Острые клювы чешских «ястребов» - омские легионеры вновь метят в лучшие бомбардиры суперлиги

ХОККЕЙ
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
Такой многочисленной и звездной чешской колонии, как в «Авангарде», нет ни в одном клубе суперлиги. Надо признать, что ландскнехты с лихвой отрабатывают свои контракты. В прошлом году нападающие «ястребов» Павел Патера и Томаш Власак стали лучшими бомбардирами лиги. В этом сезоне чехи слегка притормозили на старте чемпионата, но после прихода в их звено еще одного земляка Ярослава Беднаржа, который появился в Омске во время декабрьских дозаявок, начали стремительно набирать очки. В январе Беднарж и Патера сотворили по хет-трику, при этом в пяти из шести заброшенных шайб ассистентом стал Власак.
Снайпер Беднарж
– Павел, Томаш, с приходом Ярослава ваша тройка стала гораздо зубастее. Известен канадский стиль игры, русский. Выходит, есть еще и чешский?
Власак: – Мы привыкли к чешскому хоккею и хотели бы в него играть. Но тут уж многое зависит от тренера. Хорошо, когда наставник доверяет. Говорит: «Действуйте, как вам удобно». Тогда и мы стараемся вовсю, чтобы помочь команде. С рулевым Валерием Белоусовым нам в этом смысле повезло. И потом, мы с Пашей уже настолько хорошо знаем друг друга, что можем предугадывать действия партнера.
– До появления в команде Беднаржа вы набрали в этом сезоне не слишком много очков.
Власак: – В первых играх чемпионата у нас постоянно менялся третий партнер. Бывало, два периода играли с одним хоккеистом, а последний – с другим. Это очень неудобно. Нам явно не шли на пользу эксперименты. Гораздо лучше, когда состав звена постоянен. В прошлом году мы постоянно играли с Артемом Черновым, и все тоже шло прекрасно.
– Но Ярослав-то вписался в вашу тройку практически с первых матчей?
Власак: – В первую очередь это заслуга Белоусова. Ну и потом Беднарж – прирожденный снайпер. Набирать очки с ним нетрудно.
– Скажите честно, у прежнего наставника Сергея Герсонского был конфликт с командой?
Власак: – Что спрашивать, это было видно по нашей игре при нем и Белоусове. Не то чтоб мы «сливали» Герсонского, но ничего не получалось, и все здорово устали от этого. После смены тренера все сразу изменилось.
Патера: – Герсонский делал ставку на молодежь. Белоусов же, напротив, больше доверяет опытным игрокам. И потом, он всегда такой спокойный. Это вселяет уверенность. Томаш – друг детства
– Павел, в матче против СКА вы отметились хет-триком.
Патера: – День выдался удачным. Этот хет-трик у меня первый в России за три сезона. До этого я забрасывал по три шайбы за матч в Чехии, но это было так давно…
– Ярослав, так вышло, что за два тура до трех шайб Павела и вы трижды поразили ворота «Торпедо».
Беднарж: – Никогда не веду подсчет собственным шайбам. Надо выкладываться на сто процентов в каждом эпизоде – вот тогда и голы пойдут. Мне и в Финляндии, где я до этого выступал, случалось забрасывать по три шайбы в матче. Ничего удивительного тут нет. Напротив, я не ожидал, что в России так трудно зарабатывать очки. Уровень игры в суперлиге покруче, чем в других европейских чемпионатах.
– Павел, Томаш, а это не вы посоветовали Ярославу перебраться в Омск?
Беднарж: – Мой агент знаком с Иваном Глинкой. Он и порекомендовал мне отправиться в Омск. На всякий случай я еще позвонил Томашу, которого знаю с детства. Ведь мы вместе тренировались и выступали за «Славию» из Праги. А вот сыграть вместе нам довелось лишь сейчас. Я на год моложе, поэтому в юности мы в одну команду не попадали.
Власак: – Полтора года назад я звонил Павелу, спрашивал у него, как и что. А теперь уже сам стал гидом для Ярослава. Вот так по цепочке и подтягиваемся в Россию.
Принцип Власака
– Не опасаетесь, что во время возможного локаута в НХЛ из-за океана в суперлигу нагрянет много легионеров и вашу тройку перекроят? Конкуренция будет нешуточная!
Власак: – Мой договор с омичами действует только до конца сезона. Что будет дальше, не задумывался. Я слышал, что даже если локаут начнется, игроки, имеющие контракт с клубами НХЛ, не будут иметь права выступать в Европе. «Авангард» предлагал мне контракт на два года, но я отказался. Такое уж у меня правило. Это честно. Хорошо играл – имеешь шансы потребовать лучших условий. Плохо – сам виноват. Люблю, когда все зависит только от меня.
Беднарж: – Я тоже подписался за «Авангард» только до конца чемпионата. Но если будут конкретные предложения, хотел бы остаться в России.
– Сколько шайб рассчитываете наколотить в этом сезоне?
Патера: – Надо больше думать о команде, а не о личных достижениях. Я здесь уже три сезона. В первом из них лучшим бомбардиром становился наш форвард Максим Сушинский, в прошлом – Томаш, но «Авангард» оба раза вылетал из борьбы в полуфинале плей-офф. Пора бы уж завоевать первое место всей командой.
Власак: – Конкретной задачи взять золото перед нами не ставили. Но лично я на меньшее не согласен! Поддерживаю Павела.
– Так в чем же секрет успеха?
Беднарж: – Я хотел выступать в Финляндии и добился этого. Хотел попасть в НХЛ, и вновь все получилось. Теперь вот такая же история с суперлигой… Надо поставить четкую цель и сделать все, даже больше, чтобы ее осуществить.
– Чего не хватило омичам в прошлом году в полуфинале?
Власак: – С «Северсталью», нашим соперником по полуфиналу, мы были примерно равны. Исход решила одна наша ошибка в пятом заключительном матче. Мы дрались до конца, но не повезло.
Патера: – Семь команд в суперлиге стоят друг друга. Победить могла любая.
Патера завязал со сборной
– Почему вы не принимали участия в Кубке «Балтики»?
Патера: – Мы с Томашем выступали на Кубке «Ческа Пойиштовна», первом этапе Евротура. А в Чехии такое правило: хоккеисты участвуют максимум только в двух этапах. Но я в любом случае закончил свои выступления за сборную. Девять лет подряд… Уже и хватит! Лучше уйти самому, чем дожидаться, пока тебя выкинут. Читал в чешских газетах, что тренеры сборной хотят уговорить меня не спешить. Повторю им то же, что сказал вам. Хочу больше времени проводить с семьей. Должны же дети видеть отца.
Власак: – Я готов и дальше выступать за чешскую команду. Знаю, что ее наставники собирались приехать в Россию и разговаривать со мной.
– Как тренеры вашей сборной узнают о том, в каком состоянии находятся чешские игроки, выступающие в России?
Власак: – Они довольно часто общаются с Владимиром Вуйтеком и Мареком Сикорой. Чешских наставников в суперлиге тоже хватает.
Патера: – В прошлом году с этим вообще не было проблем. Ведь мы играли под руководством Ивана Глинки.
Больше денег – больше пота
– Томаш, а ведь вас, как и Павела, приглашали в суперлигу еще в 2001 году. Почему тогда вы предпочли отправиться в Швейцарию?
Власак: – Точно, зазывали меня в «Ак Барс», но, честно говоря, поехать туда не решился. Тогда там из легионеров был только Ян Бенда… А вот через годик, когда друзья, Павел и Мартин Прохазка, рассказали мне, что в Омске все прекрасно, поехал не раздумывая. Мы подробно обсудили эту тему с Патерой, встретившись на чемпионате мира. Тем более что и главным тренером «Авангарда» стал в 2002-м мой земляк Иван Глинка. Да и контракт произвел приятное впечатление.
Патера: – Когда я вернулся из Америки, Омск сделал мне самое выгодное предложение. А потом я просто привык. Не люблю каждый год менять команды.
– Выходит, в суперлиге контракты выше, чем в других европейских клубах?
Власак: – Ясно, что выше. Но в России и чемпионат тяжелее, по крайней мере, для меня. Почти все команды здесь играют от обороны. Да и силы равны, поэтому бьются до самого конца. В Чехии такого нет. У нас три фаворита, не больше. У команды, занимающей третье место, может быть 40 очков, а у идущей на четвертом уже 25. Огромный разрыв! На мой взгляд, российская лига – сильнейшая в Европе. Поэтому и забивать здесь труднее. В прошлом чемпионате мы набирали в среднем по одному очку за матч. В суперлиге шайб забрасывается меньше, чем в других европейских чемпионатах.
– Что говорят в Чехии о победах тренера Владимира Вуйтека в России?
Патера: – Газеты писали, что это большая победа Вуйтека. Но вообще люди там ориентированы больше на НХЛ, чем на Европу.
В хоккей заманил «Спартак»
– Где отогреваетесь в отпуске после сибирских морозов?
Патера: – Сначала отправляюсь в Чехию, а потом обязательно поближе к морю! При случае хожу на футбол. Когда был молодым, играл в него довольно прилично. Выступал за свою деревню. Хорошо! После матча идешь пиво пить с друзьями…
Власак: – Я большую часть отпуска провожу на родине. Общаюсь с друзьями или собираемся всей родней за одним столом и устраиваем праздник. Вечерами с женой ходим в гости или в кино. В теплые края выбираюсь только на недельку-другую. А в футбол я тоже гоняю. До сих пор числюсь в местной любительской команде. И я, и Павел играем полузащитников.
– Как состоялось знакомство с хоккеем? Какой матч запал в душу с детства?
Патера: – В мой родной город Кладно приезжал «Спартак». Наша команда «Польди» играла с ним в финале Кубка европейских чемпионов. Встреча в Москве закончилась вничью – 4:4. В Кладно вновь ничья с таким же счетом! Но по буллитам чехи все-таки вырвали победу. Это был самый крупный успех «Польди».
Власак: – Однажды, когда мне было пять лет, мы с отцом гуляли возле Дворца спорта и увидели объявление, что детей приглашают в хоккейную секцию. Сказал папе, что хочу попробовать. Так все и началось. Первые коньки и клюшку мне подарил отец.
Беднарж: – Я начал кататься еще раньше, в четыре с половиной года. На коньки меня поставил папа.
Секрет лысины
– Многие российские хоккеисты закончили институты физкультуры, у вас есть высшее образование?
Патера: – Я закончил строительный вуз.
– Мечтали стать архитектором?
Патера: – Нет, учиться я особо не хотел, просто там сказали, что без проблем будут меня отпускать на игры и тренировки. Но диплом имею. Только не помню, какая точно специальность в нем значится (смеется).
Власак: – Я учился в школе автомехаников, но закончить мне ее не удалось. В 16 лет мне предложили играть за первую команду. Пришлось с учебой завязать. Зато попал в молодежную сборную.
– Чем собираетесь заниматься после ухода из спорта? Не было желания вложить деньги в омскую промышленность?
Власак: – Омск от Чехии все же слишком далеко. Лучше купить что-нибудь на родине. Я не против быть хозяином ресторана. Или стать владельцем спортивного магазина.
– То-то у вас и внешность, как у нового русского. Почему бреетесь наголо?
Власак: – Решил, что так для спортсмена гораздо гигиеничнее. И потом, моя жена от такого имиджа просто в восторге!
Патера: – Хотел бы остаться в хоккее, стать тренером. Поначалу готов возиться с детьми. А дальше посмотрим, что за наставник из меня получится.
– Но ведь это опять разъезды, а как же семья?
Патера: – В Чехии все гораздо ближе. С Россией и сравнивать не стоит. Там на самолетах летать не приходится. В час дня ушел, а в десять вечера уже дома.
– А если пригласят работать в нашу страну?
Патера: – Ну, до этого еще далеко. Есть время поразмыслить!
Как чехи обустроились в Сибири
Когда в 2001 году Патера и Прохазка только переехали жить в Омск, они со своим земляком голкипером Камешом жили отдельной мужской колонией. Сейчас легионеры вполне обжились и воссоединились в Сибири с женами и детьми.
Патера: – Решил перевезти сюда семью и обосноваться более основательно. Клуб предоставил нам отличные квартиры, не хуже, чем в Чехии. Дом находится в пяти минутах ходьбы от ледового Дворца. Правда, мои близкие не могут жить со мной постоянно, так как дочка ходит в Чехии в школу, ей восемь лет. Еще у меня растет трехлетний сын. Гостят они с женой в Омске подолгу. В России проводят больше времени, чем в Чехии.
Власак: – Первые два месяца было тяжело. Не знал, где что купить, куда сходить. К тому же я привык, что семья всегда со мной, рядом, а поначалу нам пришлось пожить отдельно. Очень скучал по своей маленькой дочке, которой в марте исполнится три года. Сейчас жена ко мне тоже приезжает на два месяца, потом возвращается на месяц домой.
Беднарж: – Я живу рядом с Томашем. Сначала тоже приехал один, но жена с четырехлетней дочкой соединились со мной уже через неделю. Они ведь понимают, что хоккей – тяжелая работа и поддержка семьи мне необходима.
– Почему семьи не живут в Сибири постоянно?
Власак: – А когда здесь морозы стоят минус тридцать, что прикажете делать? Больше чем на десять минут на улицу носа не высунешь. А маленьким детям свежий воздух нужен. И так перед их первым зимним приездом теплую одежду я купил заранее здесь. В Чехии просто не продают вещей для такой холодины.
Беднарж: – Меня и мою семью морозы не слишком пугают. Двух лет, проведенных в Финляндии, вполне хватило для акклиматизации в северных широтах. Проблем нет.
– Куда в Омске ходите с детьми?
Патера: – В цирк или зоопарк. С женой – в ресторан.
– Крутиться на кухне своих подруг не заставляете?
Власак: – Мне нравится чешская и японская кухни. Когда жена приезжает, всегда готовит мне кнедлики под соусом и свинину с капустой. Это национальное чешское блюдо. Очень вкусно!
Досье
Павел Патера
Родился в 1971 году. Центральный нападающий. В 1990 – 96 в «Кладно», Чехия. В 1996 – 98 в АИК, Швеция. В 1998 – 2000 во «Всетине», Чехия. В 2000/01 в «Миннесоте», НХЛ. С 2001 года в «Авангарде». Чемпион ЗОИ-98. Чемпион мира 1999, 2000 и 2001 годов.
Томаш Власaк
Родился в 1975 году. Левый нападающий. В 1992/93 в «Славии», Чехия. В 1993-98 – в «Литвинове», Чехия. В 1998-2000 в ХПК, Финляндия. В 2001/02 – в «Лос-Анджелесе», НХЛ. С 2002 года в «Авангарде». Чемпион мира 1999, 2000 и 2001 годов.
Ярослав Беднарж
Родился в 1976 году. Правый нападающий. В 1994-97 в «Славии», Чехия. В 1997-99 в «Спарте», Чехия. В 1999/2000 в «Ювяскюля», Финляндия. В 2000/01 в ХИФК, Финляндия. В 2001/02 в «Лос-Анджелесе», НХЛ. В 2002/03 во «Флориде», НХЛ. С 2003 года в «Авангарде».
1998
Патера стал олимпийским чемпионом.
2001
Патера и его товарищ по сборной Прохазка в ноябре приезжают в Омск. Впервые в суперлиге появляются легионеры с мировыми именами.
2002
Сезон в Омске по рекомендации Прохазки начинает Власак.
2003
В декабре в «Авангарде» появляется Беднарж.
P.S.
Свою адаптацию в России чехи доказали неплохим знанием русского языка. Для того чтобы поболтать «за жизнь» с Патерой и Власаком, корреспонденту «СС» переводчик не понадобился. Когда же на вопросы отвечал Беднарж, пока не готовый к пространной беседе, русские фразы, как шайбу на льду, ему перепасовывал Власак.





