Тренер «Волги» Литовченко: Поменял место работы не из-за денег
Тренер нижегородской «Волги», а в прошлом один из лучших полузащитников СССР 80-х годов, Геннадий Литовченко в интервью корреспонденту «Советского спорта» в Нижнем Новгороде Нине ШУМИЛОВОЙ рассказал о том, почему после 16 лет тренерской работы в украинском футболе решил перебраться в российскую премьер-лигу.
- Геннадий Владимирович, перейдя на тренерскую работу, вы 16 лет трудились на Украине. И вдруг, переезд в Россию? Что заставило вас совершить такой шаг?
- Да, действительно, начиная с 1996 года, я тренировал исключительно украинские команды. Мы с Юрием Николаевичем Калитвинцевым работали в системе киевского «Динамо»: я - в «Динамо-2», он - в дубле, потом вместе - в «Динамо-2», а затем и в первой сборной. И у нас была устная договоренность, что если в перспективе появится возможность еще поработать вместе, мы ею воспользуемся. Какое-то время у Калитвинцева не было предложений, а я работал в тренерском штабе «Кривбасса» - помогал Олегу Тарану. Но, когда Таран приглашал меня себе в помощники, я сразу предупредил, что как только Калитвинцев определится с новым клубом, мы туда поедем вместе. И так получилось, что Юрий Николаевич в январе принял «Волгу», которая отправилась на сборы в Турцию. «Кривбасс» в то время тоже там находился, и когда «волжане» приехали, мне оставалось в прямом смысле преодолеть забор - гостиницы рядом были. (Смеется.)
- С материальной точки зрения, где футбольному тренеру лучше работать - на Украине или в России?
- Все зависит от того, какой контракт у тренера. Я думаю, футбольные тренеры ведущих команд получают нормально в обеих странах. Что касается меня, то после переезда из Украины в Россию я практически ничего не выгадал - здесь такие же деньги, что и там. В данном случае, на первом месте стояла все-таки договоренность с Калитвинцевым.
- Тем не менее, что кроме желания трудиться в тренерском штабе Калитвинцева привлекает вас в российском футболе?
- На мой взгляд, российский чемпионат посильнее, чем украинский. На Украине есть три-четыре команды, которые могут претендовать на призовые места. Здесь же команд семь-восемь борются за награды, и в этом плане интрига намного интереснее.
- Юрий Калитвинцев в свое время поиграл в нижегородском «Локомотиве» и, что называется, знал, куда ехал. Вам доводилось бывать ранее в Нижнем Новгороде?
- Нет, никогда здесь не бывал. Первый раз увидел этот город прошлой зимой, когда «Волга» вернулась домой после турецких сборов. Нижний Новгород мне напомнил Днепропетровск - такого же плана город, только у вас больше истории, больше достопримечатель
- Название футбольного клуба «Волга» тоже было в новинку?
- У меня дома есть канал НТВ, и я часто смотрел матчи российского чемпионата, поэтому название «Волга» новинкой, конечно, не стало. А вот то, что сам поеду работать в эту команду - это, действительно, была большая новость.
- Как ваши домашние отнеслись к новому контракту?
- Моя жена - гимнастка, дети тоже спортсмены, так что реакция была нормальная. У нас вся жизнь была такой: или они уезжают, или я уезжаю. Даже закончив играть и перейдя на тренерскую работу, я постоянно «колесил» по стране: то Харьков, то Кривой Рог... В семье к этому уже привыкли и никакого недовольства в отношении моего нынешнего места работы близкие не высказывали. Правда, и со мной не поехали. (Улыбается.) Две дочки и внук живут с нами, под Киевом. Можно сказать, на жене целое хозяйство, и ей было бы тяжело все это оставить. Жена навещала меня на несколько дней, а дети и внук в Нижний Новгород еще ни разу не приезжали.
- Можно сказать, что побывав в Нижнем Новгороде, супруга еще больше одобрила ваш выбор?
- Ну, не знаю, как-то не интересовался. (Смеется.) Летом на отпуск была буквально неделя - я то по рыбалкам, то еще куда-то. И на эту тему мы с ней не разговаривали. Но знаю, что Нижний Новгород Ольге тоже понравился. Она родом из Запорожья, мы долго жили в Днепропетровске, поэтому нижегородские красоты на нее произвели хорошее впечатление.
- Когда вы пришли в «Волгу», кого-то из игроков знали?
- Андрея Каряку знал. Он из Запорожья. Плюс, когда я начинал работать в киевском ЦСКА, Каряка как раз пришел в эту команду примерно в то же время. Ну, еще представлял, кто такие Руслан Аджинджал и Дмитрий Кудряшов - футболисты постарше нынешнего поколения. Остальных видел только по телевизору и особо не знал.
- Сложно приступать к работе с новым и незнакомым коллективом в середине сезона?
- Очень трудно. В первую очередь, Калитвинцеву предстояло в кратчайшие сроки организовать игроков вокруг себя. Мы-то с Юрием Ковтуном в помощь ему шли, чтобы быть ближе к ребятам и передавать их настроения главному тренеру, а от тренера - к игрокам. Скажем так, выполняли роль промежуточного звена, которое обязательно должно присутствовать. Другое дело, что мы были для команды новыми людьми, к тому же считались иностранцами. Но в «Волге» оказался хороший коллектив, и то, как ребята относятся к нам, было видно по их отношению к работе. На мой взгляд, в этом плане никаких проблем у нас не возникло.
- А мысли, что можно не решить задачу, признайтесь, посещали?
- Когда идешь в новую команду, трудно заранее говорить о том, что она может на данный момент. Поработав с этими ребятами, мы обрели определенную уверенность, что коллективу по силам выполнить задачу и остаться в премьер-лиге даже без стыковых игр. В итоге, все решилось в последнем туре чемпионата, и, не скрою, нам, тренерам, было очень приятно, что ожидания оправдались.
- Окончание сезона как-то отметили с командой?
- Не довелось, потому что сразу после матча, в тот же вечер, прямо из Москвы улетели в Киев. Мне даже кажется, что мы приземлились в Киеве раньше, чем команда добралась до Нижнего Новгорода. (Смеется.) Нет, заранее билеты на самолет никто не заказывал, но подсознательно была такая мысль, что должны уже сегодня дома быть.





