Савва Морозов российского хоккея

Открытие в Хабаровске ультрасовременной «Платинум Арены» на 7100 мест стало главным хоккейным событием этого сезона. Отсюда и особый интерес к президенту ХК «Амур» Виктору Лопатюку, не пожалевшему выделить на ее постройку 30 миллионов долларов из собстве
news

ГОСТЬ РЕДАКЦИИ

Открытие в Хабаровске ультрасовременной «Платинум Арены» на 7100 мест стало главным хоккейным событием этого сезона. Отсюда и особый интерес к президенту ХК «Амур» Виктору Лопатюку, не пожалевшему выделить на ее постройку 30 миллионов долларов из собственного кармана. Не так уж много среди наших предпринимателей людей, которые могут похвастать, что на свои деньги создают (не покупают!) спортивные команды высшей пробы, строят дворцы спорта, способные украсить любую из столиц мира, а своих рабочих регулярно возят отдыхать на Гавайи. Побольше бы таких миллионеров, продолжающих традиции братьев Третьяковых, Саввы Морозова, Саввы Мамонтова.

ГОНЦЫ ИЗ ЯРОСЛАВЛЯ

– Виктор Андреевич, расскажите, как живется миллионеру на Дальнем Востоке?

– Моя компания занимает одно из лидирующих мест по добыче драгоценных металлов. Я работаю здесь больше тридцати лет. Наш принцип – не рассовывать всю прибыль по карманам, делать для общества как можно больше. Ведь в отдельном оазисе за глухим забором выжить невозможно. Да и неинтересно жить в пусть райской, но тюрьме. Мы выбрали для себя девиз «Живем вместе с обществом». Поэтому и вкладываем деньги в различные проекты. Строим православные соборы. Один уже открыли в октябре этого года. Центр города выложили тротуарной плиткой, сделали гранитные бордюры.

Пожалуй, отдельно надо сказать о «Платинум Арене». Вы ведь построили ее на свои деньги.

– Хоккейный клуб «Амур» – наша гордость. Восемьдесят процентов его расходов берет на себя наша старательская артель. Конечно, и на арену денег не пожалели. Прежний хоккейный дворец был маловат. Там помещалось лишь 2300 зрителей. Сначала родилась идея построить спортивный комплекс за пределами города. Это было бы и дешевле, и проще. Но губернатор края предложил поставить арену в самом центре Хабаровска. Прежде на этом месте был пустырь, заваленный мусором. Мы согласились и начали подыскивать подходящий проект. Сначала обратились к фирме, которая строила хоккейные форумы в Санкт-Петербурге и Ярославле. Планировали дворец на 5200 мест. С нас запросили 63 миллиона долларов. Сумасшедшие деньги! Решили строить сами. Я побывал за свою жизнь в 22 государствах. Спортивные зрелища люблю и на дворцы внимание обращал. Но все ледовые арены, даже те, где проходили чемпионаты мира и Олимпиады, не слишком впечатляли. Однажды в Корее мне посоветовали посмотреть несколько дворцов. Архитектура одного очень понравилась. Правда, он был довольно маленький. Мы построили в другом масштабе. Но стиль сохранили, вплоть до фонтанов, разбитых перед главным входом. Еще добавили тренировочный каток. Это же удобно! К нам уже из Ярославля приезжали за опытом. Они-то играют на одной арене, а тренируются совсем в другом месте.

МАМА «АМУРА»

– А как вы вообще решились взвалить на себя заботы об армейской команде? Ведь «Амур» – это бывший хабаровский СКА.

– В 1995 году у меня были планы взять под крыло местную женскую баскетбольную команду. А губернатор посетовал, что хоккей находится в плачевном состоянии. Жена у меня была мастером спорта международного класса по пулевой стрельбе, неоднократной чемпионкой СССР, призером европейских чемпионатов. Тамара Першина – знаете, наверное. Так вот, к женскому баскетболу она отнеслась с некоторой ревностью. Зато за армейскую команду встала горой. Она же тоже за СКА выступала. А хоккеистам действительно приходилось туго. Они готовы были сняться с первенства – не было денег ездить на матчи. Игроки впоследствии стали называть Тамару мамой. В программках стихи печатали, посвященные ей. Когда с женой случилась беда (супруга Лопатюка была застрелена. – Прим. ред.), «Амур» играл с «Динамо». Перед матчем ребята поклялись, что обязательно выиграют и посвятят победу Тамаре, своей маме. Перед матчем была минута молчания, и действительно хабаровчане взяли верх 2:0. В том, что «Амур» выступает сейчас в суперлиге, большая заслуга Тамары, царство ей небесное.

Непросто было попасть в элиту. Ситуация создалась невыносимая. Мы заняли первое место в своем дивизионе, а пропускать в суперлигу «Амур» категорически не хотели. Мол, летать далеко, денег нет. Наш губернатор пошел к премьер-министру Виктору Черномырдину. Тот переговорил с прежним президентом ФХР Валентином Сычем. Но лига встала на дыбы. Пришлось Черномырдину с Сычем вторично встречаться. И уж тогда ему удалось уговорить президентов клубов допустить СКА-«Амур», как мы тогда назывались, к чемпионату суперлиги. Правда, соперники потребовали компенсации за проезд. И весь первый сезон мы оплачивали перелеты в один конец для всей лиги.

– На те же вилы попал два года назад и хабаровский «Самородок», фарм-клуб «Амура», когда хоккейная команда завоевала право участия в высшей лиге?

– Для того чтобы хоккей у нас нормально развивался, нужна команда в суперлиге, в высшей и в первой. Ведь юниоры, выступающие сейчас в первой лиге за «Амур-2», не могут влиться в основную команду. Была бы у нас команда в высшей лиге, они совершенствовали бы свое мастерство в ней. Мы и в первой-то лиге часто выигрываем 10:1, 8:1. А ведь это уже не соперничество, в таких играх учиться нечему. На равных борются лишь три команды: наша, новокузнецкая и новосибирская.

Вице-президент ФХР Борис Майоров заявил как-то на заседании ПХЛ: «Вот допустим в высшую лигу «Самородок», а завтра Лопатюк откроет еще пару шахт, и эта команда окажется в суперлиге. И так летать тяжело, а будем это делать в два раза чаще». Тогда мы вынесли встречное предложение: наша команда участвует в чемпионате высшей лиги вне конкурса, без права перехода в суперлигу! При этом мы берем все затраты других команд в Хабаровске на себя. Покупаем им билеты, размещаем в гостинице и кормим. В случае нарушения этих условий ФХР имеет право снять нас с соревнований. И все равно наше предложение не было принято! Тогда мы решили включить «Самородок» в чемпионат Японии, и в принципе договорились. Японцы ставили только одно условие. У них пять команд. Друг с другом они играют по восемь матчей. Нам они давали право участвовать вне зачета, но проводить только по четыре поединка с каждым клубом, два дома, два на выезде, итого – 20 встреч за сезон. Это слишком мало. Нам хотелось играть в два раза больше – 40 матчей. Мы предложили оплачивать японцам перелеты в Хабаровск – не прошло. Тогда мы приняли решение лишь две встречи проводить дома, а остальные шесть – на выезде. Но и это было отклонено. Причем три клуба из пяти были «за», два – «против». Но по японским законам решение принимается только единогласно. Пришлось команду расформировать…

И все же точка не поставлена! На открытие «Платинум Арены» приезжал президент ФХР Александр Стеблин, приезжал и Томита Шоичи, президент Федерации хоккея Японии. У них одна команда снялась с соревнований. Теперь японцы предлагают разыгрывать первенство Тихоокеанского бассейна, в котором будут участвовать четыре их клуба, а также по одной команде из Кореи, Китая и России, имеется в виду «Амур-2». Конечно, эти партнеры посильнее, чем в первой лиге по региону Сибирь и Дальний Восток. Принципиальное согласие мы дали. Осталось утрясти этот вопрос с ФХР. Ведь в регламенте записано, что любая команда суперлиги должна иметь свой фарм-клуб. Для того чтобы наша команда участвовала в Тихоокеанском первенстве и одновременно считалась фарм-клубом «Амура», нужно специальное разрешение нашей федерации. Отношения с японцами крепнут. В ноябре сборная Страны восходящего солнца прилетит в Хабаровск, 6-го и 9-го встретится с «Амуром». В феврале Томита пригласил нас на Кубок Нагано, но этот турнир пересекался с российским чемпионатом. Так японцы пошли нам навстречу – передвинули сроки соревнования, чтобы «Амур» смог принять в нем участие во время перерыва. Кроме нас там выступят сборная Японии, сборная Канады и сборная Казахстана. По окончании сезона, в апреле, японская национальная команда вновь пожалует к нам на Кубок Амура. А в марте «Амур-2» отправится на экспериментальный японо-корейско-китайский турнир.

ТРЕНЕРСКАЯ КАДРИЛЬ

– Ваш клуб неуклонно движется вверх. Вышли в суперлигу, закрепились в ней, создали отличную базу на новой огромной арене… Не пора ли задуматься и о плей-офф?

– По своему составу команда должна успешно соперничать с клубами, которые также претендуют на место в первой восьмерке. Взять Сергея Кривокрасова, Виталия Ячменева, пришедших из НХЛ. Много и своих добротных хоккеистов: Вадим Покотило, Анатолий Устюгов, Олег Науменко, Вадим Аверкин… Конечно, еще парочка игроков высокого класса нам не помешала бы. Но звездная обойма – не залог высокого результата. Главное, на мой взгляд, чтоб наставник был хорошим специалистом. Пока же все тренеры, приезжавшие работать в Хабаровск, оказывались временщиками. Никто не хотел закрепиться на нашей земле, обжиться, привезти семью. Потому у нас и такая текучка кадров среди рулевых команды. Сюда приезжают только заработать. Мы же с каждым тренером договариваемся, что он будет работать долго. Был, скажем, Михаил Варнаков. Никто не поднимал вопроса о его уходе. И вдруг незадолго до начала сезона он объявляет об отставке. Это как ушат холодной воды! Все специалисты разобраны. Начинаются лихорадочные поиски.

– Как вышли на нынешнего главного тренера «Амура» Леонида Береснева?

– Искали в разных местах. Один из наших собеседников, проживающих в Швейцарии, положительно рекомендовал Береснева (речь, похоже, идет о Владимире Юрзинове-старшем, тренирующем швейцарский «Клотен». В то время, когда Береснев тренировал сборную Латвии, Юрзинов был ее консультантом. – Прим. Д. П.). Отпускать из Латвии его не хотели. Стращали, что если вернется, ни один клуб его на работу уже не возьмет. Поэтому он долго колебался, беспокоился о своем будущем. Но принял решение в нашу пользу.

– Чем не устроил прежний наставник «Амура» Андрей Пятанов?

– При нем дисциплина в команде стала хромать. Нам и болельщики сообщали, что хоккеисты зачастили в ночные клубы. Пошли нарушения режима. Сейчас работаем в этом направлении. Дай бог, чтоб новый тренер здесь прижился и сумел добиться результатов.

– Все же именно в Хабаровске был установлен рекорд скорости тренерской отставки. Сергей Борисов, проведя в 2000 году лишь один, стартовый матч чемпионата, был уволен…

– В то время за «Амур» играл Руслан Берников. Он провел отличный сезон, и переманить его хотели многие. На межсезонке я вел с ним очень активные переговоры, убеждая остаться в клубе. Жена разговаривала по душам с его девушкой. С большим трудом мы все же подписали с ним контракт. Борисов же привез с собой из Москвы целый отряд экс-спартаковцев. А Руслан ему не приглянулся. Борисов заявил, что это не игрок. На первый матч тренер Берникова не поставил. Затем заявил, что он ему вообще не нужен. Между нами состоялся довольно крутой разговор. Раз игрокам выплачиваются большие деньги, значит, они должны выступать, отрабатывать их. Кроме Руслана речь шла и еще о двоих ребятах. На следующей встрече их всех трех в заявке вновь не оказалось. Демонстративный демарш со стороны Борисова! А надо же еще учитывать, что Берников был любимцем местных болельщиков. Я не люблю вмешиваться в тренерские дела, но тут разозлился и отстранил тренера от игры. Он забрал своего помощника и ушел из дворца. После этого мы расстались.

ЗАВИСТЬ КАРПОЛЯ

– У вас не возникало желания купить клуб НХЛ, раз уж в России столько проблем?

Такие предложения были. От агента, который поставляет нам заокеанских игроков. Но мы даже рассматривать этот вопрос не стали. Мы ведь поддерживаем спорт в Хабаровске только ради болельщиков! Личные дорогие игрушки мне не нужны. Если наши люди не будут ходить на игры команды, зачем она нужна?

Слышал об успехах Хабаровска и на волейбольном фронте.

– Наша женская волейбольная команда была создана всего три года назад, а уже вышла в суперлигу. Начали с нуля. Собрали хабаровских девушек, заявились в первой лиге и с ходу заняли второе место. Перешли в высшую лигу «А». Первый год там осваивались, затем поставили задачу выйти в суперлигу, что и сделали. Да как! Из 44 игр только одно поражение! Думаю, и здесь не затеряемся. По крайней мере, не запрещаем себе мечтать войти в первую пятерку. Естественно, для побед нужна солидная база. Построили великолепный волейбольный зал. Второй такой в России еще надо поискать. Приезжавший к нам недавно волейбольный бог Николай Карполь от души позавидовал. Так вышло, что самому ему в Екатеринбурге тренировать «Уралочку» негде, приходится ездить в Нижний Тагил…

– Вот и позвали бы Карполя в Хабаровск!

У нас уже работает Виктор Бардок, его бывший помощник. Отпускал Карполь его неохотно. Но сейчас, думаю, он доволен тем, что волейбол в России развивается. У нас на матчи приходит по пять тысяч зрителей. Болельщик принял и этот вид спорта. Открыли ДЮСШ. Подбираем талантливых девчонок.

Есть и мужская любительская команда, которая участвует в международных турнирах наряду с профессионалами. Недавно прошли соревнования, где выступали австралийцы, китайцы и несколько клубов из российской лиги «Б». Так наши игроки, которые тренируются только после работы, заняли третье место!

ГАВАЙИ ДЛЯ РАБОЧИХ

– Виктор Андреевич, вы ведь известны своими хождениями в народ. На сайте «Амура» часто общаетесь с болельщиками…

– На гостевых книгах клубов в Интернете нередки необъективные высказывания в адрес команды. Считаю, это необходимо исправлять. Поэтому и выступаю под псевдонимом ЛВА (Лопатюк Виктор Андреевич). Даю информацию, интересную для болельщиков, отвечаю на их вопросы. В последнее время решили поставить фильтр для сообщений, чтобы не допускать на своем сайте матерщины. Ведь многим хоккеистам интересно узнать мнение о себе, но разве приятно видеть, что тебя называют «тричетырнадцатьдараз»?

Сейчас много высказываний, что мы все деньги вложили в арену, а селекционную работу провалили. Конечно, жаль, что ушли Алексей Бадюков, Максим Спиридонов, но ведь в составе появился Виталий Ячменев. Достойная замена!

– Ходят легенды, что своих рабочих-старателей вы каждый год вывозите отдыхать на Гавайи.

– Это наша традиция. Десять дней люди отдыхают на островах, затем еще на три дня делают остановку в Лас-Вегасе. Каждый год мы направляем на подобный отдых 400 человек. Причем 75 процентов из них – простые рабочие. Финансирование – полностью за счет предприятия.

– Сколько всего людей у вас трудится?

– Шесть тысяч человек. Конечно, некоторые, наиболее нужные для производства спецы ездят практически каждый год. Вот и 26 октября у нас группа из 132 человек вылетает по маршруту Хабаровск – Сеул – Сан-Франциско, там садятся на круизный корабль и на нем плывут в Мексику. На обратном пути посетят Голливуд, Диснейленд. Хоккеисты также ежегодно вылетают на Гавайи после окончания сезона вместе с семьями. Теперь и наша волейбольная команда будет там отдыхать.

– Знаю, что наиболее рьяных болельщиков вы также возите на Олимпиады и чемпионаты мира по хоккею.

– Первенство мира посещаем регулярно. Уже сейчас оплачена поездка в Прагу на грядущий чемпионат мира группы из 44 человек. Примерно столько же наших работников летало и на зимнюю Олимпиаду-2002 в Солт-Лейк-Сити.

ИГРЫ С ВОЛКАМИ

– Живя на Амуре, трудно не увлечься рыбалкой.

– Когда выпадает свободный день, готов часами бродить по берегу со спиннингом. Предпочитаю бурные северные речки. Добываю тайменя, хариуса… Уважаю и зимнюю рыбалку. Морозище минус сорок! Сидишь, все лицо инеем покрыто. Прекрасно! На охоту хожу реже, пару раз в год, подстрелить оленя или лося. Есть на моем счету и четыре волка. Один здоровенный. Встретились с ним случайно. Ехали на «Урале» по зимнику, это трасса с огромными сугробами по обочине. Вдруг зверь навстречу. Волк умный, сразу понял, что вбок ему нельзя – в снегу увязнет. Развернулся, и ходу от нас. У меня был винчестер. Я выскочил из машины на ровном участке, лег, расстояние метров двести. Со второго выстрела серого уложил. Были и казусы. Есть у меня канадский винчестер. От первого выстрела из него у меня шрам остался. Приклад к плечу приставил не слишком плотно. А у него отдача сумасшедшая! Мне прицелом кожу на лице и рассекло. Кровь хлещет! Какая стрельба, скорей к врачу полетели. Оказалось, ничего серьезного, просто жилку задело. Потом я его полюбил больше других, но держал с тех пор крепко!

– У вас есть жизненное кредо?

– Стараюсь чаще улыбаться. Это не говорит о том, что мне все время легко и весело. Мне это помогает, даже когда так плохо, что дальше некуда. Вообще, жизнь люблю!

– Видел вас на матчах, а когда по трибунам идет «волна», поднимаетесь вместе со всеми?

А как же! Я ведь такой же болельщик, как и все остальные.

P.S.

Накануне нашей беседы Виктор Лопатюк был награжден орденом Муравьева-Амурского за особые заслуги перед Хабаровским краем. Муравьев-Амурский был первым губернатором здешних мест.

ТОСТ ОТ МИЛЛИОНЕРА

Встретились двое друзей. Один спрашивает: «Что лучше, машину купить или жениться?» – «Если женишься – это счастье, – отвечает второй. – А если купишь машину, то есть два варианта. Вот будешь ехать, авария. Если погиб другой водитель, то это счастье, а если ты, то есть два варианта. Похоронят тебя. Если посеют на могиле траву, то это счастье. А если посадят дерево, то есть два варианта. Дерево вырастет, состарится, попадет в переработку. Если оно пойдет на газеты, то это счастье, а если из него сделают туалетную бумагу, то есть два варианта. Если туалетный рулон повесят в мужском туалете, то это счастье. А если в женском, то зачем было покупать машину? Лучше бы сразу женился».

– Все помыслы мужчин всегда приводят к женщине, – прокомментировал свой любимый тост Виктор Лопатюк. – Каждая из них прекрасна по-своему. Лично я к женской красоте очень неравнодушен, ничего не могу с собой поделать.

Новости. Хоккей