Получили пару!

Лучший российский тренер года
news

Лучший российский тренер года

ВПЕРВЫЕ В НАШЕМ ОПРОСЕ ПОБЕДИЛИ СРАЗУ ДВА ТРЕНЕРА
Вячеслав БЫКОВ&Игорь ЗАХАРКИН, сборная России по хоккею с шайбой,
37 голосов (62,7%)

Победитель 2007 года – Шамиль ТАРПИЩЕВ (сборная России по теннису)

27,3%

Победитель 2006 года – Валерий ГАЗЗАЕВ (футбол, ЦСКА)

14,5%

Победитель 2005 года – Валерий ГАЗЗАЕВ (футбол, ЦСКА)

52,1%

Победитель 2004 года – Юрий СЕМИН (футбол, «Локомотив»)

44%

Валерий ГАЗЗАЕВ, футбол, ЦСКА

5

Курбан БЕРДЫЕВ, футбол, «Рубин»

4

Шамиль ТАРПИЩЕВ, сборная России по теннису

3

Ирина ВИНЕР, сборная России по художественной гимнастике

2

Леонид СЛУЦКИЙ, футбол, «Крылья Советов»

1

Евгений ТРЕФИЛОВ, женская сборная России по гандболу

Владимир ЯНКО, сборная России по хоккею с мячом

 

Евгений ЗАГОРУЛЬКО, легкая атлетика

 

Юрий СЕМИН, футбол, «Динамо» Киев

 

Признаемся честно: кто-то из журналистов голосовал за тренеров чемпионов мира Быкова и Захаркина по отдельности, кто-то вписывал в анкетную строчку тандем целиком. Мы же при подсчете голосов решили не разделять наш хоккейный дуэт. Прежде всего потому, что они сами постоянно подчеркивают монолитность своей пары. Об этой золотой связке и тонкостях тандемного подряда вообще размышляет наш обозреватель Юрий ЦЫБАНЕВ.

МЕЛЬНИК И ПЕКАРЬ

Если поискать сравнение среди исконных человеческих занятий, то Игорь Захаркин работает в сборной мельником. А Вячеслав Быков печет хлеб.

По формальной версии разделения обязанностей, на Захаркине — пресловутая «функционалка», он отвечает за живость-неутомимость команды, за двигательный импульс и атлетические проявления. На Быкове — компоновка звеньев, тактика, управление игрой.

Типичная должностная комбинация — начальник и его правая рука, стратег и практик, приказчик и «пахарь»?

Два года назад Быков по старому знакомству попросил меня ставить в текстах рядом с его фамилией фамилию Захаркина. Просьбу я уважил — признаюсь, исключительно по той причине, что нашел ее необычной. Лет 25 назад доводилось общаться с Виктором Тихоновым, главным тренером сборной Союза, чаще, чем сейчас с Быковым,— но он не настаивал на равнозначном партнерстве с Владимиром Юрзиновым, а потом с Игорем Дмитриевым. В 90-е годы много о чем толковали с Геннадием Цыгуровым, «главным» тольяттинской «Лады», первого провинциального чемпиона России, но и он не слишком переживал за недостаточное публичное внимание к Сергею Михалеву, соратнику, надежному плечу и амортизатору цыгуровской крутости.

Что ж, сказано – сделано. Союз «и», соединявший равноважные труды тренеров сборной и ЦСКА, превратился у меня для пущей динамики в тире. И однажды корректура торопливым, но вполне естественным вмешательством свела тире к дефису. И вышла в газете примерно такая фраза: «Быков-Захаркин (ну да, некто с двойной фамилией, подобный Миклухо-Маклаю) сделал рискованный выбор». Как говорится, за что боролись…

СООБЩАЮЩИЕСЯ СОСУДЫ

Они называют свой творческий метод системой сообщающихся сосудов. Коли так, то не удержусь — притяну еще и сравнение, так сказать, из практики сосудов. Разговаривая с Быковым, испытываешь удивительное чувство: будто Вячеслав Аркадьевич постепенно запускает твой вопрос в глубину сознания — ну точно штопор в пробку ввинчивается. И быковский встречный импульс идет к тебе сначала туго, неподатливо. И только в процессе ответа Быков достигает предельной точности и ясности мысли и формулировки. И тогда — хлоп! — его позиция открывается во всей полноте, во всех подробностях — или в четко дозированной недоговоренности.

А Захаркин схватывает смысл твоего интереса с лета. Легкий понимающий кивок на пятом-шестом слове — что крышка с бутылки резким движением сдернута — и непринужденный исчерпывающий ответ.

«Я набрасываю идеи, они у меня прямо роятся, — рассказывал как-то Игорь. — А Слава выбирает из них оптимальные». Вот вам еще пояснение к тому, как функционирует эта система сообщающихся сосудов. За четыре сезона в ЦСКА и два со сборной схема отлажена, наверное, до автоматизма. Вдумчивая воля Быкова, опирающаяся на животворные подходы Захаркина, и есть формула неутомимости и непоколебимости, столь выгодно отличающих сборную России.

Но наш брат журналист, кто ж не знает, въедлив до вредности. И все гладко-идеально для него не бывает. Нашему брату охота разобрать — прямо как малышу машинку — налаженный механизм на детали, посмотреть, что у него внутри. И вот уже пошли в прессе сигналы — мол, Быков загордился и над всеми возвысился. (Один знакомый мне пояснил: «Сразу нескольким людям захотелось поставить Вячеслава Аркадьевича на место». А я в ответ пошутил: «Главный тренер сборной по хоккею у нас, по исторической традиции, не стоит на месте».) И на высоких приемах мы видим «главного» без Захаркина. А тот в свою очередь выдает в прессе вполне самодостаточные и даже самоуверенные размышления на стратегические и тактические темы, вроде бы относящиеся к епархии Быкова.

К слову, в одном из таких содержательных захаркинских рассуждений меня поразил подход к формированию сборной на чемпионат мира 2008-го, кардинально измененный по сравнению с чемпионатом 2007-го в Москве. Суть вот в чем. К Москве готовили игру каллиграфическую — звенья сбалансированы, гаечки подкручены, узелки стянуты. А к Квебеку не довели команду до абсолюта — причем с умыслом, с расчетом! Оставили простор для дерзости и личного вмешательства в ход матча нескольким игрокам бурным, своенравным, импульсивным.

Сильно. Глубоко. А главное, сработало на все сто! И просто-таки обуревает любопытство: ну кто же, Быков или Захаркин, столь рисково придумал переделать классическую конструкцию игры в модерновую? Есть, однако, подозреньице, что один ум такую революционную новацию на опыте единственного чемпионата мира не осилил бы…

ДВОЕ КАК ОДИН

Так вот, возвращаясь к изощренному детскому любопытству: а как бы Быкову и Захаркину удалось работать по отдельности?

До сих пор стоит перед глазами заголовок: «Двое как один» над пространной статьей более чем 30-летней давности о новаторских дуэтных методах работы тренеров Лобановского и Базилевича в футбольном киевском «Динамо». Насколько помню, Лобановский-то как раз старался не отделять себя от напарника, охотно повторяя: «Мы с Олегом Петровичем». Но разошлись потом их дорожки. И Лобановский все три отмеренных ему тренерских десятилетия сохранял репутацию первоклассного, мощного специалиста. А Базилевич в одиночном плавании в общем-то так себя и не нашел, что для тогдашней футбольной общественности стало в известной мере неожиданностью.

Более интересный пример вышел из «развода» упомянутых мною Цыгурова и Михалева в «Ладе». У Цыгурова без привычного товарища, ловко умевшего сгладить острые углы, работа потом уже не так спорилась. А Михалев, десяток лет маскировавшийся за Цыгуровым, развернулся, дорвавшись до самостоятельности, по полной программе. И раздобыл Череповцу уникальное для этого города серебро. И закатила с ним свой первый чемпионский пир Уфа.

Глупо, впрочем, в случае с Быковым — Захаркиным так вопрос ставить: «А не желаете ли, господа, разъединиться?». Это уж как между ними, Быковым и Захаркиным, дальше сложится. Вдруг Игорь испытает неодолимую тягу к авторитарности? Вдруг Вячеслав заденет по неосторожности боевого друга невниманием к его боевым заслугам? Люди меняются…

Но вспомним сермяжное: что имеем — не храним, потерявши — плачем. Тому, кто не знает, расскажу: тандем Быкова — Захаркина появился во главе сборной только благодаря счастливому стечению обстоятельств. В 2006-м, после самоотвода Крикунова, Быкова в первом круге кандидатов даже и не было. А когда после отказа еще и Билялетдинова он превратился в кандидата реального, то его возможности вызвали массовые сомнения в хоккейных кругах. Да еще такой вот скороспелый-сомнительный Быков, представьте, уперся: «Или в связке с Захаркиным — или в сборную не пойду». А ведь тогда мало кто имел четкое представление о творческом вкладе Захаркина в работу тандема.

Стоит оглянуться и еще на год назад. ЦСКА тогда не пробился в плей-офф, и Быков с Захаркиным были уже по существу отвергнуты. И сохранились они в клубе сначала по той прозаической причине, что их возможные сменщики идти в ЦСКА отказались. А потом, как довелось слышать, наших будущих героев авторитетным словцом защитил Вячеслав Фетисов.

Известно, жизнь-судьба играет человеком. А когда двое идут вместе — играет с ними куда более сложную игру…