«Салават» – клуб бездомных миллионеров? Наш корреспондент отправился в столицу Башкортостана, чтобы разобраться в финансовом феномене уфимской команды

Минувшим летом на российском хоккейном рынке случился настоящий бум. Уфимский клуб, никогда не посягавший на звание богача, начал пачками скупать игроков на аукционах суперлиги
news

ХОККЕЙ. СУПЕРЛИГА
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ

 Минувшим летом на российском хоккейном рынке случился настоящий бум. Уфимский клуб, никогда не посягавший на звание богача, начал пачками скупать игроков на аукционах суперлиги. В «Салават» целыми связками шли чемпионы страны, экс-чемпионы, члены сборной России, звезды и звездочки из НХЛ… Чуть позже руководство республики официально заявило, что в юбилейный год – 450-летия вхождения Башкирии в состав России – команда должна непременно сыграть в финале. Так что же происходит сейчас с хоккеем вКБашкортостане? Неужели правы те, кто утверждает, что юлаевцы в одночасье стали олигархами? Чтобы ответить на эти вопросы, корреспондент «Советского спорта» отправился в Уфу.

Образ уфимского олигарха выходил далеко не однозначным, а порой и явно гротескным. Чтобы избежать необъективности, корреспондент «Советского спорта» предложил проанализировать самые яркие нюансы уфимского феномена мудрейшему российскому тренеру и уважаемому в Уфе человеку – наставнику «Салавата Юлаева» Сергею Михалеву.

Кстати, у нового поколения болельщиков имя Михалева ассоциируется в основном с «Ладой» и «Северсталью». А между тем он уфимец с почти 40-летним стажем. Местную команду тренировал еще в 80-х, да так с тех пор и не выписывался из квартиры в столице Башкирии

– Словно чувствовал, что еще сюда заеду, – пошутил по этому поводу Михалев, с возвращением которого в Уфу местное руководство уж точно не прогадало.

ЭПИЗОД ПЕРВЫЙ

ТАК СКОЛЬКО БЫЛО «ЛИШНИХ» МИЛЛИОНОВ?

Любой прохожий на улицах Уфы вам сегодня авторитетно заявит: «Салават» нынче ого-го, раз республика выложила на игроков 20 миллионов долларов сверх плана. И вообще у нас дата, которая бывает раз в 50 лет. А праздник – дело святое!» Но велика ли в этих цифрах доля правды? Насколько юлаевцы впереди суперлиги всей?

– Вот я лично миллионером точно не стал, – усмехается Михалев. – Люди правы, когда говорят, что наш бюджет увеличился. Но они сильно ошибаются в цифрах. Руководство республики действительно решилось поставить перед клубом высокие задачи. И соответственно взяло на себя материальное обеспечение. И дело не только в круглой дате. Сейчас в Башкирии резко повысился интерес к хоккею. Стали строиться новые катки… Работать стало интереснее. Ведь многие тренеры мечтают о таких условиях, о возможности реализовать себя… Я и в прошлом сезоне о золоте подумывал, хотя руководство клуба и нашим третьим местом в «регулярке» было вполне довольно. Ну а теперь наши мечты совпадают.

Но именитых новичков в команде этим летом действительно появилось много. Особенно долго вы торговались с энхаэловцем Олегом Твердовским, но и его все же убедили подписать пятилетний контракт…

На самом деле это Олег и его агент пытались торговаться. А мы как выдвинули свое первоначальное предложение, так на нем и стояли. В конце концов они его приняли. Так было и с другими игроками. Вы посмотрите внимательно наш состав – суперзвезд в нем нет. Скажу больше: ребята, оставшиеся в команде, еще даже не вышли на прошлогодний уровень. Особенно это чехов касается.

ЭПИЗОД ВТОРОЙ

СТАРАЯ АРЕНА ИЗНОСИЛАСЬ...

Вы можете представить, чтобы миллионер жил в коммуналке, на работу ездил на «Запорожце» и ходил в рваных носках? Ну разве что Корейко из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова… Но он был миллионером тайным и подпольным. И никогда, в отличие от «Салавата Юлаева», не делал дорогих покупок.

Войдя в старенький уфимский дворец, я сразу понял: миллионеры так жить не должны. Ну где здесь красиво представлять приглашенных звезд? Низенькие трибуны в десять рядов с погнутыми железными лесенками, собирающаяся под потолком влага, скамейки для игроков, обитые давно потерявшими цвет ковровыми дорожками, тесные коридоры… Нет, играть здесь, конечно, можно. Хотя стоп, уже нельзя. Вместимость арены – 4000 мест. А по регламенту ФХР дворцы суперлиги должны вмещать не менее 5500 зрителей.

– Сорок лет уже старичку, – вздыхает Михалев. – Я с этим дворцом познакомился еще в 1970 году. С тех пор он не перестраивался. Здесь все привычно, но пришла пора менять прописку – не только игрокам, но и в первую очередь зрителям нужна новая арена.

ЭПИЗОД ТРЕТИЙ

…А НОВОЙ ГРОЗИТ ДОЛГОСТРОЙ

Казалось бы, выход найден – в Уфе построен новый восьмитысячник. Десятого октября на нем начнется чемпионат мира по борьбе на поясах. А на 15 октября запланирован матч «Салавата» с действующим чемпионом – «Магниткой». Однако в команде говорят о новоселье не радостно, а скорее задумчиво, с большой долей сомнения.

– Переезд во время сезона – всегда не лучший вариант, – считает Михалев. – Особенно если в этом сезоне стоят высокие задачи. Ведь не зря арену называют домашней. Это значит, что игроки должны чувствовать себя на ней как дома. А чтоб привыкнуть не только к раздевалкам, но и к коробке, к бортам, ко льду, нужно время. Кроме того… Судя по всему, во время нашего пребывания там будут продолжаться работы…

Что, опять не успели?!

Такова уж наша российская действительность. Мы еще на стадии строительства предлагали подъехать и показать, что нам будет нужно в раздевалках и подсобных помещениях. Но нас туда не пустили. Сказали – пусть достроят, потом переделаем. Допускаю, что поначалу играть придется на новой арене, а тренироваться на старой. А кому ж приятно жить на два дома? К тому же есть вероятность, что в новом Дворце будут проходить и другие спортивные и концертные мероприятия, из-за которых нам и на домашних матчах придется потесниться.

Судя по уфимской части молодежной Суперсерии Россия – Канада, к проведению которой «Уфа-Арена» оказалась не готова, некоторые специфические хоккейные вопросы в новом Дворце действительно не учтены. И дело не только в тумане над площадкой, который транслировался на весь мир из-за отсутствия вентиляции. Были и другие недочеты. Скажем, как стало известно корреспонденту «Советского спорта», в раздевалке канадцев отсутствовали розетки. Включить фены, чтобы просушить амуницию во время перерыва, было некуда. А когда туда прокинули времянку, она сразу перегорела. Ну а без сушилки не только североамериканцы, но и российские игроки взвоют…

ЭПИЗОД ЧЕТВЕРТЫЙ

ВМЕСТО БАЗЫ – ГОСТИНИЦА

Еще одно поразительное открытие я сделал в Уфе, когда выходил из такси возле гостиницы «Азимут», в которой остановился. На ступеньках отеля вели беседу голкипер «Салавата» Александр Еременко и защитник Игорь Щадилов. Время 21.00, до очередного матча меньше суток… Что они здесь делают?! Оказалось, сидят на сборе. Не несколько часов перед матчем, не сутки – во время двух спаренных домашних поединков юлаевцы на пять дней заселяются в отель в центре Уфы, где настраиваются на матч… в окружении незнакомых людей. Да почему не на базе-то?

– Нет у нас базы, – грустно говорит Михалев. – Вот и приходится ближайшую ко Дворцу гостиницу арендовать. Сами понимаете, качество отдыха здесь оставляет желать лучшего. Полностью провести с игроками восстановительную программу мы не можем. Вот тут как раз бы и стоило взять пример с Казани. Перешедшие оттуда игроки добрым словом ее часто поминают. Даже у «Нефтехимика» база очень приличная. Будь такая у нас – я был бы доволен. Кажется, что мелочь, но из таких факторов и складывается итоговый результат. Ведь при таком напряженном календаре каждый час отдыха на счету. Можно было бы вынести базу далеко за город. Построить ее там. Но я считаю, что поездка до Дворца не должна занимать более десяти минут. За полчаса в автобусе ноги у игроков уже начинают затекать…

К тому же надо брать в расчет, что сейчас мы пригласили к себе ребят из разных городов. И во многих из них о таких проблемах уже забыли. В итоге падает настроение в команде. Ведь к хорошему привыкаешь быстро, а отвыкать от него куда тяжелее.

А отпускать игроков по домам не рискуете?

Клуб снимает для наших новичков квартиры. Но они опять же не собраны, как в Казани, в одном месте, а разбросаны по всему городу. Это тоже не слишком удобно. А если хочешь, чтоб хоккеист хорошо играл, надо максимально избавить его от бытовых проблем.

ЭПИЗОД ПЯТЫЙ

ЛИБО СВОИ, ЛИБО МЕДАЛИ

Кстати, в прошлом Уфа уже слыла хоккейным российским феноменом. Своих лучших результатов «Салават Юлаев» добивался в 1995, 1996 и 1997 годах, завоевывая три сезона подряд бронзовые медали чемпионата страны. За уфимской дружиной тех лет тянулась особенная слава. Ее назвали командой с одной улицы. Или, точнее, командой с улицы Зорге. Дело в том, что именно там расположен старый уфимский Дворец, а при нем и ДЮСШ, чьи выпускники и сколотили в то время боеспособную команду. С тех пор руководство клуба долго носилось с идеей победы в чемпионате силами собственной спортшколы.

«Салават» сейчас часто сравнивают со звездным «Ак Барсом» образца 2005 года. Однако в казанской команде собственных кадров днем с огнем не сыщешь, а в уфимском составе и сейчас играет восемь своих воспитанников. Казалось бы, надо только радоваться такому показателю, но и здесь нашлись свои «особенности национального хоккея»: до последнего времени местным игрокам в команде отдавалось явное предпочтение. И до прихода Михалева мнение тренера при этом не всегда учитывалось.

– Была в клубе такая философия – делать костяк команды исключительно из своих, доморощенных, – признает Михалев. – Но я всегда стоял на том, что это философия бедных. Для команды, которая будет бороться за медали, подобрать игроков только из своих воспитанников просто невозможно. Или тогда уж в детскую школу вбухать огромные средства – пригласить туда лучших тренеров мира, создать условия, искать талантливых пацанов… Причем не только в Башкирии и не на одной улице. А потом еще подождать лет так десять-пятнадцать, пока они подрастут. Я понимаю, зрителям приятно видеть на льду своих земляков… Но либо они, либо медали. Вот сейчас играют за команду местные 18-летние ребята… Если они сведут свой микроматч вничью – это уже счастье! По уровню они слабее сидящих в запасе взрослых игроков. И когда руководство клуба упрекает меня в снижении числа местных воспитанников, я всегда отвечаю: «Покажите мне хоккеистов, которые не прошли в состав «Салавата», а сейчас играют в командах, стоящих в турнирной таблице выше нас?» Еще ни одного не нашли…

ЭПИЛОГ

Остается подвести итоги. Что говорит в пользу «Салавата»? Заслуженный тренер, более чем достаточное количество игроков высокого класса и, при всех оговорках, все же собственная крепкая школа. Это неплохая заявка на чемпионство, но отнюдь не гарантия. Ведь при этом по команде в этом сезоне может ударить ситуация с затянувшимся переездом на новую арену. А уж отсутствие базы будет постоянно подтачивать силы, которых, как и год назад в четвертьфинале с ЦСКА, может не хватить в решающем матче. И все это уже признаки не клуба-олигарха, а скорее гражданина «без определенного места жительства». Но олигарху бомжом быть как-то негоже. Давайте уж определяться…