Четыре претендента на пост №1. Кому доверят защищать ворота России на главном старте сезона?

ХОККЕЙ
СБОРНАЯ РОССИИ
Грустная примета последних лет: перед каждым крупным турниром главная головная боль тренеров нашей сборной – кому доверить пост № 1. Полная неизвестность и с тем, кто будет защищать ворота в Австрии. Кандидатов аж пятеро! Но Максим Соколов и Александр Еременко провели концовку сезона в запасе, у Алексея Волкова и Сергея Звягина нет опыта игры на таком уровне. А когда сможет приехать Илья Брызгалов, до сих пор неясно.
Максим СОКОЛОВ
У 33-летнего вратаря «Авангарда» Максима Соколова сезон выдался черно-белым. Его регулярно вызывали в сборную, но в клубе Максиму доверяли мало. Однако, несмотря на минимум игровой практики на заключительном отрезке чемпионата, Владимир Крикунов пригласил Соколова в сборную.
— Максим, чувствуете, что Крикунов на вас надеется?
— Конечно. А зачем бы он тогда меня, не очень часто играющего во внутреннем чемпионате, вызывал? Я сам ответственность чувствую: команда сильная, цели большие, я не имею права подвести ребят.
— Вы помните, сколько сыграли в этом сезоне матчей?
— (Максим словно ждал этого вопроса и ответил без запинки.) 29 (из 60 матчей клуба. — Прим. ред.) — на предварительном этапе, два (из 11. — Прим. ред.) — в плей-офф и 7 в официальных матчах за сборную.
— Трудно вам, привыкшему быть на ведущих ролях, почти весь сезон играть в лучшем случае через матч?
— Не скрою, очень тяжело. Это не объективно по отношению ко мне. Не выходя в основе, очень трудно было держать форму.
— Когда вы сможете сказать, что готовы к серьезным играм?
— Многое будет зависеть от того, как проведу первый матч этого подготовительного периода. Вратарская форма — очень тонкая материя. Можно ее набрать за месяц, а можно и за 1—2 матча.
— Часто вспоминаете свой звездный чемпионат мира-2002 (тогда во многом благодаря Соколову россияне взяли серебро. — Прим. ред.)?
— Разве что в отпуске.
— Кстати, не жаль из-за сборной опять его урезать?
— Можете посмотреть статистику: я ни разу не отказывался играть за сборную, всегда приезжаю с удовольствием. Само по себе уменьшение отпуска меня не волнует. Плохо, что с семьей долго не увижусь. Но такова спортивная жизнь. Жена все знает и понимает.
— С вас буквально льет пот. Сколько килограммов теряете за тренировку?
— После занятий никогда не интересовался. Вот после игр — не меньше трех килограммов, если матч тяжелый, то больше четырех.
— Тренировочное время одинаково делится на всех четырех вратарей сборной?
— Примерно да. Опытные вратари работают в связке с молодыми. Я — с Лешей Волковым, Сережа Звягин — с Сашей Еременко. Конечно, из-за того что тренируются четыре вратаря, немного снижается эффективность занятия, но иного пути нет. Мы уже привыкли.
Сергей ЗВЯГИН
По пути в кабинет физиотерапии базы сборной в Новогорске на вопрос корреспондента «СС», как сильно его допекают журналисты, Сергей Звягин лишь махнул рукой: «Да какое там! Кто про наш Нижнекамск вспоминает?».
Беседа состоялась во время процедур. На правую руку вратаря накладывали какие-то примочки, затем сокращали током мышцы. Что естественно, разговор начался с вопроса о здоровье.
– Старые болячки. Еще перед плей-офф стали беспокоить. Ничего страшного, не мешает.
Воспитанник ЦСКА, не успев толком засветиться в российском чемпионате, Звягин уехал на долгие 10 лет за океан. Звезд с неба не хватал, поигрывал себе в низших лигах, не мечтая ни о чемпионате России, ни тем более о сборной.
– Наверное, про такого вратаря, как Звягин, никто даже не знал, – усмехается Сергей. – А для меня с самого детства сборная не была пустым звуком. В хоккейной школе все ребята бредили победами СССР, а играли мы в «наши против канадцев». Когда уехал в Америку, все мечты о сборной улетучились.
В США Сергея в 2002 году разыскали селекционеры «Нефтехимика». Он появился в команде чуть позже главного тренера нижнекамцев Владимира Крикунова и стал на следующие два с половиной сезона опорой и надеждой второй команды Татарстана. Сейчас 34-летний вратарь имеет все шансы, чтобы стать самым опытным дебютантом сборной.
– Насколько неожиданным стало для вас приглашение в национальную команду?
– Словами не передать! У нас уже были билеты на 31 марта в США. Жена (американка. – Прим. ред.) приглашению очень обрадовалась, понимая, что это для меня огромная честь. Можно сказать, мечта всей жизни. Так что лететь домой ей пришлось только с сыном, но без мужа.
– Какими были первые впечатления от сборной?
– (Улыбается.) Поначалу было всего девять хоккеистов, включая двух вратарей. С нами работали два тренера, а пост главного оставался вакантным.
– Волновались сильно?
– Да. Все-таки новый коллектив. Большинство ребят я знал на уровне: «привет – пока». Потребовалось время, чтобы освоиться.
– Наверное, добавляло волнения присутствие рядом таких мировых звезд, как Алексей Яшин, Алексей Ковалев?
– Я бы так не сказал. Все-таки в ходе чемпионата переступил через эту пропасть. Ведь не важно, какие мегазвезды тебе бросают, главное – что-нибудь поставить на пути шайбы. Правильно?
– Если вам доверят пост №1 сборной…
– Готовлю себя и физически, и психологически так, будто уже известно, что играть буду я. Но сначала надо заслужить место в составе.
– С Крикуновым до Нижнекамска были знакомы?
– Нет.
– Читали, как он вас хвалил и по ходу чемпионата, и после каждой игры «Динамо» – «Нефтехимик» в плей-офф?
– Газеты в ходе турнира даже не просматривал. Отвлекают сильно. А за хорошие слова Владимиру Васильевичу спасибо большое.
– Слышал, что защитник «Авангарда» Сергей Гусев вам из США привез вратарскую форму…
– Перед сезоном у меня было два блина и две ловушки. Но они износились совсем. Кстати, новую амуницию передала Сергею моя жена.





