Победитель Кубка Канады-81 Алексей Касатонов: Надеюсь на динамовский стержень

На следующий день после торжественного закрытия афинской Олимпиады стартует Кубок мира, называвшийся раньше Кубком Канады. Защитник сборной СССР Алексей Касатонов выступал на четырех из шести предыдущих турниров, впереди него по этому показателю только
news

ХОККЕЙ. ДО КУБКА МИРА ОСТАЛОСЬ 9 ДНЕЙ

 На следующий день после торжественного закрытия афинской Олимпиады стартует Кубок мира, называвшийся раньше Кубком Канады. Защитник сборной СССР Алексей Касатонов выступал на четырех из шести предыдущих турниров, впереди него по этому показателю только канадец Уэйн Гретцки. В 1981 году Касатонов был лучшим бомбардиром нашей команды, выигравшей Кубок Канады, в 91-м – капитаном.

ФОРУМ СИЛЬНЕЙШИХ

— Кубок мира, конечно, следует рассматривать как прямое продолжение Кубка Канады, — убежден Алексей Касатонов. – Разве что формат турнира расширился, да новое название придало ему еще большую значимость. Главное же можно сформулировать так: это был и есть форум сильнейших игроков планеты, организуемой страной, где хоккей не просто вид спорта, а идеология. О каждом из предыдущих турниров остались свои, ни с чем не сравнимые воспоминания.

— Особые, надо думать, относятся к 1981 году?

— Естественно, победы вспоминать особенно приятно. Тем более что, во-первых, именно в 1981 году я впервые выступил на Кубке Канады, во-вторых, тогда состоялось боевое крещение звена, в котором со мной играли Фетисов, Макаров, Ларионов и Крутов. Но достаточно хорошо помню и остальные турниры.

— Ни в одном из этих остальных успех 1981 года нашей сборной повторить не удалось…

— После той победы организаторы решили проводить финал до двух побед, чтобы застраховаться от несчастного случая. И в 1984 году хоккейный мир предвкушал более продолжительное противостояние Канады и СССР, что было выгодно и с точки зрения бизнеса. Но наши пути пересеклись раньше – в полуфинале. А там все решил курьезный гол Коффи в овертайме.

— Тогда ведь овертайм был для нас, в отличие от канадцев, делом непривычным?

— Я бы не стал акцентировать на этом внимание. Какая разница? Игра есть игра, и если ты 60 минут продержался на равных, то вряд ли что-то необычное тебе могут предложить потом. А вот судейство было в пользу хозяев – это однозначно. Плюс у нас из-за травм не смогли сыграть на турнире Фетисов, Дроздецкий, ушел из хоккея Третьяк. И, желая проверить в серьезном деле новых игроков, тренеры не взяли в состав Быкова, Хомутова. В результате мы, хотя и разобрались уверенно с канадцами на предварительном этапе (6:3), в финал не вышли.

СУДЬЕ СТАЛО СТЫДНО

— Зато это произошло через три года. Финальную серию СССР – Канада тогда многие назвали и до сих пор считают лучшей в истории хоккея…

— Согласен. Тогда мы провели на турнире как никогда ранее много матчей – 9. А обычно ведь прибавляешь от игры к игре. Период адаптации у нас прошел, и в результате форма с обеих сторон была набрана сумасшедшая! В первом матче потребовался один овертайм, во втором – два, а судьба третьего была решена в концовке. Судьи снова свою роль сыграли. Нет, откровенно нас не душили, все делалось грамотно: звено канадцев только ехало меняться, а в это время другая их пятерка уже входила в нашу зону, и арбитр Кохарски не обращал внимания на это нарушение правил. Перед решающей игрой он попросил меня отдать ему на память игровой свитер, я готов был сделать это после финальной сирены. Но когда матч закончился, Кохарски было стыдно смотреть мне в глаза, и вопрос о сувенире отпал сам собой.

— Был в вашей биографии еще один Кубок Канады – 1991 года...

— Для нас он стал самым безликим из всех. В августе в нашей стране происходили колоссальные изменения, и атмосферу в команде здоровой никак назвать было нельзя. Находясь на сборе в Финляндии, узнали о ГКЧП. Никто не мог понять, что происходит в стране, сосредоточиться на хоккее было очень сложно. Мне звонили из «Нью-Джерси», за который я уже выступал. И предлагали, если надо, не возвращаться в Москву, а сразу отправляться в Америку. В общем, на подготовку повлияли события, далекие от спортивных. Кроме того, ряд сильнейших на тот момент игроков на Кубке Канады не выступили. Так, не был включен в состав Павел Буре из-за того, что не остался в ЦСКА. А он уже тогда мог решать исход матчей.

ЭТО НЕ КОММЕРЧЕСКИЙ ТУРНИР

— Абсолютно всех сильнейших нам с тех пор собирать не удавалось никогда, причем часто – из-за отказов самих игроков…

— Хорошей команда может получиться только в том случае, если за нее играет, кто хочет этого, а не кого уговаривают. Другой вопрос – почему кто-то отказывается? Объявление состава везде происходит красиво, в торжественной обстановке. У нас же сначала назвали список, а потом об этом сообщают тем, кто в него включен. И некоторые автоматически попадают в категорию отказников, становятся крайними.

Очень жаль, что в Кубке мира не примет участия здоровый вратарь Николай Хабибулин, проведший прекрасный сезон в НХЛ. И непонятно, почему вместо него первым номером заранее объявлен Илья Брызгалов. Наверное, было бы логично сначала посмотреть, кто как выглядит именно сейчас, после летнего перерыва. Брызгалова же на сборе в Швейцарии нет. Возможно, мой вопрос кому-то покажется наивным, но где он, Брызгалов? Почему отсутствует на сборе, если он основной вратарь? Вместо этого мы узнаем, что те, кому изначально отводят роль его дублеров, тренируются белыми шайбами. Это, получается, важнее?

— Но Кубок мира – турнир в значительной степени коммерческий, а потому реклама здесь – обычное явление.

— Нет, это не коммерческий турнир. Когда играют сборные, представляющие страну, то главное здесь всегда результат. Так, по крайней мере, я понимаю, так меня учили, и то же самое говорят те ребята, которым предстоит защищать честь России. Хотя у нас действительно часто называют Кубок мира турниром коммерческим. Возможно, потому, что хотят представить его второстепенным. Конечно, коммерческая сторона дела поставлена четко. Но разве на той же Олимпиаде не так? И любой профессионал, в российской лиге он выступает или в какой-то другой, понимает, что к чему на самом деле.

Впрочем, стоит ли удивляться принижению у нас значимости Кубка мира, если наша команда и сбор проводит за рубежом, и контрольные матчи? Она получается как бы оторванной от страны. И что можно сказать об отношении к турниру, когда лед для занятий предоставляется сборной страны в обеденный перерыв?

— Можно ли в таком случае ожидать на Кубке мира от сборной России высокого результата?

— Многие специалисты сходятся во мнении: сейчас такой хоккей, что на этом турнире любая команда может выстрелить. Самое важное – объединиться, суметь правильно составить звенья. Тут очень многое зависит от тренеров, у которых крайне мало времени — всего три дня тренировок, потом переезды, перелеты, акклиматизация… Если будет соответствующий внутренний настрой на полную отдачу, если ребята сконцентрируются на подготовке, полностью отбросив все свои контрактные и семейные вопросы, поверят в тренеров, примут их программу, то шанс выступить достойно есть. Команда-то в принципе отличная. Одна из сильных ее сторон в том, что президент ФХР Стеблин, генеральный менеджер сборной Тузик, тренеры Билялетдинов, Юрзинов, капитан команды Яшин, его заместители Каспарайтис, Ковалев и большинство игроков – бывшие динамовцы, представители ведущей команды страны начала 90-х прошлого века. Они составляют стержень команды, прекрасно знают друг друга, и для того, чтобы найти взаимопонимание, им не должно потребоваться много времени.

Новости. Хоккей