Легендарный судья Юрий Карандин: Наша беда в том, что арбитры слишком сблизились с командами

ХОККЕЙ
СУПЕРЛИГА
В истории нашего хоккея нет более титулованного арбитра, чем Юрий Карандин. Двадцать три раза он входил в десятку лучших судей страны. Не выгораживая своих молодых коллег, он смотрит на их ошибки глубже.
— В свое время мы перед игрой всегда договаривались о том, что главного судью в случае необходимости страхует один из линейных, — вспоминает Юрий Карандин. — И никаких вопросов при взятии ворот просто не существовало, хотя и не было тогда никаких видеокамер. Сейчас же линейные судьи в спорных ситуациях главному практически не помогают. Почему? Раньше всю судейскую бригаду расселяли в одном или в соседних номерах гостиницы и мы чувствовали себя одной командой. Сегодня же некоторые клубы искусственно разбивают бригаду: главного заселяют в одном месте, помощников — в другом. Зачем? Об этом можно только догадываться. Главного арбитра везут на угощение, а линейные остаются сами по себе и, видя такое отношение, резонно думают: «Зачем я буду вмешиваться? Пусть без меня все решают. Моя задача — проброс и синяя линия».
Судейский комитет борется за качественную работу. Но ряд клубов понимает этот термин по-своему. Приходилось встречать мнения, что российскому чемпионату иностранные арбитры не нужны. Я с этим не согласен. Некоторые наши арбитры слегка запутались в своих взаимоотношениях с командами, не всегда судят так, как умеют, и серьезная конкуренция заставит их призадуматься. Да и клубам непросто будет оказать влияние на иностранного судью, привыкшего профессионально выполнять свои обязанности.
Арбитры, конечно, ошибаются и сами. Но иногда этому способствуют те, кто думает, что выше денег ничего нет. На одном из брифингов, посвященных судейству, глава ФХР Александр Стеблин назвал вещи своими именами: «Президенты клубов сами начали порочную практику. Одних судей прикарманивали, других поощряли».
Речь не о том, чтобы судейство было идеальным, безошибочным. Это невозможно. Но оно должно быть объективным, и сделать его таким — в наших силах. Если, конечно, этого захотят сами клубы. Мне приходилось слышать мнение некоторых руководителей, которые открытым текстом заявляли: хозяева площадки должны побеждать, а судьи — помогать этому. И вот после таких высказываний людей, определяющих и финансовое состояние клубов, и моральный климат в нашем хоккее, мы хотим иметь квалифицированное судейство…
Ставший знаменитым эпизод с замером загиба крюка клюшки Сергея Кривокрасова в полуфинале плей-офф прошлого сезона дал богатую пищу для размышлений. Прочитав послематчевый комментарий наставника «Авангарда» Валерия Белоусова, я глазам не поверил. Оказывается, его тольяттинский коллега Петр Воробьев, попросивший судью замерить загиб клюшки Кривокрасова, поступил не по-джентльменски. Мол, у Белоусова, Воробьева и Зинэтулы Билялетдинова, тогда тренера «Динамо», существовало тройственное соглашение: клюшки друг у друга не замерять, то есть преднамеренно идти на нарушение правил! Могли бы заключить между собой такое соглашение Аркадий Чернышев с Анатолием Тарасовым, долго работавшие вместе в сборной? Уверен, нет: они уважали и себя, и друг друга, и правила.





