Николай Пучков: Мы ехали защищать Родину. Легендарный вратарь вспоминает об эпохальном турнире

Идея о том, чтобы сборная СССР впервые приняла участие в чемпионате мира по хоккею, родилась, как это ни странно, после летней Олимпиады-52. Тогда руководство страны посчитало, что сборная по футболу выступила неудачно, и взор обратили на хоккеистов. И х
news

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОБЕДА – 50 ЛЕТ

ОБ ИДЕЕ УЧАСТИЯ В ЧЕМПИОНАТЕ

Идея о том, чтобы сборная СССР впервые приняла участие в чемпионате мира по хоккею, родилась, как это ни странно, после летней Олимпиады-52. Тогда руководство страны посчитало, что сборная по футболу выступила неудачно, и взор обратили на хоккеистов. И хотя мы начали играть в хоккей только в 1946 году, но к 1953-му уже кое-что умели. Правда, поскольку никто не мог дать ЦК КПСС гарантии, что мы обязательно выиграем чемпионат мира, то нам сказали так: для начала съездите на Универсиаду-53 в Австрию. Мол, осмотритесь, а если станете первыми – отправитесь на мировое первенство. На студенческих Играх мы победили очень легко. Даже слишком. Но, прежде чем было принято окончательное решение относительно участия в ЧМ, Всеволод Бобров поставил условие. «Я еду только в том случае, если командой будет руководить Аркадий Чернышев, а не Анатолий Тарасов», – заявил Всеволод Михайлович. И его ультиматум был принят.

О НАКАЧКЕ И ЛИЧНОСТИ В ШТАТСКОМ

Если честно, то непосредственно перед тем, как отправиться в Швецию, какой-то особенной политнакачки не было. «Вы полпреды советской власти», – сказали нам, и это были в общем-то обычные для того времени слова. Впрочем, все мы и так были людьми очень серьезными, ответственными и понимали, что едем выполнять задание Родины. Поэтому ни о каких шутках-прибаутках ни во время дороги, ни уже там, в Швеции, не было и речи. Повторюсь еще раз – тогда мы на полном серьезе выполняли задание партии и действительно были патриотами своей страны.

Что же касается инструктажа относительно поведения за границей, то он тоже был обычным, на уровне идеологического отдела любой советской организации. В таких случаях, как правило, предупреждали, с чем советский человек может столкнуться за границей, чтобы для него это не стало неожиданностью. Кстати, перед Швецией инструктаж был гораздо более простым, нежели перед поездками, скажем, в Германию, где мы часто бывали на товарищеских играх. Дело в том, что в Германии было много эмигрантских движений, которые не упускали случая попытаться «обработать» приезжающих из Союза.

Однако на этот раз ни о чем подобном не говорилось: видимо, сказался тот факт, что мы ехали именно в Швецию и именно на ЧМ. И к чести скандинавов, они действительно оградили нас от каких-либо подозрительных элементов. Как именно – не знаю. Наверное, была специальная охрана. Плюс к нам в гостиницу (все команды жили в разных отелях) войти было не так просто. Там были самозакрывающиеся замки, которые нас очень удивили, а чтобы с ними справляться, нам раздали специальные бирочки на веревочках.

Правда, однажды мы обнаружили у себя в номерах листовки антисоветского содержания и тут же отнесли их представителю КГБ. Ведь, как и положено было в то время, он отправился вместе с нами в качестве заместителя начальника делегации.

О ШВЕДСКОМ ГОСТЕПРИИМСТВЕ

За границей вся команда уже бывала, и не раз. А вот в Швецию мы попали впервые. И были очень удивлены, насколько здесь гостеприимный народ. Это потом, в 90-х, проработав здесь несколько лет, я узнал: писать и говорить о тебе могут все что угодно. Но при личном общении шведы всегда очень благожелательны, кто бы перед ними ни оказался. Вот и нас, приехавших на первую игру с Финляндией, встречали очень тепло. Стоило команде начать выходить из автобуса, как отовсюду стали доноситься одобрительные крики: «Рус! Рус!». А один мужчина на радостях даже решил угостить меня сигаретой. Отказываться я не стал – нас предупредили, что шведов в этом смысле лучше не обижать.

Впрочем, в свободное время мы могли спокойно гулять по городу, только надо было записаться у дежурного по команде. Кстати, особых развлечений в отеле не было. Телевизоры являлись большой редкостью, и в номерах их не устанавливали, а позвонить домой не представлялось возможным… В итоге мы слушали местное радио и, естественно, ничего не понимали.

О МАТЧЕ С ЧЕХАМИ, ЧЕРНЫШЕВЕ И МКРТЫЧАНЕ

Если же говорить о самом турнире, то еще до его начала было ясно, что наши главные соперники – это чехи, шведы и канадцы. Так вот, матч с чехами, который стал ключевым, я не забуду никогда. В воротах его начал Гриша Мкртычан. Но у него как-то сразу не заладилось. Да и у команды тоже. Стоило чехам забить, как мы тут же сравнивали счет – 1:1, 2:2… Психологически это было очень не просто. И вдруг в какой-то момент Гриша, который всегда отличался повышенным чувством ответственности, подъехал к скамейке запасных и сам (!) попросил меня встать вместо него в ворота. Да еще и добавил: «Давай, Коля, так будет лучше для команды!» Реакция на этот поступок скамейки запасных оказалась неоднозначной. Судя по тому, как начали переглядываться Чернышев с Бобровым, я понял, что еще до матча они решили, что стоять от начала до конца должен Мкртычан. И вдруг Чернышев говорит Боброву: «Знаешь, Сева, иди ты на фиг. А ты, Коля, иди в ворота».

Этот матч мы в итоге выиграли, и, на мой взгляд, он стал переломным.

О ШВЕДАХ, БИЛЕТАХ И БОБРОВЕ

Со всеми основными соперниками мы уже встречались и до ЧМ (кроме канадцев), но игра со шведами стоит особняком, ведь они были хозяевами чемпионата. А тут как назло перед матчем с ними зарядил такой дикий снег, что вообще ничего не видно было: ведь тогда мировые первенства проводились под открытым небом.

В итоге пришлось играть четыре периода по 15 минут. Точнее, не играть, а возить туда-сюда шайбу в перерывах между чистками льда. Вот мы по шайбе друг другу и запихнули. А впереди оставалась решающая игра с Канадой. И если мы ей уступали, то чемпионами мира становились бы именно «Кленовые листья» (шведов они обыграли), а за звание чемпионов Европы нам «светила» переигровка со шведами. Ведь разницу шайб в то время не считали: набрали одинаковое количество очков – переигрывайте. Так вот, хозяева турнира ни секунды не сомневались, что мы уступим канадцам. Более того, шведы заблаговременно начали печатать билеты на переигровку.

Конечно, все эти факты не могли не сказаться на нас. В итоге на собрании перед матчем с Канадой, на котором присутствовала вся наша делегация, обсуждался вопрос, что делать: сэкономить силы, чтобы одолеть потом шведов, или рискнуть и попытаться обыграть канадцев.

Спорили довольно долго, и, когда многие начали было опускать головы, встал Бобров и как-то очень просто сказал: «Чего тут говорить. Завтра надо выходить и обыгрывать этих канадцев». На том и порешили. И надо ж было такому случиться, что грозных канадцев мы победили на удивление легко.

А попались они на собственной самоуверенности и попытке запугать нас морально. Получилось же так: они атакуют, мы – забиваем. Ну а когда матч закончился, у многих из нас на глазах были слезы…

ОБ ЭКИПИРОВКЕ

Надо сказать, что мы хоть и стали чемпионами, но по части экипировки отставали от всех на голову. Судите сами. На головах у полевых игроков красовались… велосипедные шлемы, под которые были поддеты шерстяные шапочки. Я же и вовсе приспособил под это дело боксерский шлем для спаррингов. А вратарская фуфайка – это вообще отдельный разговор. Ее мы делали вместе с женой. Взяли телогрейку, отрезали от нее рукава и боковую часть, пришили к ним резиночки, которые и завязывались у меня на спине. Правда, от синяков она все равно не спасала. Что же касается клюшек, то в Советском Союзе их также практически нигде не делали, кроме Риги. Ведь сборная Латвии играла в чемпионатах мира еще до вступления страны в СССР. И благо они не прекратили выпуск клюшек, которыми мы и играли.

На руках же у меня были обычные игроцкие краги. И только потом я привез из Канады ловушку, по образу и подобию которой мы сшили свою. Вратарская маска же впервые появилась в нашем хоккее в 1963 году.

О ВОЗВРАЩЕНИИ

Когда мы вернулись в Союз, нас «высадили» не в Москве, а в Ленинграде. Причем вечером, чтобы тут же сесть на поезд до Москвы. Это было сделано специально, чтобы утром в столице нас торжественно встретили на перроне Ленинградского вокзала. Так оно и получилось. Прямо на перроне был организован грандиозный митинг, в котором участвовали в том числе и первые лица страны и партии. Мы же чувствовали себя настоящими героями…

Советский Спорт

САМОУВЕРЕННЫЕ КАНАДЦЫ

Кто победит в мировом первенстве? Шведские газеты, характеризуя возможности команд, участвующих в чемпионате, единодушно отмечают, что на перовое место будут претендовать хоккеисты Канады, Швеции и СССР. Наибольших успехов в мировых чемпионатах добивались спортсмены Канады. Действительно, канадцы побеждали на подавляющем большинстве последних первенств. Лишь дважды (1947 и 1949 годы) они уступали звание чемпиона мира чехословацким хоккеистам, а в прошлом году, когда розыгрыш проводился без участия канадцев и выбыли из турнира чехословацкие спортсмены, чемпионом стала команда Швеции. Вот и сейчас, послав своих хоккеистов на первенство мира, канадцы уверены, что легко победят. Приехав в Стокгольм, хоккеисты Канады надменно заявили в печати, что не видят здесь серьезных соперников и «выиграют первенство, как из пушки…»

«Советский спорт», 25 февраля 1954 года.

РАЗБОЙНИК СПРАГГЕ

Советские спортсмены в двух первых встречах без труда победили своих противников. Игра с командой Финляндии проходила в исключительно трудных условиях – в пургу и снегопад. Одна из шведских газет шутила: «Погода была более подходящей для первенства мира по лыжам, чем по хоккею». Тем не менее наши спортсмены уверенно победили… Прибывшая в Швецию канадская команда уже успела создать себе незавидную репутацию. Газета «Моргон-тиднинген» под заголовком «Новый скандал со стороны канадской команды» сообщила о факте грубого поведения канадских хоккеистов. Возмущенный их поведением руководитель шведских хоккеистов в Лександе А.Хелльберг заявил: «Таких разбойников мы больше не хотим видеть у нас. Канадский хоккеист Спрагге в конце концов совсем взбесился и во время игры начал избивать шведа Бенгта Бористрема. Но этого ему показалось мало, и он продолжал драться на штрафной скамье».

27 февраля, 2 марта 1954 года.

НОРВЕЖСКИЕ ХУЛИГАНЫ «СЛОМАЛИ» БАБИЧА

Игра с норвежцами омрачилась неспортивной выходкой одного из наших соперников. В конце игры он ударил нашего нападающего Бабича клюшкой в лицо, когда не было даже борьбы за шайбу. Бабич получил серьезную травму. Судьи Аландер (Финляндия) и Тоффель (Швейцария) не обратили внимания на грубияна и даже не наказали его.

Советская делегация по этому поводу выступила с заявлением на заседании судейской коллегии и руководителей команд.

Судейская коллегия единодушно поддержала предложение советской команды – принять все меры к тому, чтобы пресечь хулиганство на хоккейном поле и добиваться проведения игр на первенство мира в соответствии с установленными правилами.

2 марта 1954 года.

Новости. Хоккей