Громилы были наняты скинхедами. Зачинщиков побоища в Твери подогревали деньгами экстремистские группировки

Вчера мы опубликовали первую часть расследования: свидетельства задержанных милицией участников погрома в Твери
news

РАССЛЕДОВАНИЕ «СС»

Вчера мы опубликовали первую часть расследования: свидетельства задержанных милицией участников погрома в Твери. Напомним, он произошел 9 октября на хоккейном матче ХК МВД – ЦСКА. По адресам в милицейских протоколах корреспонденты «СС» разыскали «героев» побоища и попытались выяснить, кто стоит у них за спиной. Одни фанаты «ушли в отказ», другие представили беспрецедентную драку как цепь случайностей…

Но нашлись и те, кто согласился сказать правду. Всего лишь за 300 рублей.

ОТКРОВЕНИЯ НАЕМНИКА ИЗ ГОЛЬЯНОВА

Московский спальный район Гольяново. От метро «Щелковская» путь неблизкий. Сначала прохожу рынок, где родную речь можно услышать только от милиционера. Затем огромный, но заброшенный кинотеатр «Урал», словно символ прошедшей эпохи. Потом – направо и пешком почти до МКАД...

Вот и дом. Типичная блочная пятиэтажка. На двери домофон. Набираю номер – никто не отвечает. Сажусь на лавку у подъезда, жду. Минут через сорок со стороны магазина появляется подросток, идет к подъезду…

— Ты случайно не Данила Романов? (Имя и фамилия изменены. – Прим. ред.)

— Нет,резко на ходу кидает парень, не поднимая глаз.

— А не знаешь, живет здесь такой?

— Нет, не живет.

— А откуда знаешь, что он здесь не живет?

Он поднимает глаза (как окажется, в первый и последний раз):

— Ладно, я – Данила Романов. Че от меня надо? Кто ты такой?

— Я из газеты «Советский спорт», журналист, хочу с тобой поговорить.

— Я че, звезда, чтоб у меня интервью брать?

— Может, и не звезда, но в Твери же отличился на хоккее…

— Ах, вот оно что! – говорит он. — Да, было дело, но я тебе ничего не скажу!

— Чего так?

— А какой смысл? Я ментам-то ничего не сказал, а тебе и подавно.

– А если я тебя пивом угощу?

— За пиво я тебя разве что до автобусной остановки провожу. Вот за деньги — пожалуйста.

— Сколько?

— Пятьсот.

— У меня только триста.

Полминуты он думает, соглашаться или нет.

— Ладно, хрен с тобой, давай деньги, паспорт и удостоверение.

Показываю документы. Он достает из сумки тетрадь и начинает переписывать данные.

— Зачем тебе это?

– А затем, что если я в статье увижу свою фамилию и имя или если мне что-то не понравится, то приедут «хорошие товарищи», после чего ты писать вообще перестанешь.

С таким не поспоришь. Восемнадцатилетний «кабанчик» с лысой головой, красная кепка на нос, широкие джинсы, кеды «адидас» крутой модели, на плечах — зимняя болоньевая куртка, черная сумка наперевес. Учится, по его словам, в институте на… психолога. Говорит отрывисто и резко, сочно матерясь, но каждый ответ старательно и подолгу обдумывает.

Данила Романов был участником погрома в Твери на матче ХК МВД с ЦСКА. За свои заслуги получил сутки административного ареста и здоровенный фингал под левым глазом.

— Пойми, мне лично до всего этого хоккея с большой башни, – начинает он платное интервью. — Я болею за футбольный ЦСКА, а на хоккее был два раза в жизни: в прошлом году на дерби в Сокольниках да вот в Тверь съездил. Зачем? Клуб с ментовским названием для нас, что красная тряпка. А хоккей и футбол – это лишь повод. Для меня главное – подраться с чужими, навалять милиции, поорать и побить стекла в транспорте. Это кайф!

— Много таких, как ты?

— Хватает. У меня в школе был друг, он стал крутым скином. Так вот, в ту пятницу он мне позвонил и предложил съездить на хоккей в Тверь. Сказал, что платят 500 рублей, если устроим драку с милицией. Пойми, я не такой уж яростный фан, просто люблю круто провести время. Я согласился, в выходной-то делать нечего, а деньги пригодятся.

 — И часто так выходные проводишь?

 — Да нет, обычно с друганами дела ворочаем, но про это – извини… Со мной в Тверь поехали восемь человек, встретились у «Петровско-Разумовской» в 11.30. Тряслись в электричке часа три, по дороге «размялись» на троих азербайджанцах, побили стекла в вагоне, выпили. Там уже на платформе нас встречали еще человек десять местных, тверских, скинов. Потом на трамвае доехали до какого-то моста, после чего часок почудили по городу. Хоккей начинался в пять. Мы даже чуть не опоздали.

— Пересекались в городе с другими фанатами?

— Неоднократно. Кроме нас, поехали еще три фанатские группировки, видел и нацболов, и пару скиновских банд. Кто-то попал на трибуны до игры. А нас, человек двадцать-двадцать пять, не пустили, хотя друган сказал, что пустят бесплатно. Мы рванули к служебному, там кому-то из наших сразу же долбанули по башке. И наш главный сказал штурмовать.

— А он кто? Ты его знаешь?

— Это уже лишние вопросы. Мы с криками и с заранее приготовленными камнями минуты за две прорвались ко льду. Но тут подоспели омоновцы, помахались мы смачно. Я рванул к судьям, но мне сзади мент врезал по ногам, я упал. Мне скрутили руки, а второй мент начал меня бить. После этого меня и еще пятерых загрузили в «козла» и отправили в контору. Там попугали, мальца врезали и через день отпустили.

— Деньги тебе друган заплатил?

 — Без базара. Пятьсот рублей. В принципе нормально съездили, 800 рублей вместе с твоими заработал.

— Зачем это тебе надо?

— Такова жизнь, — вдруг философски отвечает он. – Надо всегда стремиться наверх. Пускай среди скинов я, так сказать, пока внизу, но меня никто не тронет. И я знаю, что за меня отомстят. У нас в каждом районе есть главный, над ним еще человека три поглавнее, а уж над ними!.. Может, когда-нибудь дорасту до крутого лидера.

— А фингал откуда?

— Что, нравится? Хочешь, и тебе такой сделаю? – ухмыляется он.

САМЫЕ ПАМЯТНЫЕ  БИТВЫ БОЛЕЛЬЩИКОВ

9 ИЮНЯ 2002 ГОДА. МОСКВА, МАНЕЖНАЯ ПЛОЩАДЬ

Прямая трансляция футбольного матча Россия – Япония на чемпионате мира привлекла на Манежную площадь множество агрессивных молодых людей. Они свободно могли пронести к месту просмотра все, что вздумается: от алкоголя до бутылок с зажигательной смесью и холодного оружия. Очевидно, что хулиганская акция была спланирована заранее: как по приказу, молодчики принялись устраивать повсеместные потасовки, переворачивать и поджигать автомобили, бить витрины окрестных учреждений и мародерствовать в магазинах. Силы милиции были вынуждены ретироваться восвояси. Беспорядки в центре столицы продолжались около двух часов.

30 АВГУСТА 1997 ГОДА. МОСКВА, ЩЕЛКОВСКОЕ ШОССЕ

За два часа до футбольного матча «Спартак» — «Зенит» произошла грандиозная потасовка между московскими и питерскими фанатами, в которой приняли участие около полутора тысяч человек (позднее побоище окрестили «Щелковской битвой»). Питерцы шли по шоссе организованным строем и «напоролись» на целые колонны спартачей. Согласно протоколу происшествия драка с применением железяк и бутылок шла ровно семь минут – за это время к месту столкновений поспели отряды ОМОНа. Серьезно пострадали несколько десятков человек.

20 СЕНТЯБРЯ 1998 ГОДА. МОСКВА, СОКОЛЬНИКИ

Перед классическим футбольным дерби ЦСКА – «Спартак» фанаты «размялись» в Сокольниках, где спартаковские хоккеисты играли с «Магниткой». Во втором периоде субботней игры несколько сотен фанатов хозяев спешно покинули Ледовый дворец. На площади перед ареной они устроили массовую разборку со специально подъехавшими «на стрелку» поклонниками красно-синих. Красно-белые, численно превосходившие неприятеля, обратили его в бегство. Несколько бойцов получили ранения. Для милиции же эти события стали откровением.

ПРИШЛИ SMS!

Уважаемые читатели! А что вы хотели бы сказать по теме нашего расследования?
 Шлите SMS на номер +7-916-377-03-47 – ваше мнение будет опубликовано в одном из ближайших номеров.

КТО ЕСТЬ КТО. РАБОТЯЩИЕ, БЕЛЫЕ, ПУШИСТЫЕ…

Представляем еще нескольких участников побоища, задержанных милицией 9 октября (адреса и фамилии есть в редакции).

АНДРЕЙ, СТУДЕНТ

Еще один участник тверских событий попросил засекретить даже название города. Обычного подмосковного городка.

Звоню в дверь, открывает обычный пацан: светлые брюки, рубашка, застегнутая до верхней пуговицы. Разговариваем в коридоре.

 – Нам билеты за полцены обещали, а на самом деле самые дешевые были за 200 рублей. Народ стал прорываться внутрь. А почему в конце первого периода завязалась драка, я не видел. И вообще я сидел на месте, ни при чем. Когда в итоге тех, кто дрался, вывели, понял, что ждать конца матча не буду, надо уходить.

– Где тебя задержали?

– Уже когда на вокзал шел. Посадили в УАЗик, отвезли в отделение. Отняли мобильник и домой звонить не дали.

Мимо проходит соседка, здоровается. Мы ненадолго замолкаем.

– Есть охота было, – продолжает Денис. – Но менты говорили только: «Пить хотите – вон в углу кран». Продержали нас, человек двадцать, за решеткой ровно сутки.

– А как же родители?

– Я им сказал, что на дне рождения был, в общем, отмазался.

– Чем вообще занимаешься?

– Сейчас учусь в колледже на «ВДНХ», раньше работал в спортбаре. Но ушел – платили маловато. Ты только не пиши мою фамилию, а то на учебе узнают.

– А кто сейчас вратарь в ЦСКА?

– Хрен его знает… Я больше за футболом слежу.

ДЕНИС, МЕНЕДЖЕР

Найти по адресу домашний телефон Дениса оказалось несложно. Встречу назначили по соседству с его домом, на школьном футбольном поле. Но Денис не пришел. Может, дождя испугался…

И трубку брать перестал. Пришлось разговаривать с мамой.

Галина в курсе случившегося. Уверена, что сын попал в милицию случайно: мол, рядом началась потасовка, и его загребли вместе с другими. По ее словам, Денис спортом вообще не увлекается. И на хоккей поехал впервые в жизни. Да и то лишь за компанию с бывшими одноклассниками. Чьи имена и фамилии, впрочем, назвать не смогла.

Кем работает сын, тоже точно не знает: «Вроде менеджером в какой-то фирме». Если и так, то работает Денис не по профилю: несколько лет назад он окончил Московский университет культуры и искусств.

КОНОВАЛ, СОТРУДНИК ПРОДУКТОВОЙ КОМПАНИИ

Коновал, как он попросил называть себя, окончил авиационный техникум, два года отслужил в погранвойсках на Севере. Живет в подмосковных Люберцах вместе с любимой женщиной. Ему 21 год, ей – 27 и десятилетний сынишка. Но нашего героя это не пугает. В январе намечается свадьба.

Выглядит старше своих лет. В возрасте, когда многие висят на родительской шее, работает в продуктовой фирме за 900 долларов в месяц. На громилу абсолютно не похож.

Проходим на кухню, Коновал начинает рассказ:

– Я поехал в Тверь еще накануне матча с двумя приятелями. Там у меня живет армейский друг. Переночевали, за три часа до игры купили билеты, а затем пошли в кино. Знаю, что перед матчем были потасовки, но лично мы прошли на трибуну спокойно. Сразу бросилось в глаза, что приезжим фанатам не предоставили отдельного сектора. Будь он, уверен, ничего бы не произошло.

А так мы сидели вместе с местными, и, само собой, без провокаций с их стороны не обошлось. Они нам кричали «москали», «уроды» и тому подобное. В один момент у одного из наших не выдержали нервы, и он полез в драку. Ну а за ним ввязались и остальные. Милиция же вместо того, чтобы погасить конфликт, начала избивать дубинками только нас. Побоище продолжалось минут десять.

После первого периода многие пошли на вокзал: зачем находиться в столь накаленной обстановке? Я был среди них. Когда почти дошли до вокзала, подъехала милиция с ОМОНом и «повязала» всех.

– Зачем дрался-то?

Я вообще не любитель этого дела. Но если вижу, как бьют знакомых, в стороне стоять не буду.

Вчера ЦСКА и ХК МВД встречались в Москве. Репортаж об этом матче – на стр. 18.

Новости. Хоккей