Фетисов против Тихонова

ЛЕТОПИСЬ
Пятнадцать лет назад разгорелся самый громкий скандал советской эпохи
17 января 1989 года было опубликовано интервью Вячеслава Фетисова, послужившее началом открытого конфликта бывшего капитана армейцев и сборной страны с наставником обеих команд Виктором Тихоновым.
«Мы для Тихонова – ледовые роботы, — утверждал Фетисов в своем интервью «МК». – Но мы-то – люди со своими радостями, горестями, переживаниями, заботами… Я – крепкий человек, но больше не могу все это видеть. Устал от диктатуры Тихонова, из-за которой в команде нездоровая обстановка. И не хочу больше играть у тренера, которому не доверяю!»
Предыстория
Фетисов загорелся идеей отъезда в НХЛ, в «Нью-Джерси». Тогда уехать за океан было очень непросто. Тем более на львиную долю от контракта спортсменов, помимо американских властей, претендовало и советское государство. Это не как сейчас – уехал и получай в Америке все сполна, только не забывай: плати налоги там, где выступаешь.
Исполнительный директор профсоюза хоккеистов НХЛ Алан Иглсон говорил: «Мы подписали с Госкомспортом соглашение о выступлении Фетисова за «Нью-Джерси» с выплатой советской стороне одного миллиона долларов».
Летом 1988 г. Фетисов надеялся, что ему удастся решить проблему с отъездом. Наставник ЦСКА и сборной, Тихонов поначалу сказал своему подопечному, что ни препятствовать, ни помогать ему не будет. Потом, правда, пообещал содействие, но вскоре вынужден был объяснить Фетисову, что помочь с выездом в Америку не в его силах. После инцидента с киевской милицией накануне матча чемпионата страны между «Соколом» и ЦСКА осенью 1988 г. с Фетисова сняли капитанскую повязку. Лишился он ее и в сборной – капитаном стал его партнер по знаменитой ларионовской пятерке Сергей Макаров.
В январе 1989 года Фетисов подал третий рапорт с прошением об увольнении из армии. В памятном интервью московской газете основной причиной отказа играть в ЦСКА в чемпионате СССР Фетисов назвал общую нездоровую обстановку в команде, которой руководил Тихонов.
Скандал на весь мир
Фетисов не стал играть за ЦСКА, но при этом в составе армейской команды съездил в очень престижное турне по Северной Америке. Он участвовал в декабрьском Призе «Известий» в составе сборной, а затем попал и на апрельский чемпионат мира в Швецию. Правда, первая пятерка ЦСКА выдвинула ультиматум: «Либо Фетисов едет на первенство планеты, либо не едем мы!» Наставник главной дружины страны Виктор Тихонов вынужден был пойти на уступки…
— Слава — принципиальный и очень честный человек, — говорит Сергей Макаров, партнер Фетисова по ЦСКА и сборной СССР, нынешний соратник министра спорта РФ. – Тихонов обещал ему летом 1988 года, что отпустит играть в НХЛ, но этого не произошло. Понятно, обстановка в ЦСКА тогда была накалена до предела. Добавило напряжения и знаменитое журнальное интервью Игоря Ларионова… Что касается меня, то никакой обиды на то, что я стал капитанствовать в ЦСКА и сборной, Слава на меня не держал. Ведь он понимал, что команда-то играет, она идет вперед и умереть не должна. Никаких мыслей уйти вслед за Фетисовым по ходу сезона у нас, партнеров Славы, не возникало. Ибо Тихонов нам ничего не обещал. К тому же мы — профессионалы и должны были выполнять свою работу. Что касается поездки Фетисова на ЧМ-89, то наша первая пятерка действительно поставила Тихонову условие: либо мы едем вместе с Фетисовым, либо никто из нас. Вторая пятерка (звено Хомутов — Быков – Каменский. – Прим. ред.) нас поддержала.
О том скандале узнал весь мир… В дополнение ко всему Фетисова признали лучшим защитником ЧМ-89, на котором сборная СССР выиграла золотые медали. Следующий сезон-1989/1990 Фетисов начал за океаном в «Нью-Джерси»…
Играл за фабрику
Но не все развивалось для Фетисова так безоблачно. Ему запретили тренироваться в ЦСКА, и он до увольнения из армии, будучи в звании майора, нес службу дежурным в отделе спортигр ЦСКА МО. Его шантажировали, жене угрожали отправить Фетисова на офицерскую службу в дальний гарнизон. Но он не сдавался.
Вячеслав не хотел терять форму. Он стал выступать за любительскую команду карандашной фабрики «Сакко и Ванцетти».
— Я был главным судьей тех состязаний, — вспоминает Виталий Уваров, арбитр всесоюзной категории, много лет сотрудничающий с газетой «Советский спорт». – Фетисов обратился ко мне с просьбой разрешить выступать за команду карандашной фабрики. Ему было сделано исключение, ибо профессиональному игроку не разрешалось участвовать в турнирах любителей. Слава катался по всей площадке, больше действуя в атаке. Он практически не уходил со льда. Причем никто из соперников не возражал против его участия в тех матчах. Для вратарей считалось чуть ли не за честь пропустить от Фетисова. Вовсе не из меркантильных соображений, в чем обвинял его Тихонов, стремился в НХЛ. Тихонов знал, что в Швейцарии Фетисову предлагали даже более выгодный контракт, и сам уговаривал Вячеслава поехать именно туда. На самом же деле Тихонов, по-видимому, опасался прецедента, грозившего развалить систему его работы с игроками ЦСКА и сборной.
ВЗГЛЯД ИЗ 2004 ГОДА
Вячеслав ФЕТИСОВ, председатель Госкомспорта России
– В конце 80-х коренным образом ситуация менялась не только в хоккее, но и во всей стране. Думаю, надо смотреть на те события шире. То был не просто конфликт игрока с тренером, а противостояние человека и системы. Я боролся за законный путь отъезда в НХЛ. Считал, не был вправе решиться на побег, ибо 13 лет до этого играл в сборной, был капитаном и лидером команды, для многих своего рода символом страны. Сейчас не знаю, решился бы я тогда на такой шаг, если б можно было принять новое решение. Не скрою, за свои права в то время бороться было очень тяжело…
Как только минувшим летом Тихонова вновь назначили на пост главного тренера сборной, он приходил ко мне, просил поддержки, совета. Мы проговорили два часа. Потом в прессе вновь вышла пара негативных статей. Позитивных оценок от Тихонова я вообще не слышал с 1977 года. В этом весь он, Тихонов. Он очень «требовательный». Видимо, человека не переделать. Сейчас мы просто здороваемся.





