Главный тренер сборной России Вячеслав Быков: Нас, партизан, не возьмешь!

На двух последних чемпионатах мира сборная России провела 18 матчей, проиграла один. Такими цифрами не всегда могла похвастать даже команда СССР! Вячеслав Быков будто вернул нас в советское время, когда любое место, кроме первого, считалось катастрофой.
news

ХОККЕЙ
ЧЕМПИОНАТ МИРА

На двух последних чемпионатах мира сборная России провела 18 матчей, проиграла один. Такими цифрами не всегда могла похвастать даже команда СССР! Вячеслав Быков будто вернул нас в советское время, когда любое место, кроме первого, считалось катастрофой. Так держать, Вячеслав Аркадьевич!

Даже после изнурительного финального матча главный тренер свежеиспеченных чемпионов мира не изменил традиции: по окончании официальной пресс-конференции Вячеслав Быков еще полчаса отвечал на вопросы российских репортеров.

ДВА ЗВОНКА ИЗ МОСКВЫ

— Сразу после игры с вами связался Президент России?

— Звонил Дмитрий Анатольевич, звонил Владимир Владимирович (Медведев и Путин. – Прим. ред.). Поздравляли с хорошей игрой. Сказали, что вся страна смотрела финал, все болели и гордятся командой. Благодарили за интересный, зрелищный хоккей. Просили передать поздравления ребятам.

— После финала игроки наговорили в ваш и Игоря Захаркина адрес массу комплиментов. А что можете сказать о команде вы?

— То же самое. Только добрые слова. Мы счастливы, что ребята сумели показать свои лучшие качества и добиться победы. Это было важно прежде всего для них самих. Команда у нас такая же молодая, как у канадцев. Но в отличие от них, за исключением Сергея Федорова, никто еще не выигрывал больших турниров. Парни впервые почувствовали вкус победы, внутреннюю атмосферу команды, которая берет золото. Пришло время этого поколения заявить о себе на мировой арене.

— Что обсуждали в раздевалке в первом перерыве при счете 1:3?

— Напомнил об установке на игру, а именно не давать соперникам набирать скорость. Потому что они очень уверенно чувствуют себя после красной линии. У канадцев мобильные, мощные, индивидуально сильные нападающие. Нужно было подкатывать к ним максимально близко, чтобы не позволять разгоняться. В каких-то моментах у нас получалось их сдержать, в каких-то – нет. Где-то дрогнули и судьи. Но мы все равно старались следовать нашему плану – тормозить канадскую атаку в зародыше.

ГЛАВНОЕ – НЕ ПОДДАТЬСЯ ЭМОЦИЯМ

— Из десяти минут нашего штрафа в первом периоде все удаления обоснованные?

— Я думаю, все по делу. Но точно такие же нарушения хозяевам судьи почему-то прощали.

— Когда удалили на четыре минуты Прошкина и команда осталась втроем, паники не возникло?

— Нет, конечно! Тут важно не поддаться эмоциям. Мы с Игорем Владимировичем должны контролировать ситуацию. Не сваливаться на ненужную нервотрепку. Втроем защищаться крайне сложно. Здесь нужны спортивный героизм и правильная расстановка. Было сложно, потому что Федоров, специалист по меньшинству, сидел на скамье штрафников. Но мы в этой ситуации пропустили лишь одну шайбу – великолепно защищал ворота Набоков.

— К концу третьего периода канадцы встали. Наша сборная их укатала?

— Мы уже во втором периоде постарались добавить скорости, перейти на более высокий ритм. Пятерку Федорова стали выпускать чаще, чтобы интенсифицировать игру. Мы увидели, что канадцы не готовы поддерживать убыстренный темп, и в этом наше преимущество. В третьем периоде уже полностью перешли на игру в три звена.

— Какой был план на овертайм?

— Наши ребята быстрее, хитрее. У канадцев игроки габаритные, тяжелые. За счет скоростного маневра и подключения одного защитника нужно было создавать численное преимущество и, конечно, идти на ворота, завершать каждую атаку броском.

— Вы долго ждали от Ковальчука голов. И он забил в самый нужный момент!

— Я счастлив за него. Илье было непросто пройти через всю эту критику, когда со всех сторон клюют, смотрят искоса… Но команда его поддержала, и Ковальчук в финале выстрелил!

— Стоило ли заменой Зарипова на Ковальчука разбивать казанское звено, которое отменно выглядело в полуфинале?

— Не хочу умалять достоинства Зарипова, но Ковальчук добавил этой тройке прежде всего мощи. Данис – нападающий резкий, хитрый. И он усиливал пятерку Терещенко, а в финале хорошо смотрелся в трио Горовикова. Зарипов вносил в действия этих сочетаний непредсказуемость. Когда же в третьем периоде мы перешли на игру в три звена, Зарипов вернулся к Зиновьеву и Морозову. Мы сознательно шли на все эти перестановки — хотели сбалансировать пятерки. Это удалось. Тренер канадцев Хичкок сказал, что угроза исходила отнюдь не только от одного звена вашингтонцев. И здесь, и на чемпионате мира в Москве мы стремились к тому, чтобы тройки были разноплановыми, способными выполнять разные тактические задачи.

— В плей-офф вы, говоря о своей команде, часто использовали слово «терпение». Без него невозможен успех?

— Конечно! Без терпения, трудоемкой, порой нудной, но необходимой работы в обороне рассчитывать на что-то серьезное нереально. Ребята поняли наши установки, не чурались черновой работы и назад бежали быстрее, чем вперед. Финал – это кураж. Но он не должен захлестнуть. Нужно контролировать эмоции, не забывать о том, что на льду у тебя есть определенные обязанности. Физически мы были лучше подготовлены, чем канадцы, за что хочу сказать «спасибо» моему помощнику Игорю Захаркину. Он разработал программу подготовки к чемпионату мира, которой мы придерживались до конца турнира.

ПУСТОТА ПОСЛЕ ПОБЕДЫ

— Можете сравнить свои ощущения, когда взяли золото игроком в 1993 году и сейчас?

— Как вам сказать… Испытываю какое-то опустошение. Все эмоции остались на льду. Отвечаю вам больше на автомате, а в раздевалке без меня шампанское пьют. В сборной всегда была чисто русская традиция: поработал на славу и отдыхай на славу.

— После победы в полуфинале над финнами начальник ЦСКА Сергей Кущенко прислал вам эсэмэску: «До Эвереста осталось десять метров». Сейчас было что-то подобное?

— Да. «Добраться бы до леса». Я ответил: «С партизанами никто еще не справлялся».

— По мнению Ковальчука, на этом чемпионате были исправлены многие ошибки московского турнира. Поясните, какие именно.

— А что ж он сам не сказал? Вот молодец – пас отдал! Если серьезно, знаете, может быть, опыт, который накопился, был использован правильно. Без ошибок невозможно пройти такое соревнование. Они и в этот раз были, но мы старались их сразу исправлять или нивелировать.

— О чем думали, когда игроки вас качали?

Вообще-то я был против этого. Первый раз попытались меня на руки подхватить, я отбился. Во второй – не сумел! Качать меня одного – это неправильно. Каждый, кто был в команде, внес свою лепту в успех. По идее нужно качать каждого или никого. Нельзя выпячивать одного.

— Ковальчук после победного финала плакал…

— И это хорошо! Это говорит о том, что какие бы огромные деньги ребятам ни платили в НХЛ, они хотят побеждать для своей страны, для болельщиков, которые так здорово поддерживали нас в Квебек-Сити. Не надо прятать эмоции. Слезы иногда украшают мужчину.

Последнюю тренировку перед финалом наша команда провела днем в субботу. Сразу после нее тренер сборной Игорь Захаркин подробно рассказал о подготовке к главному матчу ЧМ-2008. Это интервью вы могли прочитать во вчерашнем номере. Однако концовку его, где Захаркин на вопрос о роли Федорова вдруг впервые признал и назвал ошибки тренерского штаба на ЧМ-2007, мне показалось публиковать тогда преждевременно. Считайте, что я перестраховался. Сглазить не хотел. Вот этот отрывок.

— Роль в сборной Федорова, на мой взгляд, гигантская. У Сергея нет негативного опыта чемпионатов мира, последний он отыграл еще в форме СССР, когда мы доминировали. Дух победителей Федоров принес в эту команду. А какие важные голы забивает!

— В этом его главный вклад – Сергей умеет забрасывать решающие шайбы! Он абсолютно уверен в себе. Знает, куда идем. Отлично понимает тренеров – у нас все-таки одна школа ЦСКА. Его роль трудно переоценить. Но вместе с тем хочу отметить — в Квебеке у нас подобралась в целом более зрелая команда. Год назад в Москве провели все матчи до полуфинала на одной волне. Стремились показать яростный, конструктивный, зрелищный хоккей. Думали, финнов так же легко пройдем, как остальных. Вот в решающий момент и не хватило концентрации.

Осмыслив, проанализировав эти ошибки, готовились к поездке в Канаду очень тщательно. В первую очередь, мы, тренеры, стали более опытными, знали, что ждать в Квебеке. Подправили принципы формирования. Если раньше считали, что сборной необходимы игроки звездные, умелые, то теперь превыше всего ставим характер, лидерские качества. Потому что в плей-офф нужно сражаться, проламывать насыщенную оборону ожесточенно сопротивляющегося соперника. Добиваемся результата вместе, играем друг за друга, чувствуем локоть партнера… Такую атмосферу удалось создать благодаря в том числе и Федорову. А еще — Алексею Морозову, Андрею и Даниле Марковым

Новости. Хоккей