Гаджиев: Крайне важно расширять тактический кругозор игроков
В среду очередное интервью «Советскому спорту» дал главный тренер «Анжи» Гаджи Гаджиев.
- Первый вопрос очевиден: как оцениваете игру команды в Новосибирске?
- В целом удовлетворительно. Были эпизоды очень хорошие, качественные. Были и такие , когда игроки не справлялись со своими обязанностями и допускали грубые ошибки. В то же время ещё до удалений у соперника команда смогла перестроиться и в итоге заслуженно победила.
- Вам не показалось, что забив третий мяч, анжиевцы самоуспокоились и сбросили обороты?
- Не сразу после гола. Внимательно отсмотрев видеозапись, вы обнаружите, что этот отрезок произошёл с 60-й по 62-ю минуту. В таких ситуациях игроки частенько, чувствуя своё превосходство, несколько расслабляются. Это не всегда заметно по игре, ибо в таких обстоятельствах и соперники приостанавливаются. Но как и в жизни вообще, в футболе случается всякое. Были прецеденты, когда спасалась команда, проигрывавшая по ходу встречи 0:5…
- Уже в меньшинстве соперники имели острые возможности у ваших ворот. Почему им позволяли бить буквально по центру ворот? Где были ваши опорники?
- Это такая простая, даже школьная ошибка. Полузащитники сваливались в одну сторону и оголяли центральный участок. Мы уже подробно разобрали эти эпизоды и надеюсь, игроки не будут повторять одних и тех же ошибок.
- А вообще у профессиональной команды есть понимание как действовать в такой или подобной ситуации? Когда в матче на чужом поле соперник, вдохновлённый своими голами и поддержкой зрителей, буквально прёт вперёд на эмоциях и готов штурмовать крепость…
- Конечно, есть. В такие промежутки важно чрезвычайно строго и спокойно сыграть в обороне и отбить этот натиск. А затем вновь взять игру под свой контроль. Окажись в подобной ситуации более опытная и мастеровитая команда (типа ЦСКА или «Рубина»), ситуация скорее всего развивалась бы несколько иначе.
- В этой связи я бы хотел задать более общий вопрос. 3 года назад возглавляемый тогда вами «Сатурн» обыграл московских динамовцев – 2:1. После матча наставник «Динамо» Андрей Кобелев на эмоциях, досадно говорил о том, что динамовцы в любом случае сыграли лучше, больше атаковали и чаще владели мячом. Вы тогда дали настоящий урок на тему – что на самом деле значит «лучше играть в футбол»…
Не расскажете для дагестанских болельщиков?
- Действительно, при профессиональном анализе внимание акцентируется не на внешних спецэффектах (типа кто больше атаковал), а на более объективных вещах. Дело в том, что футбол – это такая игра, где цель команды создать и реализовать побольше голевых моментов у ворот соперника и исключить эти моменты у своих ворот. Такая задача может быть решена и на игре от обороны, на контратаках. Контроль мяча без агрессии, без создания напряжённых ситуаций у ворот соперника - как это выглядело со стороны «Динамо» в отмеченном вами матче – ничего серьёзного по своей сути для современного футбола не представляет.
- Но есть и другое мнение. Оно гласит, что больше атаковать предпочтительнее в любом случае, даже безрезультатно. Дело в том, что чаще владея мячом, команда меньше устаёт и сохраняет свежесть на концовку встречи.
- Да, это накладывает свой отпечаток на ход поединка. Но всё же более определяющим становится другой фактор. Меньше устаёт та команда, которая имеет исполнителей более высокого класса. Вспомните поединок «Рубина» с «Барселоной». Вы знаете, что казанцы пробежали в том матче на 4 км больше соперника? А кто при этом чаще атаковал? «Барса» атаковала в несколько раз чаще. И кто при этом больше устал?
- Понятно… Вы знаете, мне сейчас игрок «Анжи», который славится своей самоотдачей, сказал: он сам чувствует, как каждый день под руководством Гаджиева благотворно влияет на его футбольную грамотность. Он просто стал лучше, глубже понимать, что это такое – футбол.
- Крайне важно расширять тактический кругозор игроков, их знания о современной игре. У игроков не должно быть различий в представлениях о том, как действовать в той или иной ситуации. Знаете: когда один игрок владеет мячом, его партнёр тоже должен понимать, что он сейчас сделает – пробьёт по воротам, отдаст передачу или пойдёт в обводку. Этой синхронизации и добиваются в том числе на теоретических занятиях.
И есть другие ситуации, когда обученность команды не требует проведения большого объёма «теории». Например, у меня в самарских «Крылышках» их было гораздо меньше.
- А в нынешнем «Анжи»?
- Пока нечто среднее между 1999 годом и Самарой.
- Скажите, вас не раздражают поступки типа вопроса Шукурова? Он, оставшись на скамейке запасных в поединке с «Аланией», на следующей тренировке спросил у вас, каковы его перспективы в команде… Многие тренеры считают, что в такой ситуации игрок должен терпеть и на тренировках искать свой шанс. А не вопросы задавать.
- Меня не раздражают. Футболист как любой другой человек – это свободная личность. Он волен обращаться к главному тренеру со своими вопросами. Никаких ограничений в этом плане я не устанавливаю. Важно, чтобы при этом не было выпадов в адрес других игроков, тренерского штаба и руководства клуба.
Даже предпочтительнее, чтобы футболист задал свои вопросы и разобрался в ситуации, нежели молчал и считал себя ущемлённым. Оставаясь на скамейке запасных, он должен осознавать справедливость такого решения тренера.
- Это не менее важно, чем физическая готовность или техническое мастерство?
- Для меня это один из важнейших постулатов! Это основа любого профессионального клуба. Если игрок чувствует, что тренер справедлив к нему и не ставит в состав по объективным причинам – это одно дело. Если же игрок ощущает дискриминацию по отношению к себе, очевидную несправедливость – это способно в итоге спровоцировать конфликт в любом коллективе. Каждому игроку, в том числе и Шукурову необходимо понять и услышать объективное разъяснение ситуации – по каким причинам он не попал в состав.
В нашем случае это сыграло позитивную роль – уже в матче в Новосибирске Шукуров действовал успешно, отдал две голевые передачи и внес свою лепту в нашу общую победу. Кстати, сфолив на нем, был удален один из игроков «Сибири».
- Вы полагаете, что более талантливый и мастеровитый игрок не имеет никаких объективных преимуществ в конкуренции за место в составе?
- Его преимущества заключаются только в более высокооплачиваемом контракте и может быть, в большей популярности у журналистов и болельщиков. Что касается определения стартового состава, тут всё просто – играет тот, кто лучше готов к конкретному матчу.
- Гаджи Муслимович, от одного российского наставника я слышал потрясающую историю – о том, как на каком-то тренерском семинаре в Европе Гаджиев задавал вопросы своим западным коллегам топ-уровня и они не всегда правильно отвечали на эти вопросы. Они даже не смогли ясно сформулировать принципы, по которым определялись параметры одного из тренировочных занятий. Было такое?
- Без комментариев.
- Хорошо, спрошу иначе. Вы вообще сами представляете свой творческий потенциал тренера? Условно говоря, если в вашем распоряжении окажется состав не аутсайдера и не середняка российского первенства, а добротный европейский коллектив, кто знает, может быть, вы способны дойти с такой командой до полуфинала Лиги чемпионов? А то и выиграть эту Лигу?
И вот перекидывая мостик от фантастики к реальности. А почему такой коллектив с подобными возможностями не может быть создан в Дагестане? Ведь, насколько показывает практика, успешно выстрелить в еврокубках может и провинциальный клуб – типа «Вильяреала»? Нужен ли для этого годовой бюджет объемом в 100 миллионов евро?
- Уверяю вас, для этого хватило бы и размеров бюджета вдвое меньше. Другое дело, что такую задачу гораздо легче реализовать пусть даже в провинциальном клубе, но в стране с давними футбольными традициями – в той же Испании, Англии, Италии, Германии…
Если вы имеете в виду «Анжи» - к решению таких задач он, конечно же, не готов. Но без всякого преувеличения можно сказать, что создание здесь коллектива, стабильно выступающего в еврокубках, в ближайшем обозримом будущем вполне возможно. Главным образом потому, что у нас есть талантливая спортивная молодёжь и игра популярна в народе. Осталась самая малость – улучшить инфраструктуру, вооружить детских тренеров современными методиками подготовки, развивать футбольный клуб «Анжи», найти для него спонсоров.
- Сменим тему. В премьер-лиге команда выступает примерно в одном режиме, каждый раз, играя в один из выходных дней (или в виде исключения, в понедельник). Как вы выстраиваете тренировочную работу при таком календаре? Даете максимум нагрузок вначале недельного цикла и снижаете ее ближе к матчу?
- Вы вкратце обозначили привычную схему такого цикла. Я предпочитаю действовать чуть иначе: после выходного дня команда в течение двух последующих суток получает весьма приличные нагрузки, затем в середине недели мы проводим своего рода восстановительное занятие, и далее до матча идёт коррекция индивидуального состояния и коллективных действий команды, то есть решаются задачи непосредственной подготовки к игре.
Этот разгрузочный день прямо в середине недели очень важен: он позволяет еще больше в разумных пределах усилить те самые нагрузки вначале цикла.
- Кстати, некоторые футбольные наставники искренне утверждают, что никаких точно подтвержденных научных принципов и правил в функциональной подготовке футболистов вообще не существует. И якобы каждый тренер действует исключительно на основе интуиции: вот здесь было бы полезно прибавить, а вот тут наоборот надо бы снизить нагрузки. Это так?
- Конечно, нет. Такого рода рассуждения легко опровергаются уточняющим вопросом: а почему у этих тренеров нет никакой интуиции, к примеру, в знаниях о космосе? Или в периодичной системе Менделеева? Потому что не всё так просто. Интуиция всегда базируется на фундаментальных знаниях, и эти принципы тренерам-профессионалам как раз-таки хорошо известны. А вот уже руководствуясь этими принципами и учитывая их, одаренный тренер может совершать свои маленькие открытия и использовать их в своей практике.
- Гаджи Муслимович, 2 года назад тогдашний главный тренер сборной России Гус Хиддинк очаровал всех системой подготовки к чемпионату Европы. Получив очень серьезные нагрузки на этапе подготовки, игроки сборной России потом буквально летали по полю в матча Евро-2008. Зато потом, уже в рамках чемпионата России в июле-августе у этих футболистов наблюдался очевидный спад.
Я тут по-дилетантски имею в виду следующее. Как насчет того, чтобы загрузить «Анжи» настолько, чтобы команда летала по полю вторую половину апреля и первую половину мая? Разумеется, по неумолимым законам природы, дальше они попадут в полосу спада. Ну и пусть, ведь на этот период как раз придется летний перерыв в чемпионате.
- Во-первых, в отличие от тренерского штаба Гуса Хиддинка у нас нет сейчас трех свободных недель подготовки (без официальных матчей).
После игры с «Ростовом» мы должны за 3 недели провести 4 в высшей степени тяжёлые поединки – с тремя призёрами прошлогоднего чемпионата «Рубином», «Спартаком», «Зенитом», и ещё с «Динамо». А потому не можем перегружать игроков и жертвовать текущими матчами в пользу каких-то будущих успехов. Кроме того, первая половина чемпионата проходит в течение 2 месяцев – с середины марта по середину мая, а это в любом случае слишком большой срок для того, чтобы подготовить команду в режиме «выстрелить». «Выстреливать» можно на протяжении 3-4, максимум 5-6 матчей. Но не 11 туров.
Вообще высокодинамичные напряжённые тренировочные нагрузки – это своего рода ходьба по лезвию бритвы. Чуть переборщишь – и можешь порезаться.
- Ну хорошо. А текущее физическое состояние анжиевцев вы оцениваете удовлетворительно?
- Хорошим физическое состояние считается тогда, когда игрок способен преодолеть определенное количество километров в матче, из них часть расстояния - на скоростных рывках. Если анжиевцы это сегодня умеют, значит, серьезных претензий к ним быть не может.
- Не опасаетесь, что другие тренеры возьмут на вооружение ваши разработки?
- Какие?
- Некоторые из тех, о чём мы говорим сейчас. Ну и те, которые вы периодически затрагиваете в СМИ.
- Опасался бы – не делился бы опытом. С тем же Гордеевым, Тетрадзе, например. Не ездил бы на все сборы сезона-2009 с «Рубином».
Недавно смотрел телепередачу «Очевидное-невероятное». В гостях у ведущего, академика Капицы, был другой известный российский академик. Он поведал о любопытном случае из истории науки. Оказывается, знаменитый Эйнштейн сделал одно из своих открытый, воспользовавшись платформой, которую еще до него нащупал другой математик. Эйнштейн об этом поведал уже в зрелом возрасте, и у того математика удивленно спросили: почему же вы не подняли шум, ведь человек сделал себе славу, частично использовав плоды вашего труда!
Мне очень понравился ответ – «Рад буду, если мои опыт и знания помогут другим молодым учёным сделать новые открытия. А будут или не будут они при этом упоминать моё имя – неважно».
Мне 64 года, пожалуй, я что-то знаю о футболе. И совершенно не собираюсь скрывать своих знаний. Даже рад делиться ими с молодыми коллегами. Кстати, одна из моих задач пребывания на родине – заложить фундамент местной тренерской школы.
- Возвращаясь на грешную землю. Почему «Анжи» не дозаявил бразильского форварда Вильяма Артура из португальского клуба «Пасуш де Феррейра». Разве он не нужен клубу?
- Почему не нужен, он бы пригодился уже сейчас. Особенно с учётом, что один наш форвард (Голенда) повис на 3 карточках, а другой (Барабадзе) вынужден постоянно уезжать в Грузию продлевать свою визу, а сейчас и вовсе должен заняться лечением коленного сустава.
Артур отсутствует не по вине «Анжи». Все необходимые действия клуб совершил, загвоздка оказалась в несвоевременном поступлении из Португалии сертификата футболиста. И хотя формально дозаявочный период уже завершился, ещё имеется возможность увидеть Артура на поле сейчас, в матчах первого круга.
- Верно ли, что некоторые тренеры не любят твёрдо настаивать на приобретении того или иного игрока? Ведь если футболист не заиграет, на тренера будут косо посматривать: мол, из-за его решения зря потратили деньги…
- Совершенно верно, поэтому в случаях, когда есть какие-то сомнения – слово за теми, кто платит деньги. В данном случае за президентом клуба Магомедсултаном Байболатовичем. Немало прецедентов, когда опытный дорогостоящий игрок оказывался невостребованным в титулованных и не очень клубах.
Поэтому свою позицию следует излагать, опираясь на объективные факты, на критерии, характеризующие наличие необходимых для профессионала качеств.
Сегодня мы оказались в жёстком временном цейтноте, не позволяющем дать полную характеристику Вильяму. За него – результаты медицинского обследования в Германии, 9 голов прошлогоднего чемпионата Португалии и 12 голов до апреля этого чемпионата.
Против – отсутствие личных контактов, бесед, непонимание того, сможет ли он безболезненно влиться в нашу команду.
- Болельщиков тревожит до сих пор не подписанный контракт. Появился и другой слушок: Гаджиев выбивает себе слишком высокую зарплату, неподъёмную для клуба…
- Как там у Высоцкого… «Слухи, слухи… их беззубые старухи всё разносят по углам». В большом спорте это обычное явление.
Контракт же мы обсуждали 2 раза по 3 минуты. Этого времени хватило, чтобы договориться о материальной части моего контракта – он, кстати, вдвое ниже предыдущего и в несколько крат меньше, чем у ряда отечественных тренеров.





