Ассоль Сливец: Я возвращалась ради олимпийской медали
За плечами одного из лидеров сборной России по фристайлу Ассоль Сливец две Олимпиады. Спортсменка все время обивала пороги подиума: была четвертой, пятой. О том, какого результата Ассоль собирается добиться на своих третьих Играх, она рассказала корреспонденту «Советского спорта» Дарье МЕДВЕДЕВОЙ.
- Ассоль, у вас очень необычное имя, мама так назвала?
- Назвали так меня вместе мама с папой. Меня в ЗАГСе вообще сначала не хотели регистрировать под этим именем. Родилась я еще в Советском Союзе , и когда мама пришла меня регистрировать, ей сказали, что нет такого имени. Пишите любое – Аня, Маша, но не это. Так вот ее несколько раз разворачивали обратно, а потом уже пошел регистрировать папа, и все разрешилось.
- А назвали, наверное, в честь героини «Алых парусов»?
- Нет, родители не признаются! Просто мою маму зовут Марина , и в ее классе учились еще три девочки с таким же именем, а потом и в институте была похожая ситуация, поэтому она хотела, чтобы меня звали не по фамилии, а по имени.
- Насколько оцените сейчас свои физические кондиции?
- Мне кажется, что на данный момент я нахожусь в хорошей форме: и не только физически, но и координационно. В этом году мы смогли подготовить программу на все случаи жизни - и на хорошую, и на плохую погоду. У меня сейчас есть по три прыжка двойных и тройных. Я уверена, что в любую погоду мне будет из чего выбрать – диапазон прыжков достаточно широкий. И это вселяет в меня уверенность, мне не нужно ничего выдумывать и идти на удачу. Я понимаю, что в любой ситуации у меня будет конкурентоспособная программа и я смогу достойно бороться. У большинства девочек такого нет, они исполняют свои три прыжка и все – нет возможности что-то кардинально изменить.
- Если вы подготовили больше прыжков, чем остальные, значит, чувствуете в себе силу?
- По поводу физической формы у нас с главным тренером идет, так скажем, психологическая борьба.
- И кто кого победил?
- Ну, он же главный тренер (смеется), поэтому и победил. На данный момент тренер считает, что моя физическая форма недостаточная. Возможно, что он где-то прав. Но я уже возрастная спортсменка, и мне приходится выбирать – либо координационную работу выполнять больше, либо физическую. Если я буду очень много качаться, тогда не хватит выносливости, сил на координационную подготовку и наоборот. Здесь есть свои нюансы. Мне уже не так все легко дается, как другим ребятам: я дольше восстанавливаюсь, нужно больше времени, чтобы мышцы правильно работали.
- Какие задачи стоят на первых этапах Кубка мира?
- В Китае для меня важно попасть в финал. На этих соревнованиях часто бывает очень холодно. В связи с этим есть сложности в самих выступлениях, потому что когда на улице минус 25-30 градусов, то замерзают уже мозги и даже думать холодно.
Мне бы хотелось попасть в шестерку, чтобы почувствовать уверенность. Важно опробовать свои прыжки и понять, правильно ли мы все сделали летом. Конечно же, будет хорошо, если я попаду на подиум. Но, в общем-то, это больше будет тренировочный старт, потому что на Олимпиаде нужно уже не пробовать, а делать.
- Ощущение напряжения перед Олимпиадой уже есть?
- Я стараюсь отдалиться от всего накала. У меня есть за спиной опыт уже двух Олимпиад, поэтому я не принимаю ничего близко к сердцу. Сейчас, конечно, и на тренеров давят, постоянно что-то требуют, но я понимаю, что все зависит только от меня – либо я это сделаю, либо нет. Было потрачено очень много сил, проделана большая работа, и я думаю, что должен быть результат, ведь на трамплине стою я, и только я могу что-то изменить. А тренер вкладывает в нас всю свою душу, все силы, он очень хочет, чтобы мы выиграли, но, когда он стоит перед стартом и смотрит, как кто-то делает прыжок, он уже ничего не может изменить. Тут уже сам спортсмен или справляется со своим волнением или не справляется.
- Когда стоите непосредственно на трамплине, какие мысли в голове?
- Обдумываю основные компоненты прыжка: как поехать, где руки должны быть, куда посмотреть, как приземлиться. Вопросы страха и волнения уходят на второй план, потому что есть большая скорость и сложные прыжки, просто нет времени на то, чтобы отвлекаться.
- Получается, что вы абсолютно сконцентрированы?
- Да, хотя, конечно, на Олимпиаде все-таки есть волнение, особенно на первой.
- И какие были ощущения во время первых Игр?
- Когда стояла на разгоне, у меня в голове было настолько пусто, что она просто отключилась, и только тело помнило, как надо делать прыжок. Я просто не понимала, что происходит, где я нахожусь, поэтому на первой своей Олимпиаде я была просто в трансе.
- У вас на Олимпиадах все время были места рядом с призами, сейчас рассчитываете на медаль?
- Если ее не будет, то очень расстроюсь. Я возвращалась после прошедшей Олимпиады ради медали, ведь мне не хватало какого-то одного шага, я была пятой, четвертой… Оставалось совсем чуть-чуть. Понятно, что спорт не стоит на месте, и если ты будешь оставаться на том же уровне, то все равно будешь откатываться назад, поэтому всегда нужно двигаться вперед.
Сейчас формат соревнований таков, что побеждает тот, кто не ошибается – малейшая неточность, и ты вылетел, и нет возможности на вторую попытку.