Двукратный призер Олимпиад и чемпион мира Павел Буре: Я, возможно, вернусь. Не пройдет и полгода…

В понедельник в редакции «Советского спорта» побывал Павел Буре. Знаменитый хоккеист приехал к нам в гости прямо из Ледового дворца «Медведково», где открывал детский турнир своего имени. Визит Буре в «СС» вызвал огромный ажиотаж среди болельщиков…
news

ХОККЕЙ
ПРЯМАЯ ЛИНИЯ

В понедельник в редакции «Советского спорта» побывал Павел Буре. Знаменитый хоккеист приехал к нам в гости прямо из Ледового дворца «Медведково», где открывал детский турнир своего имени. Визит Буре в «СС» вызвал огромный ажиотаж среди болельщиков…

Такой пулеметной очереди звонков в редакцию на нашей памяти еще не было. Не успевал Павел нажимать кнопку «off» на спикерфоне, как через пару секунд агрегат снова начинал требовательно гудеть. Болельщики желали говорить с Буре. Очень они по нему соскучились за те два года, пока форвард не играет в хоккей. Правда, слухи о том, что он завершил спортивную карьеру, Буре решительно отверг.

ВОПРОСЫ БОЛЕЛЬЩИКОВ

Я ЕЩЕ ПОИГРАЮ

— Я об этом не объявлял. Надеюсь, что еще вернусь в хоккей, — сказал Павел Буре, отвечая на вопрос Юли из Нижнего Новгорода. – Сейчас я восстанавливаюсь, тренируюсь на льду и в атлетическом зале.

— У вас есть контракт с «Рейнджерс»?

— На сегодняшний день – нет.

— Вы свободный агент?

— Да. Как вы хорошо разбираетесь в терминологии НХЛ (смеется).

— Здравствуйте! Это Владислав, 13 лет. Почему вы не играли в прощальном матче Игоря Ларионова?

— Было много причин. Одна из них – у меня травма, и я пока не вернулся в большой хоккей.

— Сергей Волков, 41 год, из Обнинска. Павел, я хотел с вами посоветоваться. У меня такая же проблема с коленным суставом – порвана крестообразная связка, отслоение сухожилия. Какие вы делаете упражнения?

— Делаю то, что говорят врачи. В основном укрепляю мышцу бедра, чтобы за счет нее компенсировать нагрузку на связку.

— Город Волгоград вас беспокоит! Врач Андрей Романенко. Третьего июля этого года я нес олимпийский огонь по Москве…

— Да? Значит, мы с вами вместе участвовали в церемонии (улыбается).

— Вы будете олимпийским атташе на зимних Играх-2006 в Турине. А можете взять меня туда волонтером?

— (Смех в зале.) Я бы с удовольствием. Но официально я еще не стал атташе, потому что контракт с ОКР пока не подписан. Юристы обсуждают условия договора, кто и чем должен заниматься. Как только заключу контракт, я смогу ответить на ваш вопрос.

— Звонит Саша из Москвы, мне 16 лет. Если бы не травма, в каком российском клубе вы хотели бы поиграть?

— Сложно сказать в каком, потому что сегодня я просто не могу играть в хоккей. Мне не нравится выражение «если бы да кабы». Вот когда восстановлюсь, тогда буду рассматривать предложения разных команд.

— А как вы относитесь к московскому «Динамо»?

— Очень хорошо (улыбается). Я ведь играл за ЦСКА, и бело-голубые были нашим главным соперником. Даже свой первый гол в карьере я забил в ворота «Динамо» — правда, не московского, а рижского.

— Игорь беспокоит. Как вы относитесь к противостоянию Фетисова и спортивных чиновников? Сборная ведь страдает. Мы с 1993 года не можем выиграть золото на ЧМ.

— Отношусь негативно. Потому что, как вы правильно заметили, страдает наш спорт. Считаю, что в спортивном руководстве должно быть единство. Ситуацию нужно как-то разрешить – не в моей компетенции говорить как. Это задача других людей. Но таких конфликтов не должно быть.

— Звонит Тамара. Я работаю доктором, и мне интересно ваше мнение, что нужно сделать для оздоровления нации?

— Это очень интересная для меня тема. В первую очередь нужно пропагандировать здоровый образ жизни. Например, в понедельник мы открыли турнир для 12-летних ребят. За призы Павла Буре будут бороться пять команд. Турнир помогают проводить Дмитрий Павлов («Ника-Холдинг») и Георгий Боос (вице-спикер Госдумы). Хорошо, что есть люди, которые развивают детский спорт. Конечно, не все из мальчишек станут звездами. Но это не обязательно. Главное, чтобы дети выросли здоровыми, а не курили в подъезде или сидели по полдня за компьютером. Это и есть оздоровление нации.

ПЕНСИЯ ДЛЯ ЧЕМПИОНА

— (Заговорщицки, голосом торговца с восточного базара.) Здравствуйте, Павел, вас интересуют часы вашего дедушки? Наручные.

— Да, конечно. Только я поправлю – это мой три раза прадедушка.

— Интересуют, да?

— Да. А в каком плане?

— Ну… В общем, извините за предложение. (Бросает трубку.)

Буре смеется: «Чем я его так испугал?»

— Это Александр Ушаков, многократный чемпион мира по биатлону, участник трех Олимпиад. У меня вопрос: как считаете, почему олимпийские чемпионы получают стипендии, а чемпионы мира остались не у дел?

— Вы заслуженный мастер спорта?

— Естественно.

— Как я помню, когда я получил звание змс, нам дали надбавку к зарплате и пенсии. Ответить вам конкретно не могу. Но считаю, что это неправильная ситуация. Чемпион мира – это важный титул. И люди, отдавшие спорту столько лет и столько здоровья, должны получать субсидии. Наверное, вам стоит обратиться в спорткомитет.

— Я там уже был. Но мне прислали такую отписку, что я понял: безнадега.

— Это странно… Вы – уникальный спортсмен, если пять раз подряд, как говорите, стали чемпионом мира. Я буду выступать за то, чтобы заслуженные мастера получали пенсию. Вы очень правильную тему подняли.

ДВОЙНИКИ В МОСКВЕ

— Добрый вечер, меня зовут Сергей. Вы не хотели бы стать тренером?

— Таких планов пока нет.

А кто вас поставил на коньки?

— Родители, около дома во дворе. Когда я в 6 лет пришел в ЦСКА, там была небольшая чехарда с тренерами. Но первых своих наставников назову – Валерий Стельмахов, Юрий Румянцев, Александр Бирюков, Борис Штанько. Эти люди до 16 лет были со мной. Конечно, я их помню.

— Приветствую, Павел! Это Алексей. Болельщик сами знаете какой команды. Да, конечно, армейцев из Москвы! Можно на «ты»? Хорошо. Какое твое мнение о нынешнем ЦСКА? И не собираешься вернуться в наш клуб? Если да, то 10-й номер тебе сразу же освободим!

— А кто там сейчас под «десяткой» играет? (Смеется.)

— Мозякин.

— Ребята хорошо выступают, стараются. У них сейчас новый главный тренер – Вячеслав Быков, с которым я когда-то играл. Приятно видеть, что есть преемственность поколений. И команда выглядит достаточно хорошо. Переживаю за армейцев и надеюсь, что они войдут в плей-офф.

— А я в этом уверен! Мы ждем сильного чешского вратаря из НХЛ!

— Не Гашека, случайно?

— Нет, ждем Мартина Прусека.

— В любом случае удачи команде и передавай привет всем фанатам!

— Павел, звонит Анна. Вы были вчера в Троице-Сергиевой лавре?

— Нет. А вы меня там видели?

— Да, человек был очень похож на вас.

— Но я точно не был. Может, по Москве ходит несколько моих двойников? (Улыбается.)

— Здравствуйте, это Ольга. Можно вопрос?

— Конечно.

— А у меня его нет. Кстати, кто это?

— А вы куда звоните?

— Ну, в газету.

— По объявлению? (Смеется.)

— Ага. Там было написано, что можно задать вопрос Павлу Буре.

— И какой у вас вопрос?

— А это точно Буре? Если да, то поздравляю с Новым годом. Желаю здоровья и любви, наверное.

— Спасибо, и вам того же! С наступающим праздником!

ВОПРОСЫ ЖУРНАЛИСТОВ «СС»

КАТАЮСЬ, ЗАБИВАЮ

— Понятно, что вы хотите вернуться на лед. Но ветераны говорят, что даже за год простоя можно растерять всю форму. Реально ли ваше возвращение?

— Да, сложно вернуться на прежний уровень. Ведь кроме физической формы должна быть игровая практика. Может, неделя потребуется. Или год. Или вообще не получится. Я не загадываю. Но у меня было два случая. Первый – в январе после девяти месяцев простоя я подписал контракт с «Флоридой». Вышел на лед и сразу же забил два гола. В двух следующих матчах – еще четыре! Второй – я долго залечивал разрыв крестообразной связки. Вернулся в состав и снова забил, а «Пантеры» победили «Вашингтон» (4:2). Так что в жизни все бывает.

— Клубы суперлиги вами интересовались?

— Предложений хватало. Но я пока не хочу давать надежду ни одной из команд. Это неправильно, если я буду тренироваться с одним клубом, а потом перейду в другой. Мне надо сначала со своим будущим определиться.

— Что говорят врачи?

— Они не называют сроки моего возвращения.

— Как часто вы выходите на лед?

— Если раз в месяц, то это нормально. Последний раз – недели три назад. В полной хоккейной форме. Бегал полтора часа. Играл с любителями. Футболист Саша Мостовой со мной катался, Коля Писарев. Как колено? Я же не в полную силу играл.

— А как работают руки, чувство шайбы осталось? Бросок сделать, подкидку…

— Да, что-то теряется. Но это намного проще восстановить. Есть же такое понятие, как мышечная память. Я и раньше, когда из отпуска выходил, недели две набирал форму. Так что тут нет ничего удивительного.

— Сколько голов забили?

— Девять из 11. Но вы не забывайте, с кем я играл!

— А почему взяли паузу на три недели?

— Я почувствовал, что мне еще рано делать некоторые движения. Нет былой уверенности, что колено не подведет. Говорю о правом — с левой ногой все в порядке. Теперь на лед выйду уже после Нового года.

— Хотите устроить такой же прощальный матч, как Игорь Ларионов?

— Как это ни печально, но когда-то придется заканчивать. У спортсменов короткий век. Я об этом пока не думаю. Но когда приму решение о конце карьеры, тоже устрою прощальный матч.

ТАЙНА ЧМ-2000

— Почему вы еще не подписали контракт с ОКР?

— Обсуждаем условия договора. Какие именно обязанности должен исполнять олимпийский атташе.

— Вы осенью ездили с президентом ОКР Леонидом Тягачевым в Турин?

— Мы собирались поехать, но у меня не получилось. Нужно было лететь в Америку к своим врачам.

— Как относитесь к тому, что из-за локаута энхаэловцы могут не принять участия в Олимпиаде? Так будет, если сезон-2005/06 за океаном начнется и Гари Бэттман не отпустит игроков.

— Это будет шаг назад в развитии хоккея. Не помню турниров сильнее, чем на двух последних Олимпиадах, где собирались все лучшие игроки. Это было потрясающее зрелище.

— Говоря о локауте, вы на чьей стороне – владельцев клубов или игроков?

— Сегодня получается, что я как бы в середине. (Улыбается.) И сам не играю, и хозяином клуба не являюсь... Уверен, что они в итоге договорятся. Это вопрос времени. Но уже хорошо, что наши зрители во время локаута могут увидеть тех звезд, о которых раньше лишь в Интернете читали. Зритель ведь идет не только на команды, но и на игроков. Возьмите баскетбол. Если играет «Чикаго Буллз» с Джорданом – это гарантированный аншлаг. Если Джордана нет – собирается полстадиона.

— У вас осталась неисполненная мечта выиграть золото Олимпиады? Не собираетесь последовать примеру Криса Челиоса, который хочет пробиться в команду США по бобслею?

— Правда? (Смеется.) Не знал. Челиос – великий игрок, он уже 25 лет выходит на лед. Хорошо, что он ставит перед собой такие цели. Ну а мне что, предлагаете в керлинге себя попробовать? Я же всю жизнь занимался хоккеем. Горжусь уже тем, что не у каждого в мире есть две медали Олимпиады. А у меня – серебро за Нагано-1998 и бронза за Солт-Лейк-Сити-2002. Какая страна, скажите мне, за последние две Олимпиады два раза попадала в призеры? Только Россия.

— Вам не очень удалась игра на Олимпиаде-2002. Повлияло, что звание капитана перешло от Буре к Игорю Ларионову?

— Такое решение принял Вячеслав Фетисов, который был наставником сборной. Фетисов официально передал мне повязку еще на своем прощальном матче в 2000 году. Но потом стал начальником и передумал. Я всегда говорил: что бы ни случилось, мы собрались на две недели ради одной цели – выиграть. И личные амбиции, неприязнь нужно забыть… Считаете, игра не удалась? Готов поспорить. С теми же чехами в Нагано и Солт-Лейк-Сити мы провели три матча. Победили в двух. Памятной получилась игра в четвертьфинале (1:0). Скептики могут спросить: где золото? А я отвечу: две медали есть, разве этого мало? Вспомните трагедию Гретцки, когда у него в Японии был последний шанс выиграть золото Олимпиады, но Канада уступила чехам в полуфинале. Уэйн сидел на лавочке и плакал. А когда шведы проиграли в Солт-Лейк-Сити белорусам в четвертьфинале? Согласитесь, нельзя выиграть все Олимпиады подряд.

— Сегодня можете наконец раскрыть тайну, почему наша сборная провалила ЧМ-2000 в Санкт-Петербурге?

— У тебя игра не получается. Ты хочешь больше сделать – еще больше не получается. Ты со злости все больше делаешь, но не то, что нужно, – совсем ничего не получается. Вот и получилось, что ничего не получилось.

— Как легко раскрылась тайна!

— Да не было никакой тайны. Бывает и так, что тебе все равно, а получается все. Тут угадать сложно.

— Не хотите помочь сборной России в качестве консультанта? У финнов, например, есть Яри Курри…

— Помогать – с удовольствием. Как Владик Третьяк, когда его ни попросишь, всегда работает с вратарями. Передавать опыт – это одно. Но тренировать – совсем другое. У меня душа к этому не лежит.

«ДОДЖ» В МАГАЗИНЕ

— Как-то вы сказали, что младший брат Валерий талантливее вас. Расскажите о нем. У брата не намечается прибавления в семействе?

— У Валеры уже трое детей! (Смеется.) Но хоккейная пятерка не получится, уже есть одна девочка. А про талант первым сказал Виктор Тихонов, когда мы еще юниорами были. Жизнь по-разному складывается. Но я считаю, что Валерий сделал хорошую карьеру. Почему в Россию не едет? У него жена – американка. Дети там учатся. Если есть идеальный семьянин, то это Валера. Для него семья важнее всего. И это, я считаю, правильно.

— Откуда такая страсть к шоу-бизнесу? Вас можно встретить на многих тусовках.

— Я могу два месяца никуда не ходить, но все равно говорят, что я везде. Если раньше это было правдой, потому что я прилетал в Москву только на летние каникулы и хотел повидаться со всеми знакомыми, то теперь это уже неактуально.

— Что сделали с «Доджем», который получили на матче «Всех звезд» НХЛ в 2000 году как лучший игрок?

— Я его еще не забрал. Это же почти грузовик. Куда его девать? Мне дали сертификат. Потом в магазине я имею право получить автомобиль. Но пока руки не дошли.

— Не припомните забавную историю, связанную с Новым годом?

— У меня 15 лет не было полноценного праздника – под Новый год всегда проходили какие-то соревнования. И если ты 1 января должен вставать в 8 утра, то 31 декабря никаких мероприятий быть не могло. Курьезы? Однажды я встретил Новый год в лифте – в Финляндии не успел в номер к бою курантов. Второй раз – в воздухе, когда мы летели с «Флоридой» с выезда. Розыгрыши в НХЛ? Мне повезло, что с первых дней в «Ванкувере» я начал дружить с самым большим шутником – Джеффом Куртноллом. Он меня не трогал. А через год-два я освоился, и меня было сложно разыграть.

— Какой последний вопрос чаще всего задают в ваших интервью?

— Когда я женюсь!

— И когда?

— Это уже следующий вопрос. (Смеется.) Пока не собираюсь.

В конце беседы в комнату забежал дежурный по отделу хоккея и включил телевизор: «Магнитка» и «Спарта» начинали пробивать буллиты на Кубке Шпенглера. Буре заинтересовался. Недаром ведь ему принадлежит рекорд НХЛ по числу реализованных штрафных бросков за карьеру – Павел обогнал даже Гретцки и Лемье! Когда Набоков пропустил последнюю шайбу, Буре искренне ему посочувствовал. А когда Павел выходил из редакции, его на улице ждал болельщик. Специально подгадал время, когда Буре будет выходить, и приехал на «Китай-город», чтобы сфотографироваться с кумиром. Пусть Буре и не играет пока в хоккей, но популярность в России у него по-прежнему сумасшедшая.

Новости. Хоккей