Главный тренер «Ак Барса» Зинэтула Билялетдинов: Стоит ли мне работать в сборной?

ХОККЕЙ
СУПЕРЛИГА
Накануне важнейших матчей с «Магниткой» и «Динамо» наставник «барсов» Зинэтула Билялетдинов дал интервью «СC». Разговор шел не только об игре казанцев, но и о сборной России, которую он также возглавляет.
Беседа началась с воспоминаний о ноябрьских сборах «Ак Барса» в подмосковном Одинцово. Туда впервые приехали новобранцы команды Алексей Ковалев, Дарюс Каспарайтис, Николай Хабибулин.
Что меня особенно порадовало, «Ак Барс» не закрывался от прессы. Хочешь с Ковалевым поговорить? Пожалуйста! На тренировку посмотреть? Нет проблем! Тогда, в Одинцове, после тренировочной игры «Ак Барса» со «Спартаком» звезды и их тренер фотографировались с детьми, раздали уйму автографов. Чем-то это напомнило ту доброжелательную атмосферу, которая царила в сборной России во время Кубка мира. Тогда, кстати, Лекавалье и Ричардс впервые встретились с Билялетдиновым. Но если в сентябре они были по разные стороны, то теперь в одном окопе.
— Зинэтула Хайдарович, в четверг в Казань приехали Ричардс и Лекавалье. Теперь это идеальный «Ак Барс», который вы мечтали видеть?
— Всегда хочется, чтобы команда становилась все лучше и лучше. Но я понимаю, что есть разумные пределы. Я доволен тем составом, который у нас есть. Мы укрепили все позиции.
— Сейчас «барсы» играют на сто процентов от своих возможностей?
— Рано говорить, что все хорошо. Не все ребята в отличной форме. Энхаэловцам еще нужно почувствовать российский хоккей. Это не так просто, как кажется. Понятно, что они – игроки мирового класса. Но в суперлиге многое по-другому. Нужно перестраиваться. Играть так, как играют здесь. С учетом положительного опыта, который они накопили в НХЛ.
— Это была ваша идея – пригласить Лекавалье и Ричардса в «Ак Барс»?
— Мы приняли коллективное решение. Возникло предложение, и его поддержали. Ричардс и Лекавалье – игроки высокого уровня. Я знал этих форвардов и до Кубка мира. Внимательно смотрел плей-офф НХЛ-2004, где они с Николаем Хабибулиным играли за «Тампу». Ребята произвели на меня впечатление.
— Я видел, как вы в Торонто ходили на тренировки сборной Канады и что-то записывали в блокнот…
— Мне было интересно, как тренируется противник. Я хотел больше знать, в каком направлении развивается канадский хоккей. Это мне полезно как тренеру. К тому же некоторые хорошие моменты, что я увидел, можно спроецировать на сборную России.
— Дайте оценку игре «Ак Барса» с новыми легионерами – Ковалевым, Каспарайтисом, Салеем, Антроповым… Команда прибавила?
— «Барсы» и до периода дозаявок вставали на ноги, набирали форму. Стали играть лучше даже без новичков. Но с ними у «Ак Барса» прибавилось уверенности.
— Сложно далось решение отправить в запас Фрэда Брэтуэйта, который провел в этом сезоне девять матчей «на ноль», и заменить его на Хабибулина?
— Мы довольны Фрэдом. Но должны были дать поиграть Хабибулину. Николай готовился к дебюту, и понятно, что он не мог без практики. Я разговаривал с Хабибулиным, мы решили, что первый матч он проведет с «Салаватом Юлаевым» (2:1). Игра получилась удачной, поэтому Николая поставили и на встречу с «Ладой» (2:0).
— Как теперь будут играть вратари «Ак Барса»? До первой ошибки?
— Поживем — увидим. Но учтите, что согласно условиям контракта Фрэд по личным делам должен улететь в Северную Америку. Это случится не в период декабрьского Кубка «РОСНО», а раньше, в разгар чемпионата. Поэтому Хабибулин должен играть сейчас, чтобы набрать форму.
— Что будет с командой, если в декабре вдруг закончится локаут?
— Мы никого не выгоняем. Только держим в запасе или отдаем в аренду, если человек не проходит в состав. К тому же это будет проблема не только «Ак Барса», но и других клубов – «Химика», «Авангарда», «Динамо»…
— В понедельник «Ак Барс» принимает «Динамо». С какими чувствами вы выйдете на матч против родной команды?
— Да, я долго был в «Динамо». Да, это мой бывший клуб. Но жизнь меняется. Думаю, люди понимают, что я уже сменил работу. Теперь я в «Ак Барсе». У меня такая же цель, как и раньше, – выигрывать. И «Динамо» для меня обычный соперник. Я отношусь к этой ситуации как профессионал. Никаких реваншистских настроений.
— Интересам сборной не вредит, что вы совмещаете два поста? Вот на финский этап Евротура вы не смогли поехать…
— Если по совести говорить, мне тяжело работать тренером и в клубе, и в сборной. Хорошо, что сейчас нам в национальной команде может помочь Владимир Юрзинов. Он и занимается ею в последнее время. Это очень серьезный вопрос. Надо собраться и подумать, стоит ли мне совмещать два поста. Принять какое-то решение.
— Какое у вас отношение к Евротуру? Сами игроки-ветераны говорят, что он им не нужен.
— Сложно играть 60 матчей в суперлиге да с перелетами, а еще ехать на три этапа Евротура. Может, стоит ввести ограничение – чтобы в Евротуре выступали ребята не старше 23 лет? Но тогда нужно другую задачу перед сборной ставить – играть, но без прессинга «победа и только победа». Участвовать в Евротуре надо. Хотя бы для того, чтобы знать, в каком направлении развивается международный хоккей. А вот на чемпионат мира должны ехать все сильнейшие.
— Вас не задевает, что тот же Николай Хабибулин говорит: в мои планы такая поездка не входит?
— Раз он так говорит, то, значит, не поедет. У каждого игрока должно быть желание. Заставлять кого-то играть за сборную – это глупо и неправильно.
— Можете назвать тренерским счастьем, что у вас в команде столько звезд?
— Я получаю огромное удовольствие, когда работаю с такими мастерами. Обратная сторона медали — это большая ответственность. Но если в целом посмотреть, у нас собралась замечательная команда. И люди отличные, и обстановка в коллективе хорошая. Доброжелательная и профессиональная. Для меня это очень важно.





