Микка Кипрусофф: «Сухари» – это только лишняя премия

ХОККЕЙ. НХЛ
КУБОК СТЭНЛИ
ФИНАЛ
ФИНСКИЙ ВРАТАРЬ, УЧЕНИК ЮРЗИНОВА, СТАЛ НАДЕЖДОЙ ВСЕЙ КАНАДЫ
История голкипера Микки Кипрусоффа похожа на сказку. Еще год назад он прозябал в запасе «Сан-Хосе», а сейчас превратился во вратаря-супермена – установил ультрарекорд НХЛ по пропущенным шайбам за сезон, номинирован на «Везина Трофи» (приз лучшему вратарю лиги), вышел в финал Кубка Стэнли, приглашен на Кубок мира…
ВТОРОЙ КВЕБЕК
Финляндию в Северной Америке называют вторым Квебеком. Если раньше в НХЛ доминировали франко-канадские вратари (Патрик Руа, Мартин Бродо, Жозе Теодор) и иногда проявляли себя европейцы (швед Пелле Линдберг, латыш Артур Ирбе, немец Олаф Кольциг, особняком стоит мегазвездный чех Доминик Гашек), то в последние годы в лиге прижилась мода на финнов. Паси Нурминен, Кари Лехтонен (оба — «Атланта»), Ханну Тойвонен («Бостон»), Мика Норонен («Буффало»), Яни Хурме («Флорида»), Ари Ахонен («Нью-Джерси»), Юсси Маркканен («Эдмонтон»), Антеро Ниттюмяки («Филадельфия»), Веса Тоскала («Сан-Хосе»). Одни играют в основе, другие на подходе, третьих недавно выбрали на драфте. О Микке Кипрусоффе из «Калгари» особый разговор. Хотя бы потому, что впервые в истории финский вратарь имеет шанс привезти Кубок Стэнли на родину.
А может, Кипрусофф заскочит на пару часов и в Россию? Немногие знают, что в жилах Кипера (прозвище финна, от английского «goalkeeper» – вратарь. – Прим. «СС») течет русская кровь. Дед Кипрусоффа жил на Ладоге, а в 20-х годах прошлого века переехал в Финляндию – обзавелся хозяйством, построил дом. Отец Кипрусоффа во дворе этого дома залил небольшой каток, на котором с утра до вечера пропадали Микка и его старший брат Марко вместе с закадычным другом Саку Койву, нынешним капитаном «Монреаля». Микка был самым маленьким, поэтому его всегда ставили в ворота. Играли теннисным мячом, а не шайбой, потому что у голкипера не было нормальной экипировки. Кипрусофф с улыбкой вспоминает, что играть мячом было классно. Но только до тех пор, пока он не заледенеет и не станет жестким, как камень.
ОЖИЛ В «КАЛГАРИ»
Герои детства Кипрусоффа — финские голкиперы Кари Такко, Ярмо Мюллюс, Яри Каарела. Микка хотел быть похожим на кумиров, а в школьном сочинении на тему «Моя будущая профессия» всегда писал «хоккейный вратарь». С 1995 года Микка выступал в ТПС у Владимира Юрзинова в одной команде с братом. Но у защитника Марко Кипрусоффа не сложилась заокеанская карьера — всего 51 матч в НХЛ. Зато в 1995 году он вместе с Койву стал чемпионом мира. В минувшем сезоне Кипрусофф-старший выступал за швейцарский «Клотен», которым руководил его любимый тренер Владимир Юрзинов.
А вот Микка после двух сезонов в АХЛ («Кентукки», фарм-клуб «Акул») сумел пробиться в сильнейшую лигу Америки. Впрочем, раскрыться в «Сан-Хосе» у него так и не получилось. Не повезло Кипрусоффу, что его дебют совпал с бурным прогрессом Евгения Набокова – лучшего новичка лиги и любимца калифорнийских болельщиков. Сначала Кипрусофф был вторым голкипером команды, а потом и вовсе третьим, уступив дорогу своему соотечественнику Весе Тоскала.
Кипрусофф ожил только в этом сезоне, когда его обменяли в «Калгари» (говорят, обмен произошел по просьбе финна). Хотя «ожил» слабо сказано! Кипрусофф произвел фурор, с ходу побив рекорд современной НХЛ – 1,69 пропущенной шайбы в среднем за сезон! А в этом плей-офф сделал уже пять «сухарей». Вполне возможно, что именно Кипрусофф по итогам года получит «Везина Трофи»: его успехи выглядят куда ярче, чем у конкурентов по номинации – Роберто Люонго («Флорида») и Мартина Бродо («Нью-Джерси»).
В середине сезона после матча с «Анахаймом» я подошел к финну и сообщил, что лидер «Уток» Сергей Федоров набрал 999-е очко в НХЛ. Еще бы одно, и Кипрусофф с Федоровым на пару вошли бы в историю лиги. Микка засмеялся: «Я рад за Федорова, но в книгу рекордов хочу попасть другим способом». И, как вы знаете, уже попал.
Общаться с Кипрусоффом сложно. Он немногословен так, что это даже лаконичностью не назовешь. Микку также трудно пробить словами, как и шайбой. Кипер всегда спокоен, как питон, никогда не меняет расположения духа. «Вратари — народ нервный, — рассказывает форвард «Калгари» Крэйг Конрой. – Бывало, дотронется кто-то до их амуниции или положит на неправильное место, как сразу начинаются крики, обиды. Микка так не делает. Он только вздохнет и тихо, протяжно так спросит: «Ребят-та, а где моя форма?»
Для полноты картины скажу, что свитера с №34 и надписью «Кипрусофф» в эти дни самые популярные в Калгари. После, конечно, фуфаек капитана Джерома Игинлы. А некоторые болельщики так почитают Кипера, что приходят на матчи… во вратарских масках!
ПЯТЬ «СУХАРЕЙ»
— В этом плей-офф вы сделали уже 5 «сухарей»! Даже у таких легенд, как Патрик Руа и Терри Савчук, показатели ниже – только по 4 матча на ноль!
— Подобные сравнения мне льстят, – говорит голкипер «Калгари» Микка КИПРУСОФФ. – Но хоккей – командная игра, голкипер в одиночку не может выигрывать матчи. Мы всегда выходим на лед с целью победить, а если получается сохранить ворота в неприкосновенности – это просто бонус, лишняя премия за надежность.





