Николай Первый взошел на трон

ГЕРОЙ ПЛЕЙ-ОФФ
Что важнее – победные голы или сухие матчи? Североамериканские журналисты решили, что первое, и присудили приз «Конн Смайт Трофи» (лучшему игроку плей-офф) форварду чемпионов Брэду Ричардсу, а не их голкиперу Николаю Хабибуллину. Справедлив ли вердикт?
В какой-то степени да. Когда на старте финальной серии «СС» давал прогноз, кому может достаться «Конн Смайт», то про Брэда Ричардса писал: «Чтобы получить титул MVP, ему надо забросить парочку победных шайб». Ричардс так и сделал, установив рекорд НХЛ по победным голам в плей-офф – 7. К тому же Ричардс – канадец, а «Конн Смайт Трофи», учрежденный владельцами «Торонто», за свою историю лишь дважды доставался чужаку – американцу Брайану Литчу в 1994-м и шведу Никласу Лидстрему в 2002-м.
Но где была бы сейчас «Тампа», если бы Николай Хабибуллин сломался в седьмом матче полуфинала против «Филадельфии» (2:1)? Если бы не выручил в шестом поединке финала, когда Олег Сапрыкин едва не забил гол в памятном спорном моменте? Если бы, наконец, не успел прикрыть ближний угол, в который на последних минутах седьмого матча стрелял Джордан Леопольд? Да, Хабибуллин был достоин «Конн Смайт Трофи». Как опытный часовой, поставленный на пост №1 молодой, талантливой, но не всегда стабильной «Тампы». Как голкипер, оставивший в плей-офф свои ворота 5 раз на замке. Другое дело, наградив Хабибуллина, члены жюри косвенно подчеркнули бы: «Молния» выиграла Кубок Стэнли в первую очередь за счет надежного голкипера. А это не так. В атаке южан великолепно играли Мартин Сент-Луис, Венсан Лекавалье, Руслан Федотенко, Брэд Ричардс. Каждый из них был достоин «Конн Смайт Трофи». Поэтому остается только сожалеть, что трофей нельзя распилить на несколько частей.
Покоробило, что после матча капитан «Тампы» Дэйв Андрейчук передал Кубок Стэнли не Хабибуллину, как это положено по негласным правилам НХЛ, а Тиму Тэйлору. Николай поднял серебряную чашу над головой только седьмым, пропустив вперед еще и Лекавалье, малыша Сент-Луиса (казалось, что кубок больше, чем сам игрок), Ричардса и Фредрика Модина. Но вряд ли в такой волнительный момент игроки думали о какой-либо иерархии. Вот он, Кубок Стэнли. Цель, к которой Хабибуллин шел больше 10 лет, а Андрейчук и вовсе 22 года. И когда Николай, обычно скупой на эмоции, поднял серебряную чашу над головой, он так улыбался, что выглядел самым счастливым человеком на земле.
ДОСЛОВНО
Николай ХАБИБУЛЛИН, голкипер «Тампы»:
«Как я отношусь к тому, что стал первым российским вратарем, выигравшим Кубок Стэнли? Нет большой разницы, откуда я родом. Главное, что мы справились с поставленной задачей. Снимает ли эта победа все сомнения в том, что я элитный голкипер? (Улыбается.) Надеюсь, да. Если говорить о секрете моего успеха, то он прост – не стоит накручивать себя. Спокойнее надо быть. Делать все, на что способен, и смотреть, куда это приведет. Очень рад, что меня это привело к Кубку Стэнли». l Джон ТОРТОРЕЛЛА, главный тренер «Тампы»: «Ник (Хабибуллин) играл невероятно, особенно в третьем периоде. Вообще-то главные действующие лица в этом спектакле — восхитительные атлеты. Я рад находиться рядом с ними... В последние секунды матча я думал не о Кубке Стэнли, а почему-то о перстнях. Так вот зациклился. В голове крутилась одна мысль: какие же нам теперь подарят перстни! А за 15–20 секунд до финальной сирены вообще перестал смотреть на лед, а уставился на секундомер».





