Не болит голова у дятла

Хоккейная истина-2003: если вас интересует высокий результат, то звезды – ничто, тренер – все. Отдыхают несолоно хлебавши все звездные компании: Омск, Казань и Магнитка; «Нью-Йорк Рейнджерс», «Детройт», «Колорадо» и пр.; сборные Швеции, Словакии, Чехии и
news

ПАС ВРАЗРЕЗ

Хоккейная истина-2003: если вас интересует высокий результат, то звезды – ничто, тренер – все. Отдыхают несолоно хлебавши все звездные компании: Омск, Казань и Магнитка; «Нью-Йорк Рейнджерс», «Детройт», «Колорадо» и пр.; сборные Швеции, Словакии, Чехии и Финляндии. Достаточно скромная по составу команда Канады выиграла чемпионат мира прежде всего тактическим оснащением. К Кубку Стэнли рвется тактически изощренная «Миннесота», чей бюджет сопоставим с казанским или омским.

Выходит, сборная России выбрала верный курс, отказавшись от игроков с именами, и будущее за нами? Да, курс верен. Ровно наполовину. Звезды – ничто. Тренер…

Широкая общественность первый сезон наблюдала Владимира Плющева в деле. Кто как, а я, руководствуясь живым интересом и заведомой симпатией к новому человеку, не позволил себе ни единого жесткого слова в адрес тренера и попробовал принять его правила игры. Но теперь в повестке дня вопрос о пользе Плющева для сборной и его перспективе, и надо подбить итог наблюдениям.

В советские времена существовал, говорят, тест, выявлявший квалификацию тренера. Рассматривалось 10 необходимых в работе качеств, для каждого – нормативная оценка. И был у нас, к слову, один тренер-феномен – дотягивал до уровня всего по двум позициям. Но, случалось, даже крупных побед добивался, настолько сильно эти два качества были в нем развиты. Похоже, в рабочем арсенале Плющева такой же невеликий набор: энтузиазм и уверенность в себе. И чемпионат мира устроил проверку сильным сторонам тренера. Что получилось? Собрав близкую себе по духу бригаду игроков, одних тренер на финском льду «не узнал», в других разочаровался, а третьих нашел бесповоротно уставшими. В общем, психолог Плющев испытания не выдержал.

Пробелы в профоснащенности Плющева естественны для начинающего специалиста. 1. Неумение поставить игру. Понимаю, все эти схемки да линии прямые-ломаные – скукотища, но без путеводной нити хоккеист превращается в ледового странника. Нынче даже сами игроки сетовали на отсутствие проговоренных маршрутов — игроки, обычно все эти схемы проклинающие. Значит, допекло. А все время просто лезть вперед – так, знаете ли, и задохнуться недолго. 2. Неумение передернуть игру и встряхнуть команду. В серии плей-офф против «Лады» плющевский «Ак Барс», взяв первые две игры, упустил затем три подряд. Покатился по наклонной. Чемпионат мира – четыре поражения после трех побед – подтвердил этот изъян в профподготовке Плющева. 3. Нежелание сбалансировать состав. «Без опытных нападающих на чемпионате мира толку не бывает», — твердили в один голос коллеги Плющева. «Чего я не потерплю, так это советов, как работать и каких игроков приглашать», — гордо ответствовал тренер. 4. Неадекватность – качество, усугубляющее чисто специальные недостатки. Словечко расхожее, но малопонятное, поэтому разделим его смысл на части. Только начинающий среди «больших» тренер изображал прожженного мэтра. Начинающему самое милое дело – завязать контакты с отечественными и зарубежными коллегами. Разведать, прознать, сделать поправки. Куда же без профессиональной любознательности? Плющев, напротив, охотнее отношения обострял. Анекдот по случаю. Муха бьется-бьется о стекло, извелась вся. Сестрица подползает, интересуется: «Там ведь форточка чуть повыше, и мама там вылетала, и бабушка…» – «Нет уж, у меня своя судьба». Наконец, Плющеву свойствен неустанный поиск врагов. Как было сказано в одной знаменитой исторической записке, подобные личные качества человека, которому вверяют власть, заставляют насторожиться.

На днях наши хоккейные чиновники будут общаться с тренером сборной. Ситуация патовая. Плющев не похож на человека, умеющего меняться. Федерации в пору отпусков ни к чему очередная головная боль о сборной. Между тем ситуация-то серьезнее, чем кажется на первый взгляд. «Эта должность словно заражена», — морщатся тренеры, отведавшие из сей чаши. «Хочешь опозориться – езжай в сборную», — приговаривают игроки. И с каждым годом обе поговорки все популярнее.

Я вижу два выхода из тупика. Один – простой. Действительно, выкинуть эту несчастную сборную из головы. Пускай себе экспериментирует, куда кривая вывезет, да, быть может, с тем же Плющевым. Вон, например, американцы с чемпионатом мира ни забот, ни горя не знают. А подоспеет олимпийский турнир – Фетисов как-нибудь распорядится. Весь вопрос, обойдемся ли мы с вами без «витрины нации»? Второй вариант пока больше теоретический. Федерация не владеет сегодня ни властными рычагами, ни глубоким пониманием проблемы, ни финансовыми стимулами. Поэтому сборная становится коллективной заботой хозяев и президентов клубов, частью их совместного бизнеса. В самом деле, успех отдельного клубного предприятия – например, при покупке и продаже игроков – зависит ведь и от хоккейной репутации страны. Только ответьте прямо, господа президенты: вам все это нужно?

Новости. Хоккей