Любовь до смерти. Даже развод не разлучил великих советских гимнастов

Николай Ефимович Андрианов – легенда советской гимнастики. Его имя впервые прогремело в 1972 году, когда он взял золото на Играх в Мюнхене, вмешавшись в доминацию японцев. За карьеру атлет установил множество рекордов, но всегда признавался, что без поддержки супруги у него бы ничего не получилось.
Любовь Викторовна Бурда – двукратная олимпийская чемпионка, автор сложнейшего элемента на брусьях, который вошёл в историю под её фамилией. Она подарила мужу двух сыновей и больше трёх десятилетий была ему опорой. В том числе на смертном одре.

Да, спортивные пары – не редкость, но история любви Андрианова и Бурды действительно заслуживает внимания.
Андрианов родился и вырос во Владимире. Семья жила скромно, воспитывала детей одна мать. Николай был пятым ребёнком, окружённым четырьмя сёстрами. Детство проходило на улице: футбол, драки, сомнительные компании, сигареты. Учёба мальчика не привлекала, но всё изменилось, когда в его жизни появился Николай Толкачёв. Наставник сумел разглядеть потенциал в непоседливом подростке.
«У ребёнка выработан характер – борьба за преобладание. Быть на улице первым, жажда борьбы – это очень важно. Небоязнь этой борьбы, не уступить не только равным, но и старшим. Он везде хочет быть первым», – вспоминал тренер.

Однако Толкачёв поставил условие. Чтобы и дальше заниматься под его началом, Николай должен был взяться за ум. Наставник сам проверял дневник, ходил на родительские собрания. Несколько лет будущий чемпион даже жил в его доме, полностью погрузившись в тренировочный процесс.
В 1968 году Николай впервые выступил на международной арене. Правда, турнир в Румынии оказался провальным. Но вместо критики за 17-е место тренер нарисовал новый, казалось бы, слишком оптимистичный вектор – Олимпиада в Мюнхене. Подъём в пять утра, три тренировки в день...
Авторская методика наставника, вдохновлённая японской школой, быстро дала результат. На чемпионате Европы-1971 в Мадриде молодой гимнаст впервые поднялся на пьедестал – бронза, серебро и золото. С этого момента о нём заговорили за пределами СССР.

В 1972 году Андрианов выиграл чемпионат страны и отправился на Олимпийские игры. В Мюнхене он добыл комплект наград всех достоинств. И сравнялся по статусу с Любовью Бурдой, на тот момент уже звездой мирового уровня.
Познакомились они ещё в 1968 году. Между Николаем и Любовью сразу пробежала искра, которая со временем разожглась в серьёзные чувства: «Верю ли в любовь с первого взгляда? Конечно, верю», – признавался Андрианов.
На выступлениях возлюбленной Николай, по его словам, переживал сильнее, чем на собственных стартах. А ещё Любовь пробуждала в нём чувства, о которых он и не подозревал: «Помню её удивительные вольные на музыку Иоганна Себастьяна Баха. То была ожившая поэзия. И я, с детства огрубевший в уличных компаниях, вдруг понял, как чудесный танец может задеть душу».

После Олимпиады-1972 новоиспечённый чемпион решился на предложение руки и сердца. Девушка ответила согласием. Свадьба прошла в лучшем ресторане Владимира, а главным подарком стала просторная квартира по соседству с Толкачёвым. Позже у пары родились сыновья Сергей и Владимир.
Любовь закончила карьеру в 1972-м, а Николай продолжил выступать, завоевав в общей сложности 15 олимпийских медалей. Больше, чем кто-либо в истории гимнастики того времени. Уйдя из спорта, супруги начали тренировать детей. У Андрианова получилось особенно успешно. Именно он привёл к победе на ЧМ сына великого Мицуо Цукахары.
Однако в начале 2000-х Николай и Любовь развелись. Всё прошло тихо, никто ни о чём не знал. Лишь несколько лет спустя Андрианов заявил в интервью, что уже не живёт с Бурдой. Но даже после расставания великие атлеты оставались близкими людьми. Любовь была рядом, когда Николаю поставили страшный диагноз – атрофию мозга.

«Разве я могла бросить его наедине с такой бедой? Мы знали друг друга так долго, что у меня даже не отложился в памяти тот момент, когда Коля объяснился мне в любви или сделал предложение. Он просто был рядом со мной всегда. Были только его глаза с хитринкой и как он повторял мне едва ли не каждый день: «Ты всё равно будешь моей», – рассказывала Бурда.
21 марта 2011 года Николай Ефимович Андрианов ушёл из жизни в возрасте 58 лет.






