«Советский спорт футбол» № 36(171), 11 – 17 сентября
РАСТУЩИЕ ЗВЕЗДЫ. Испания на прошедшей неделе переживала сразу за две свои сборные. Одна, национальная (она же первая, она же главная), играла отборочные матчи чемпионата Европы. И вот, в частности, в Рейкьявике не смогла обыграть исландцев. И даже чуть не проиграла.
Другая, из которой в национальную в последнее время пролегает все более и более прямая дорога, боролась ни много, ни мало – за звание чемпиона мира в возрастной категории до 17 лет.
КАКОЙ ОРКЕСТР БЕЗ БОЯНА?
В воскресенье испанцы вынуждены были просыпаться раньше обычного, чтобы поболеть за своих в решающем матче против Нигерии. Болели долго, потому что ни в основное, ни в дополнительное время голов не случилось, и болели в итоге опять-таки несчастливо – потому что по пенальти нигерийцы взяли и выиграли, да еще с обидным счетом 3:0.
Правда, всякий испанец скажет вам, что все могло быть совсем иначе, если бы финал не пропускали из-за дисквалификации два футболиста из числа лидеров и, в частности, юный Боян Кркич, он же просто Боян, который уже включен Франком Райкардом в основной состав «Барселоны». Несмотря на молодость-зеленость. Так что есть основания уверять себя, что сильнейшие-то в мире мы, испанцы, если бы только не вмешались дурацкие обстоятельства.
Такое раздвоение симпатий Испании не внове – молодежные сборные здесь всегда были сильными. Почему так? Наверное, южная кровь в зрелость физическую раньше входит; а впридачу еще и традиции уж больно сильны. Испанская молодежь – она ведь в сравнении с португальцами, скажем, или сербами куда больше исторически дисциплинированна, а в сравнении, допустим, с англичанами или итальянцами – куда лучше в этом возрасте технически обучена. Объяснение, конечно, грешит абстрактностью, но уж какое есть. Можно вообще никакими объяснениями тут не интересоваться, а просто принять как факт.
ПОЛВЕКА БЕЗ ПОБЕД
Главное изменение последнего времени – то, что сейчас появились вполне предметные ожидания, что успехи испанской молодости наконец-то удастся в обозримом будущем превратить в победы национальной сборной.
Ведь вопрос, почему Испания не имеет трофеев на уровне чемпионатов мира, а в Европе ограничилась всего лишь одной победой на своем поле почти полвека назад, остается одним из самых популярных. Кстати, в этом Испания похожа на Англию – только та в родном доме победила не на Евро, а на мундиале. Кстати, тоже уже не первой свежести достижение.
Почему так происходило – оставим вопрос за скобками. Он, возможно, и не имеет ответа. А, возможно, вообще несколько преувеличен. Мне вот кажется, что никогда – на моей, во всяком случае, памяти – у испанцев и не было команды, которая однозначно претендовала бы на титулы. Среди прочих – да. Среди пяти-шести, при том, что находился и явный фаворит – конечно. Но это не совсем то, что мы называем титульными амбициями. Так что вот поражение Бразилии, к примеру, обсуждать всегда стоит. А поражение Испании… В четвертьфинале или выше – чему тут удивляться?
Тем не менее, как уже было сказано, есть основания надеяться на перелом тенденции. Потому, что появляются новые обстоятельства в жизни национального футбола. Они заключаются в том, что юниоры из знаменитых испанских школ (или кантер, как они здесь называются) все более и более востребованы ведущими европейскими клубами, и это самый настоящий новый тренд. Новая тенденция.
ЮНОШИ НАРАСХВАТ
Прежде испанцами за границей интересовались мало. Сперва не было необходимости: до «дела Босмана», открывшего границы внутри Европы, только суперзвезды могли рассчитывать на карьеру в другом чемпионате, а сила испанских клубов вполне успешно предоставляла лучшим игрокам рабочие места внутри страны. Затем появились и возможность, и спрос – однако одна за другой испанские звезды гасли за пределами страны. Специалисты долго спорили о том, почему так получается, пока наиболее емко не выразился едва ли не самый красноречивый из испаноговорящих футбольных экспертов Хорхе Вальдано. Он сказал, что, вообще говоря, когда испанский юноша взрослеет и готовит себя к карьере футболиста, он даже мысли не допускает о том, что ему, возможно, придется жить и играть вдалеке от дома. А вот аргентинцы (тут Вальдано, право слово, можно верить) – если с ними сравнивать, только об этом и думают!
Слова оказались эпохальными. Иначе сейчас никто уже и не думает.
И вот прошло совсем немного лет. Но это именно тот период, за который вырастает новое поколение. Сеск Фабрегас стал первым – это его в шестнадцатилетнем возрасте подписал лондонский «Арсенал», а годом позже Сеск уже выходил в основном составе.
Надо сказать, что в последние годы не только границы открылись. Интерес больших клубов к игрокам-тинэйджерам принято объяснять в первую голову стремлением сэкономить деньги. Тинэйджеры, дескать, дешевле. Но это крайне поверхностное мнение. Потому, что не факт, что из него получится футболист – а для того, чтобы закрепить собственные права на игрока, потратиться приходится. Перевезти семью в другую страну, дать жилье, работу родителям… Потому, что сама технология «доводки» юноши до основного состава стоит недешево. Потому, что содержать сеть квалифицированных скаутов по всему миру – тоже удовольствие сверхдорогое.
РАСТУТ ЧЕСТОЛЮБИВЫЕ ДУБЛЕРЫ!
Однако факт есть факт – лучшие юниоры в мире растут в Испании. Есть, конечно, еще Южная Америка, но с переездом целых семей оттуда в Европу мороки несравненно больше, чем с гражданами ЕС.
В результате имеем то, что имеем. Менталитет молодых испанцев меняется на глазах.
Один из лидеров нынешних семнадцатилетних, Фран Мерида, тоже уже игрок «Арсенала». Капитан молодежки, игравшей на чемпионате мира для 20-летних, защитник Жерар Пике – давно в «МЮ». Бояна мечтает купить пол-Европы, но тут уже сама «Барса» перестает прятать юношу в нафталине дубля, а спешит дать ему возможность работать с основой, расти и матереть быстрее. Все это вкупе уже в близкой перспективе наверняка приведет к тому, что сборная станет значительно более боеспособной и устойчивой.
А ведь казалось бы – в самой Испании ничего особенно не изменилось. Просто прошло время. Очень важно научиться ему соответствовать…