Тихие проводы Крикунова. Официальных проводов главного тренера сборной России, вероятно, не будет. Поэтому журналисты «Советского спорта» устроили свои...

ХОККЕЙ. ЧМ-2006
СМОТРИТЕ, КТО УШЕЛ
Вряд ли в его долгой карьере был сезон драматичнее. Кто мог представить, что клуб-олигарх, чемпион России, окажется на грани дефолта? И тем не менее «Динамо» выиграет Кубок европейских чемпионов и будет биться до последнего патрона в плей-офф чемпионата страны.
Кто мог представить, что игроки, повергшие в эпическом олимпийском поединке Канаду, после окончания Игр спустят всех собак на своего тренера?
Кто мог представить, что на ЧМ в Риге сборную придется комплектовать по остаточному принципу? Но она покажет игру, за которую болельщики, да и специалисты скажут ей: «Спасибо!».
Мы поехали в Юрмалу, чтобы сказать спасибо тренеру.
Крикунов не улетел вместе со сборной в Москву, остался в Риге посмотреть финальные матчи. И мы не могли не воспользоваться его предложением, сделанным еще неделю назад, до драматичного четвертьфинала с чехами, – прокатиться на стройплощадку таинственного загородного коттеджа. Увы, сложилось не по журналистскому сценарию – экскурсия не к триумфатору, а к проигравшему…
Он отменный водитель: пятилетний «Вольво» слушается беспрекословно. С ветерком проскакиваем центр Юрмалы, вот и Айбери – деревушка, в которой обосновался экс-наставник сборной России. Выходим из машины и потрясенно замираем – воздух пьянит до одури! Свежесть Балтийского моря в сочетании с запахом сосен…
Крикуновский домик в деревне не чета подмосковным особнякам «новых русских». Самое главное – нет глухого тюремного забора. И не будет – в Латвии это не принято. А мы все гадаем: откуда раздражающая многих открытость Крикунова…
Он столь же основательный зодчий, как и тренер. Выписал специальные кирпичи из Финляндии:
– Посмотрите, они с вертикальными отверстиями для вентиляции, – профессионально поясняет. – Стены будут дышать…
Эх, Владимир Васильич, не сыпьте соль на рану! Верим, будь ваша воля, игроков для сборной вы бы тоже выписали кирпичик к кирпичику. Чтобы и оборона стояла стеной, и команда «дышала» все 60 минут… А тут один «кирпичик» за грин-картой улетел. Другой дома остался – жена рожает. Третий обиделся, что мало игрового времени дают…
А страна требует от прораба победы «под ключ» и любой ценой.
– Без дома человеку нельзя, – улыбается Крикунов. – У моего деда в Москве тоже дом стоял. На Колхозной площади, недалеко от Лубянки…
Коттедж на берегу Рижского залива небольшой, но основательный: гараж, сауна, зимний сад, рабочий кабинет. Настоящая ставка главнокомандующего. Хотя еще вопрос, кто здесь главный: без Нелли, с которой Крикунов живет душа в душу много-много лет, ни одно решение не принимается.
В том числе и последнее, об отставке…
– Я и тренером стал по ее инициативе, – признается Крикунов. – Нинель (полное имя. – Прим. ред.), когда я еще доигрывал, посоветовала: «Бери тетрадочку и все записывай!» У меня и в мыслях-то ничего подобного не было…
Мы сто лет не видели его таким: оживленным, улыбчивым. Все минувшие дни в Риге на телеэкране неизменно возникал совершенно другой крупный план: хмурый взгляд, скорбно сжатые губы. Тренер выскреб эмоции до донышка. И это при том, что все его знакомые знают: Васильич при любых обстоятельствах – первый балагур, за словом в карман никогда не полезет. А припечатает порой так, что у любой хоккейной звезды уши в трубочку свернутся. Но сколько ж можно воевать на двух фронтах, умудряясь попутно выбивать призовые для обнищавших динамовцев и зарплату для сборной? Он, как никто, заслужил и этот отпуск, и этот тихий вечер на Рижском взморье…
Хитро щурясь, Васильич расписывает в ярких красках свою голливудскую лав-стори:
– Мы с Нинель раньше соседями были. Потом разъехались… Маленькую я ее не помню совершенно. Потом уже девушкой на танцах увидел – и все, любовь с первого взгляда. В этом, кстати, приятель мой виноват – он все к ней клеился. Помню, бежали мы за ними к автобусу. Девчонки заскочить в него успели, а у меня прямо перед носом передняя дверь захлопнулась… Но меня уже было не остановить! В заднюю дверь влетел, через весь салон прорвался, и больше ее от себя не отпускал. Скоро уж сорок лет…
Потом мы вместе с ними идем через сосновый лес к пляжу: до него от домика метров 150, не больше. Здесь хорошо молчится. И думается. Мы не тревожим Крикуновых вопросами, потому что понимаем: счастливее этой пары сейчас нет на свете. И мы, если честно, тоже страшно рады, что наконец-то оттаяло сердце тренера…
«Иди, иди, хороший дом, красивая жена… Что еще нужно человеку, чтобы встретить старость?» – помните, басмач Абдулла подначивал таможенника Верещагина? А тот рванул-таки в бой, потому что характер не переделаешь. Мы прощаемся с женой Владимира Крикунова, с его домом. И с ним самим.
И не верим, что это надолго.





