Анонс материалов еженедельника «Советский спорт. Футбол» (8– 14 января)
ЛИЧНОСТЬ
«Вот увидите, он станет тренером сборной России!»
ЛЕОНИД СЛУЦКИЙ. Зимой в Москве и не пахло… Поэтому так странно было из нулевой температуры, после какого-то часа полета, очутиться в скрипучем морозе, среди белого (а не серого, как в Москве, снега), хрустальных (от инея) деревьев… Сюда в родной Волгоград - в настоящую зиму – буквально на несколько дней приехал Леонид Слуцкий. В этом году Москва крепко вцепилась, отпустила только перед самым Новым годом, а вот «Москва» дала вольную еще в начале ноября. За это время права на Слуцкого оформила Самара – отменив, по сути, отпуск…
Дмитрий Туманов
МОСКВА НЕ ТАК СТРАШНА…
Интервью на «родине героя» все перемещалось и перемещалось по времени, я уж было махнул рукой, но тут отмашку дал Слуцкий: приезжайте! Мы сидим в дорогом ресторане (Москва подняла планку), он высматривает в меню что-то бескалорийное (борется с весом), выбирает салат, постоянно трезвонит мобильный, напоминая, что есть вещи поважнее, чем этот разговор, на связи (догадываюсь): тренеры, агенты, игроки…
Судя по всевозможным интервью, Слуцкого, как Штирлица, постоянно тянет на родину. Поэтому начинаю с приятного:
- Освободились, наконец, от этой страшной Москвы?
- Ну, Москва не так страшна. В плане контракта освободился, но… Я очень люблю Волгоград, но ребенок, думаю, в школу будет ходить все-таки в Москве.
- Жуткие денечки наступают. Не отдохнули совсем?
- Да, отдыха не было. Сплошные телефонные переговоры: с акционерами, агентами, игроками, докторами, тренерами… С приятелями хочется встретиться, а приходится ездить к другу на фирму – там можно пользоваться факсом, отправлять электронную почту. Дома почти не бываю. Скорее бы начались сборы – на тренировках я творчески отдыхаю. А все что около футбола – это действительно напрягает.
- Предложений много было?
- Были и из первой предложения, но я их даже не рассматривал. А из премьер-лиги – четыре конкретных предложения.
- Если бы не нашли клуб, читал, поехали бы в США стажироваться?
- Да. По линии национальной академия футбола. Лига американского футбола и баскетбола поражает уровнем атлетической подготовленности. Я давно хотел изучить их опыт и попытаться его адаптировать в футболе.
ОТЛИЧНИК
- Все начинается с детства. Как заболели футболом?
- Все банально. Я из Тулака (ударение на последнем слоге – Прим.авт.) – спальный микрорайон. Играл с ребятами на коробке, в третьем классе записался в секцию на стадионе «Спартак» (он был рядом, сейчас там одни руины).
- Никто в семье не играл в футбол?
- Нет. Отец был мастером спорта по боксу. Он умер рано – мне шесть лет было… Мама – воспитательница в детском саду, потом стала заведующей. Бабушка – учительница… Не то, чтобы я рос спортивным таким, но… меня всегда интересовал спорт. Многие поражались - когда в Москве проходила Олимпиада в 80-м, я знал всех олимпийских чемпионов, даже по какой-нибудь пулевой стрельбе. Меня и сейчас интересует не только футбол - если какие-то крупные соревнования, смотрю все – баскетбол, гандобол, биатлон.
- Почему в ворота встали? Рост?
- Нет. Я был среднего роста, вырос уже ближе к выпускному классу. Наверное, просто в поле получалось хуже. Я и во дворе всегда стоял на воротах.
- Действительно в школе были отличником? Как так случилось?
- Я сейчас сам думаю: почему? Наверное, просто потому что не переносил, когда меня ругали. Начиналась неадекватная реакция. Какая-нибудь бабушка могла во дворе поругать, и я целый день переживал. У меня и сын такой же – как только начинаешь ругать - сразу в слезы. Вот, наверное, и стал отличником, чтобы все время хвалили. И еще чувство ответственности у меня – совершенно гипертрофированное. Да и учеба давалась легко – за десять лет не было ни одной четверки в годовых. Причем, с первого по восьмой класс не было ни одной четверки в четвертях. Возили везде и всюду как гордость школы, висел на досках почета.
- Но с определенного этапа и учителя начинают тянуть на медаль?
- Наверное. Но я еще начал пользоваться определенными хитростями. К примеру, спрашивают меня третий закон Ньютона, я его не выучил (иногда не успевал – много было тренировок), зато знаю второй. И вот начинаю – «Ньютон, известный физик, перед третьим открыл второй. Он гласит…» Это как бы предисловие. Когда начинал четко и уверенно говорить, уже понимали, что слушать нет смысла – ставили пятерку и сажали. Все были уверены, что я всегда все знаю…
- А что ребята? К отличникам отношение не однозначное.
- У меня проблем не было. Всегда давал списывать всему классу. А с бандитами были хорошие отношения из-за футбола – кто-то когда-то играл со мной в команде или против.
- Детство и Волга…
- Летом с утра валялись на пляже, вечером возвращались и до ночи играли в футбол. Я сейчас вспоминаю некоторые вещи и прихожу в шок. Было такое: кто не переплывал Волгу, тот считался как бы не пацан. Это надо было сделать! В Волгограде река не такая широкая – метров шестьсот, но сильное течение. Мы ехали с Тулака в другой район, переплывали на другой берег, потом обратно - течением как раз сносило в наш район.
НА ТОПОЛЬ ЗА КОШКОЙ
- Первое перепутье…
- С золотой медалью мне был открыт путь на юридический факультет, высшее военно-политическое училище (дядя военным был, активно меня агитировал). Был вариант – факультет журналистики, стать спортивным журналистом. Но когда выбрал институт физкультуры, мама просто была в шоке! А приемная комиссия чуть в обморок не упала – с золотой медалью, к ним!? Тут большую роль сыграл тренер Дергач Василий Васильевич – он набирал группу, со мной же был знаком по центру олимпийской подготовки - обрабатывал и маму, и меня. Чуть позже в 17 лет я попал в «Звезду» (Городище) – вторая лига. Первый сезон начал даже в основе. Зарплата - 500 рублей. Мама получала сто тридцать.
- И как совмещали учебу с…
- Легко! С моей школьной базой в институте вообще было не интересно. Я не готовил ни один предмет, получал сплошные пятерки. Со мной все футболисты стремились сидеть за одной партой. Красный диплом поэтому не считаю особым достижением.
- Подошли к самому страшному…
- Собирался на тренировку. Зашла соседка. У нее был домашний кот, она его случайно выпустила, он сразу же залез на тополь. Попросила за ним слазить. Я в жизни никогда на деревья не лазил, но не мог никому отказывать… И сейчас, кстати, это один из недостатков – очень трудно сказать «нет», а близким вообще невозможно… Вот и полез с замиранием сердца. Потом мне сказали, что у тополя осенью очень хрупкие ветки. Хотя я был тогда худенький, не то, что сейчас… кабан. Ветка обломилась, схватился за верхнюю - тоже обломилась, и полетел на асфальт – с высоты третьего этажа. Приземлился на колено и потом ударился лицом. Диагноз был такой: открытый многооскольчатый перелом левого надколенника, перелом носа, сотрясение мозга. Травма была тогда несовместима с футболом. Год провел в больнице. Мне говорили, что нога вообще не будет гнуться. Я начал долго и мучительно разрабатывать сустав. И даже пытался вернуться в футбол, но не получилось – выше КФК вряд ли смог бы играть…
МЕЖСЕЗОНЬЕ
Вес взят?
ЛИШНИЕ КИЛОГРАММЫ. Новый год. Пышные застолья. «Диванный» образ жизни. Казалось бы, самый настоящий рай – живи себе и радуйся! Однако именно такое «новогоднее» времяпрепровождение, как правило, стоит нам лишних килограммов. И если большинству на это рукой махнуть, то для футболиста чрезмерный вес не только серьезная головная боль, но и существенный удар по кошельку. О том, кто, как и сколько набирает за время зимних каникул «ССФ» поведали врач Юрий Васильков, тренер Гаджи Гаджиев и игрок Алексей Смертин.
Антон Ванденко
ЕВРО-2008
Как Шунин «Europass» приручал
ТЕСТ-ДРАЙВ. Накануне Нового года в руки журналистам «ССФ» попал «Europass» - официальный мяч будущего чемпионата Европы. Само собой возникло предложение – опробовать новинку! Провести своеобразный тест-драйв мы попросили кандидата в сборную России Антона Шунина. Динамовец с легкостью согласился…
Александр Боярский
СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ
«И мы с Пильгуем унесли Яшина с поля…»
МУРТАЗ ХУРЦИЛАВА. Когда в ноябре 2003 года УЕФА обратилась к национальным ассоциациям с просьбой назвать лучшего футболиста страны за последние 50 лет, Грузия в своем выборе была единодушна - Муртаз Хурцилава. Непроходимый защитник, без которого на протяжении восьми лет – с 1965-го по 1973-й - невозможно было представить сборную СССР. Участник двух чемпионатов мира, двух чемпионатов Европы, бронзовый призер Олимпийских игр… Наконец, первый грузин, удостоившийся чести носить в союзной сборной капитанскую повязку!
Сейчас Муртаз Калистратович еще недавно тренировавший национальную команду Грузии (ту самую, кстати, что обыгрывала россиян в апреле 2003-го) на пенсии – 5 января ему исполнилось 65 лет. Мы поздравляем юбиляра, а он, по нашей просьбе, листает свой семейный альбом…
Геннадий Ларчиков
СУДЬБА С ЮРИЕМ ИВАНОВЫМ
«В зарплату весь класс в буфет водил»
ГЕННАДИЙ ЛОГОФЕТ. Рыцарски преданных одной команде игроков в нынешнем российском футболе почти не осталось. Рыба ищет, где глубже, корифеи финта и подката – где лучше, и стремление побольше заработать (благо такая возможность есть) начисто забивает вышедший из моды патриотизм. А вот в советские времена служение однажды и навсегда выбранному клубу было явлением частым. Тем не менее, отыграть в футболке одного цвета чертову дюжину (!) сезонов даже тогда удавалось единицам.
Спартаковец Геннадий Логофет сделал это. В звездной команде провел лучшие годы, причем, всегда был на первых ролях. Маслаченко, Корнеев, Дикарев, Крутиков, Петров, Нетто, Хусаинов, Осянин, Севидов, Рейнгольд… В столь звездной компании сам бог велел большие дела вершить. И правый защитник пользовался этим блестяще. Одним из первых в Союзе начал подключаться к атакам, голы забивал, на выверенные передачи не скупился, да и за кромкой газона пользовался большим авторитетом…
ИСПАНСКИЙ ДНЕВНИК ВАСИЛИЯ УТКИНА
«Реал» и его свита
ПОГОНЯ. Интрига испанского первенства определена. По крайней мере, на ближайшие месяца два. Есть «Реал» - и есть погоня за «Реалом». Тема привычная и отчаянно интересная.
КАК ВСЕГДА – 32 СТРАНИЦЫ!
Полные версии этих статей и другие материалы читайте в «ССФ» №1.
«ССФ» в продаже со вторника, 9 января.





