Динамовец Пеле - король мини-футбола
МИНИ-ФУТБОЛ
Мини-футбол — игра командная. В этом лишний раз убеждает победа московского «Динамо» в чемпионате России по мини-футболу.
ИМЯ КО МНОГОМУ ОБЯЗЫВАЕТ
Тем не менее в составе чемпионов есть игрок, о котором можно смело сказать, что он и один в поле воин. Это Пеле Жуниор. Более того, это самая яркая звезда в российском мини-футболе. Почти такой же король, как его знаменитый тезка.
А вообще-то Пеле — это прозвище. Настоящее же имя динамовской звезды Одаир Педро Да Силва Жуниор.
— Пеле — человек известный во всем мире, больше любого, даже настоящего короля. И вдруг в Россию прилетает новый Пеле. Не тяжелый ли для вас груз имя Пеле?
(С этого вопроса началась наша беседа с лидером «Динамо».)
— В Бразилии длинные фамилии и имена, поэтому у спортсменов принято заменять их прозвищами. Я родился и вырос там, где самый знаменитый бразилец Пеле играл много лет, — в Сан-Паулу. Для нас он был и остается кумиром.
К тому же в детской команде я был единственным темнокожим, и ребята, скорее в шутку, чем всерьез, прозвали меня Пеле.
Сам я относился к этому равнодушно, хотя и тогда понимал, что одинаковое с королем футбола прозвище меня ко многому обяжет. Но ничего поделать не мог. В итоге под именем Пеле я вошел в большой спорт.
Разумеется, на славу короля футбола никогда не претендовал. Наоборот, когда спрашивали, не брат ли я того самого Пеле, объяснял, что нас роднит, наверное, только темный цвет кожи.
— Кто ваши родители?
— Четыре года назад они умерли. Остались две сестры, брат, тетя и бабушка, которым я стараюсь помогать.
БРАЗИЛЕЦ, НЕ ПЬЮЩИЙ КОФЕ
— Значит, к популярному в России кофе «Пеле» вы тоже не имеете отношения?
— Более того, я его даже не пробовал.
— Наверное, потому, что он растворимый, а бразильцы, говорят, любят только молотый кофе?
— Дело не в этом. Наверное, я единственный бразилец, равнодушный к кофе, независимо от того, молотый он или растворимый.
— А как относитесь к русской кухне?
— Она, конечно, сильно отличается от бразильской. Но в Москве в супермаркете я могу купить те же продукты, что и дома. А когда не хочется готовить, иду с друзьями в ресторан или кафе.
Когда же играем в других городах, то ем то же самое, что и остальные игроки. К этому я отношусь спокойно, благо русская кухня тоже вкусная.
— А наша водка сильно отличается от бразильской кашасы?
— Водку я попробовал только один раз. Но мне и одного глотка хватило для получения полного представления. Это такой же крепкий напиток, как наша кашаса, хотя вкус у нее заметно отличается. Но я предпочитаю иногда выпить вина или пива.
БАНДИТЫ ТАК И НЕ НАЙДЕНЫ
— После Нового года вы были так избиты в московском ресторане, что даже попали на операционный стол. Что же тогда случилось?
— Дело прошлое. И я не хочу об этом лишний раз вспоминать. Могу только сказать ответственно, что ни я, ни мои друзья не начинали эту драку. В январе следователи обещали, что найдут хулиганов, но, похоже, в России милиция работает не лучше, чем в Бразилии полиция.
Обидно, конечно. Тем более что операция была сложная, и я даже опасался, что не скоро вернусь на площадку.
Но все обошлось. Спасибо ребятам. В больнице убедился в том, что в «Динамо» я не просто игрок, а член семьи. Ребята и руководители клуба часто навещали меня, поддерживали морально. Такое доброжелательное отношение помогло мне быстро выздороветь, так что для меня это был хороший урок.
ГОЛЕАДОР – НЕ САМОЦЕЛЬ
— Чаще всего вы играете в одном звене с лучшим бомбардиром команды Ивановым. Известно, что много мячей он забил после ваших передач. А у вас не было желания самому чаще завершать атаки — ведь вы тоже забили много мячей?
— Забивать и мне приятно. Но стать голеадором – не моя самоцель, и у меня не было стремления обойти Иванова по забитым мячам. Наоборот, если видел, что он находился в лучшем положении, чем я, то не рисковал бить по воротам, а отдавал мяч Иванову. Забивать мячи — это больше его задача, чем моя. И пятьдесят с лишним забитых им мячей говорят о том, что он отлично справился с обязанностями голеадора.
Для меня важны не личные показатели, а успех «Динамо». Я всегда достаточно критично отношусь к себе и, если игра не получается, стараюсь найти причину.
НЕОБЪЯСНИМЫЕ ПРОМАХИ
— В предпоследнем туре в Югорске вы не реализовали два пенальти. Разобрались, почему?
— Это, наверное, то самое исключение, что подтверждает правило. До сих пор не могу понять, почему промахнулся. На тренировках из десяти ударов я реализую шесть-семь. А в остальных случаях надежно играют вратари Степанов и Поляков — они либо отбивают, либо ловят мяч. А в Югорске я почему-то не попал даже в ворота.
В результате по моей вине мы сыграли вничью и потеряли два важных очка. И все вопросы были отложены на последний тур. Надо ли говорить, как я переживал, с каким нетерпением ждал встреч с ЦСКА, чтобы реабилитироваться перед командой. Надеюсь, мне это удалось сделать и мы стали чемпионами.
ОТЛОЖЕННЫЕ ПОЗДРАВЛЕНИЯ
— Но это могло случиться на месяц раньше. Почему команда стала терять важные очки на заключительном этапе?
— Действительно, мы могли стать чемпионами и после второго матча с «Диной», который мы выигрывали со счетом 3:0. Но проиграли. Все равно это не был провал. Конкуренты по-прежнему сильно отставали от нас. Именно это, считаю, сыграло с нами злую шутку — подвела самоуверенность, многие игроки утратили концентрацию и только с ЦСКА снова сыграли в полную силу.
— Теперь у вас две золотые медали чемпиона России. Почему вы появились в «Динамо» через полтора месяца после начала чемпионата?
— Год назад, когда мы первый раз стали чемпионами, у меня закончился контракт и я вернулся в Бразилию. Однако осенью Еременко позвонил мне и пригласил в Москву. В предыдущем сезоне я неоднократно убеждался в порядочности президента «Динамо», хорошем финансовом положении клуба и без колебаний согласился вернуться. Главное, не разочаровался.
РАЗНОСТИЛЕВОЙ МИНИ-ФУТБОЛ
— Большая ли разница между бразильским и российским стилем игры?
— Очень большая. Бразильцы техничнее.
— Тем не менее не все ваши соотечественники прижились в России. Например, даже в «Динамо» не смогли играть Арно, Индио.
— Мне тоже не сразу удалось найти общий язык с русскими партнерами. И объяснялось это разным представлением о мини-футболе.
В Бразилии, как правило, играют на площадках меньшего размера, чем российские. Это значит, что и игра идет более контактная, и игроки должны быть очень техничны, быстро освобождаться от прессинга и самим его навязывать. А в Москве, получив мяч, у меня хватает времени осмотреться и принять наиболее верное решение. В Бразилии, как и в России, тоже много внимания уделяют отработке различных тактических схем. Но у нас в основе все-таки лежит импровизация, хорошее понимание друг друга. Мы в каждом конкретном моменте знаем, как сыграют не только партнеры, но и соперники. Немаловажную роль играют и правила, разрешающие, повторяю, более силовые единоборства.
В России судьи часто видят в столкновении нарушения, фиксируют фолы. Лично я из-за разночтений правил в Бразилии и России неоднократно необоснованно наказывался и даже пропустил несколько матчей из-за дисквалификации.
ТРУДНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
— Как обстоят дела с русским языком?
— Это серьезная проблема. На площадке еще понимаю партнеров, а вот за пределами ее не всегда знаю, о чем идет речь. Но я заключил контракт на два года и надеюсь за это время выучить русский язык. В этом мне и сейчас помогают партнеры по команде, друзья.
— Говорят, надежный способ выучить иностранный язык — это частое общение с подругами. Вы, насколько известно, холостой человек. Как вы относитесь к русским девушкам?
— Они, безусловно, красивые. Но мое сердце уже покорила бразильянка.
— Вам 31 год, тем не менее вы до сих пор не женаты. Почему?
— Я не сторонник скоропалительных решений не только на площадке, но и в повседневной жизни. Прежде чем жениться, надо подготовить достаточно крепкую базу для стабильной семейной жизни. Возможно, во время отпуска, который я проведу в Сан-Паулу, мы с невестой окончательно решим этот вопрос.
— На игры с ЦСКА вы вышли с новой прической — с многочисленными косичками. Это вы решили подготовиться так к получению золотых медалей? Кстати, кто вам заплетал эти косички? Ведь это колоссальный труд.
— Прической занимались в салоне красоты. Не знаю, легко ли было мастеру, а мне действительно трудно было долго просидеть в кресле. Легче было бы отыграть один матч с «Диной».
Идея поменять прическу зародилась давно, когда я приехал в Москву. Тогда у меня была короткая стрижка. Но она надоела, и я решил отрастить волосы подлиннее, а потом заплести косички. В Бразилии такая прическа модная, так что с последними играми она не связана. А вот в Сан-Паулу наверняка она многим понравится.