу утверждать: все обстоит именно так, как нам всегда представлялось. На сто... ну пусть на девяносто процентов.

Оставшиеся десять вовсе не отнесу на счет наводнивших бундеслигу легионеров – тот же коренной дортмундец Ларс Риккен по части симуляции за пояс любого португальца заткнет!

ЛИНКОЛЬН СЕБЕ НА УМЕ

Кстати о португальцах в бундеслиге: их на видных ролях двое – защитник Мейра в «Штутгарте» и форвард Альмейда в «Вердере», и оба относятся к категории настоящих бойцов, представить которых симулирующими попросту невозможно.

Вот вам и стереотип! Хотя... пришедший в Бремен из той же Португалии, из «Порту», блестящий плеймейкер бразилец Диего – поваляться на травке по поводу и без повода великий охотник.

Как, кстати, и его соплеменник из «Шальке» Линкольн, к которому я, получив задание редакции, и обратился за комментарием.

– Ради чего я часто падаю после стыка с соперником? – с неизменной улыбкой переспросил бразилец. – А почему я должен пытаться удержаться на ногах, если меня зацепили? Пусть тот, кто не умеет играть чисто, получает наказание!

– Но ведь ты часто падаешь даже тогда, когда тебя не цепляют?

– Это тебе просто с трибуны не видно, – смеется Линкольн. – Пресса-то у нас высоковато сидит! А вообще, вспомни Марадону и его «божью руку» – сколько бы его за это не ругали, а чемпионом мира он свою Аргентину тогда сделал! И если в трудной игре я могу заработать для команды пенальти – почему не попытаться? Это ведь такая же часть футбола, как пас или удар!

ВЕЛИКИЕ НЕ ИДУТ В «АРТИСТЫ»

Согласиться с Линкольном мне трудновато – в детстве в футболе учили другому. Но то, что такая точка зрения достаточно распространена даже в Германии – увы, факт.

К счастью, все разборчивее становятся судьи. И, зная «артистов» наперечет, порой не свистят даже тогда, когда того же Линкольна сбивают по-настоящему. Что ж, тот, кто пытается заработать футбольные висты «артистизмом», должен быть к такому отношению арбитров готов.

И еще. Можете ли вы вспомнить хоть одного по-настоящему великого футболиста, грешившего красочными падениями (Марадона, который, кроме Англии, еще и сборную Союза на другом ЧМ, в Италии, той же «рукой бога» похоронил, не в счет – он-то как раз по травке никогда не катался)? Не можете? Вот то-то.

Так и не стал настоящей звездой стоящий на самой грани этого статуса Ривальдо – не тот ли самый полуфинал-2002 бразильца подкосил? Не стал выдающимся – даже по внутренним немецким меркам – подававший огромные надежды Риккен. Не приглашают в сборную Бразилии того же Линкольна, хотя есть, есть в стане пентакампионов игроки и менее мастеровитые...

Криштиану Роналдо? Португалец действительно проводит фантастический сезон, но...

Лично я могу восхищаться моментами его филигранным дриблингом, но признать великим? Уважать? Вспомнив то, что он «творил» во время ЧМ-2006 в Германии – никогда.

Никогда, кажется мне, не дорастет этот фантастически владеющий мячом, но капризный, плаксивый парень до звездного уровня того же Роналдиньо, даже сильные удары (а достается ему часто!) соперника по своим драгоценным ногам принимающий не мольбой к судье, а неизменной укоряющей улыбкой.

По крайней мере, так кажется мне. А вам?

 

Обложка еженедельника «Советский Спорт Футбол» (1-7 мая)ПРЕМЬЕР-ЛИГА

Когда разгонится «Локомотив»?

«ЛОКОМОТИВ» – «МОСКВА» – 1:1. Закономерен ли взлет «Москвы»? Насколько серьезны проблемы «Локо»? За ответами на эти вопросы на красавец-стадион в Черкизове пришли около 15 тысяч болельщиков. Интересовали таковые и экспертов «ССФ» Юрия Иванова и Сергея Ольшанского. Вот их девятка ключевых моментов игры.

Азбука Калиниченко

МАКСИМ КАЛИНИЧЕНКО. Даже не всегда попадая в стартовый состав «Спартака», украинский легионер красно-белых не теряет оптимизма и смотрит на вещи с чувством юмора. Не изменило оно ему и в нашей традиционной рубрике «Азбука».

КАРЬЕРА

А когда-то я воровал мячи…

ИГОРЬ ЛЕДЯХОВ. Кадровая текучка в любом клубе – явление обычное. Чуть ли не каждый сезон команды меняют по полсостава игроков, едва ли не ежемесячно – кого-то из руководящего штаба. Тем не менее, назначение начальником команды «Ростов» Игоря Ледяхова – известного в недавнем прошлом полузащитника сборной России и «Спартака», казалось бы прочно осевшего в Испании, стало большой неожиданностью даже для его семьи, проживающей в Барселоне.

Геннадий Ларчиков

СОБЫТИЕ

Вам и клюшки в руки!

ХОККЕЙ. При том, что футбол – общепризнанно игра номер один, в эти первые майские дни хоккей на Руси верх берет – баталии мирового первенства в Москве разгораются все жарче. «ССФ» решил от такого факта не прятаться, а наоборот – свой поклон мастерам ледовых сражений отбить. Как говорится – не футболом единым…

ЛИГА ЧЕМПИОНОВ

Уютно футболу на своей родине

ПАРАЛЛЕЛИ. Самый главный вопрос, который мне уже надоел и который мне впервые задал товарищ посредством sms сразу после окончания первого полуфинального матча Лиги Чемпионов «МЮ» – «Милан», а с тех пор я его слышал еще раз тридцать в самых разных ситуациях – ну и как теперь чемпионат России, интересно, комментировать и смотреть?

Василий Уткин

Кто поедет в Афины?

ЭКСКЛЮЗИВНОЕ МНЕНИЕ. Первые матчи полуфиналов Лиги чемпионов специально для «ССФ» прокомментировал известный в прошлом нападающий «Ювентуса», «Лацио» и «Челси», а ныне главный тренер молодежной сборной Италии Пьерлуиджи Казираги.

Антон Лисин

Полные версии этих статей и другие материалы читайте в «ССФ» № 17. «ССФ» в продаже со вторника, 1 мая.