Спасти сборную!

НАПАДАЮЩИЙ АЛЕКСЕЙ ЖАМНОВ ОБЪЯВИЛ О СВОЕМ БОЙКОТЕ КУБКА МИРА. ЧТО ПРОИСХОДИТ В ГЛАВНОЙ КОМАНДЕ РОССИИ?!
news

ХОККЕЙ. ДО КУБКА МИРА ОСТАЛСЯ 61 ДЕНЬ

НАПАДАЮЩИЙ АЛЕКСЕЙ ЖАМНОВ ОБЪЯВИЛ О СВОЕМ БОЙКОТЕ КУБКА МИРА. ЧТО ПРОИСХОДИТ В ГЛАВНОЙ КОМАНДЕ РОССИИ?!

 Полный олимпийский кавалер и один из сильнейших центрфорвардов мира Алексей Жамнов вслед за Николаем Хабибулиным и Данилой Марковым сделал официальное заявление для «СС», отказавшись от участия в Кубке мира.

Это интервью – инициатива Алексея Жамнова, который позвонил мне во вторник и попросил публичного слова. «СС» всегда готов предоставить трибуну игрокам и функционерам, поэтому я, разумеется, ответила согласием.

ПРИ ЧЕМ ТУТ РЕГИОНЫ?

– Официально заявляю через «СС», что отказываюсь ехать на Кубок мира, – начал Алексей Жамнов. – Когда мне позвонили из федерации хоккея России перед объявлением состава сборной и сообщили, что включили меня в заявку, я спросил, были ли отказы со стороны игроков. Мне сказали, что нет. Тогда я дал предварительное согласие.

В тот момент у меня не было сомнений, что буду играть на Кубке мира. Но в июне я разговаривал со многими кандидатами в сборную и понял, что никакого контакта с ФХР у них не было. Более того, мне звонили из федерации и просили… уговорить игроков, чтобы они поехали на этот турнир.

– Почему федерация выбрала такой странный вид «переговоров»?

– По большому счету, сами игроки не хотят общаться с функционерами. Тот бардак, который произошел на Кубке мира-96, еще не стерся из памяти. Многие уверены, что история повторится.

– Алексей, ты дал предварительное согласие. Но почему резко изменил свое мнение?

– Оно поменялось после разговора с Игорем Ларионовым, когда я узнал, почему его не назначили генеральным менеджером сборной. Оказывается, Ларионов прислал ФХР свои планы по подготовке команды к Кубку мира и описал условия, при которых можно было бы создать сильную сборную. Федерация никак не отреагировала на его действия и перезвонила Ларионову уже после того, когда он отказался от идеи стать генеральным менеджером.

Игорь брал всю ответственность на себя и говорил: «Если мы проиграем, это будет целиком моя вина». Но федерацию не устроил предложенный состав, а также кандидатура тренера-иностранца – Ларионов хотел пригласить американца Ларри Робинсона. Может, многие со мной не согласятся, но лично я на данный момент не вижу лучшей кандидатуры. Однако Ларионову позвонил президент ФХР Александр Стеблин и сказал, что его идею об иностранце не поддержали регионы.

– При чем здесь регионы?

– Я понятия не имею. Какие там регионы его не поддержали? Загадка. Игорь не нашел нужным менять свой план действий и ушел в сторону.

ТИХОНОВУ ПОРА УЙТИ

– Эта история натолкнула тебя на мысль, что в ФХР с 1996 года мало что изменилось?

– Именно так. Я точно знаю, что многие игроки не поедут на Кубок мира. Например, я недавно разговаривал с Сергеем Федоровым – он тоже не хочет ехать в сборную. В ФХР полный хаос, ни намека на изменения в лучшую сторону.

Вот я участвовал в ЧМ-2000 в Санкт-Петербурге. Как игрок не снимаю с себя ответственности за безобразное выступление, но после таких провалов должны же происходить хоть какие-то перестановки в ФХР! Однако годы идут, а у нас все, как в болоте. Зато всегда есть на кого свалить. Обычно валят на нас, на так называемых миллионеров – якобы нам на честь страны наплевать, мы не выкладываемся и думаем только о контрактах... Любой игрок с огромной радостью будет защищать честь своей страны. Но я хочу, чтобы нас услышали на самом верху – проблема очень серьезная, нужны радикальные изменения. Не вижу другого способа изменить ситуацию в ФХР, кроме отказа играть за сборную.

– Что может изменить твое решение?

– Я считаю, что Игорь Ларионов должен быть генеральным менеджером. Это единственное условие. Уверен, меня поддержат многие игроки.

– Не поздно ли делать столь радикальные изменения?

– Честно? Думаю, что поздно. Вряд ли ФХР пойдет на такой шаг. Да и времени осталось слишком мало. В мае, когда я с «Филадельфией» еще играл в плей-офф, американцы и канадцы говорили: «Кубок мира не начался, а вы его уже проиграли». Я с ними согласен. Неразбериха, которая творится в ФХР, не может не сказаться на результатах сборной.

– Для игроков принципиально, что в сборной работает Виктор Тихонов?

– Я еще три года назад публично говорил, что заслуг Тихонова никто не отнимет. Он – великий тренер, выиграл множество турниров. Но каждому профессионалу нужно вовремя уйти со сцены. Это относится и к хоккею. То, что он стал главным тренером на ЧМ-2004, просто смешно! Я разговаривал с ребятами из сборной – он многих игроков даже не знал по именам! О чем тут можно говорить? В ФХР прекрасно знали: никто не поехал бы в сборную, останься Тихонов главным тренером.

– В понедельник на пресс-конференции в Москве президент ИИХФ Рене Фазель сказал, что «игроки НХЛ должны всегда помнить, где они родились, и, не задумываясь, приезжать в сборную»…

– Это, конечно, громкие слова. Но слова человека, который не в курсе того, что происходит в ФХР. Я в прошлом году виделся с Фазелем в Барселоне и рассказывал о ситуации со сборной. Я понимаю, что Рене – дипломат и политик, ему легко говорить с трибуны то, что он считает нужным. Игроки всегда помнят, где они родились. Я всегда был рад выступать за нашу страну. Всегда! Но сейчас у меня такая позиция – если я не поеду на Кубок мира и из-за этого произойдут изменения к лучшему, то, значит, игра стоила свеч.

ТРЕНЕР – РОБИНСОН

– Ты, должно быть, хорошо знаком с нынешним наставником сборной Зинэтулой Билялетдиновым – он был помощником тренера, когда ты выступал в «Динамо» и «Виннипеге»…

– У меня с ним никогда проблем не было – мы не ссорились и не конфликтовали. Я его еще застал, когда он в «Динамо» играл последний год, а потом был тренером москвичей… Никто в мире не идеален, и идеальных тренеров тоже не бывает. Единственное, чем я недоволен – это выбранным составом. Почему там, например, нет Славы Козлова и Бори Миронова?

– А разве команду набирает не генеральный менеджер?

– Как я понял, состав набирал сам Билялетдинов. Я разговаривал на эту тему с Игорем Тузиком (и.о. генерального менеджера. – Прим. ред.). Тузик мне сказал, что выбор игроков был сделан тренерами. По поводу Козлова мне объяснили, что он, мол, уже 10 лет за сборную не играет и никуда не поедет. А позвонить человеку и узнать его мнение на этот счет, судя по всему, было трудно…

– Сможет ли Билялетдинов за короткое время с совершенно неизвестным составом вывести сборную хотя бы в полуфинал?

– О каком составе может идти речь, если половина игроков, которых он выбрал, не поедет? Если будут добирать из суперлиги, то какие серьезные шансы там могут быть, по большому счету? Я вообще не знаю, как проходило назначение Билялетдинова. Такое впечатление, что он проходил по коридору федерации – и Стеблин сказал: «А вот наш новый тренер идет!»

– Получается, только американец Ларри Робинсон может выручить Россию?

– Не смотрите человеку в паспорт. Сборную Англии, родоначальников футбола, тренирует швед. Когда команда выигрывает, радуется вся страна. Робинсон – воспитанник Скотти Боумэна, одного из самых великих тренеров в истории хоккея. Я еще зимой в интервью «СС» говорил, что идеальным вариантом было бы пригласить на Кубок мира Боумэна. Тогда же я сказал, что не знаю ни одного российского специалиста, который смог бы достойно подготовить сборную к этому турниру.

Российские тренеры и игроки из НХЛ говорят на разных языках. Приведу пример. Как-то сидим мы во время ЧМ-2000 в загородной гостинице, смотрим телевизор и заказали себе по кружке пива. Заходит тренер и с порога кричит: «Вы что сюда приехали, пиво пить?!» Он, видимо, не знает, что в НХЛ в раздевалках стоит пиво и каждый игрок после матча может выпить банку. И что никто пивом не злоупотребляет и с одной кружки не напивается. Нас очень покоробило такое неуважительное отношение. А ведь таких примеров можно привести очень много.

– Ты заявил федерации о своем официальном отказе?

– С ФХР не связывался. О своем решении я объявляю через «Советский спорт».

Новости. Хоккей