ХОККЕЙ
НХЛ

Ваш корреспондент в январе этого года работал на Матче звезд КХЛ, а через две недели побывал на звездном шоу в НХЛ. Есть с чем сравнивать. И есть что посоветовать руководству КХЛ. Данная заметка – мысли вслух, призыв к обмену опытом с Североамериканской лигой, желание сделать наш хоккей лучше.

УЕХАТЬ ИЗ МОСКВЫ

Нужно четко определиться: матчи «Всех звезд» в первую очередь проводятся для болельщиков. Это большая тусовка, яркий праздник, который надолго останется в памяти. КХЛ правильно сделала, что устроила шоу на Красной площади. Уникальное событие, о котором много говорили. Единственный минус – вживую эту игру смогли увидеть только 3000 человек. Поэтому в следующий раз я предлагаю сделать акцент на массовости.

За время звездного уик-энда монреальский стадион «Центр Белл» заполнялся три раза – на утренней раскатке игроков в субботу, на вечерних конкурсах мастерства, а также в воскресенье на самом матче «Всех звезд». Навскидку на празднике побывало около 60 тысяч человек! Представьте, какие это кассовые сборы. Отмечу, что на каждое из трех мероприятий продавались отдельные билеты. Позволяют средства – сиди в комфортной ложе на матче «Всех звезд». Нет – посмотри, как звезды тренируются.

Очевидно, что в Москве столько болельщиков собрать нереально. Город перекормлен зрелищами. Спорт номер один в столице – футбол. Поэтому надо ехать в Ярославль, Омск, Уфу... В те города России, где обожают хоккей.

Аншлаги – самая лучшая реклама КХЛ.

 СОЗДАТЬ ШОУ

В Монреале устраивали развлечение из всего. Даже из обычной утренней раскатки. Перед ее началом выступали музыкальные группы. Затем состоялся уморительный матч маскотов – так в НХЛ называют талисманы команд. Видели бы вы, как визжали монреальские дети, болея за своего Юппи – рыжебородого чудика, символа «Монреаля». Потом эти куклы бегали по трибунам, и с ними могли сфотографироваться малыши.

Во время раскатки звезды НХЛ давали интервью. Болельщики отгадывали несложные тесты и получали за это право спуститься прямо на лед и сфотографироваться со сборными Востока или Запада... Люди хорошо провели субботнее утро. Да и билеты на шоу стоили всего 5—10 долларов. Собралось на него, кстати, почти 20 тысяч зрителей.

Про конкурсы мастерства и матч «Всех звезд» даже говорить не буду – там гарантированные аншлаги. Обратите внимание, эти два мероприятия проводят не в один день, а в два. Может, и нам так попробовать?

РАЗВИВАТЬ МАРКЕТИНГ

...После красочного шоу болельщики охотно покупают футболки, шайбы, шапки, свитера. На каждом товаре – логотип лиги. Отличный способ рекламировать себя!

Матч «Всех звезд» – уникальное событие. А в конкретном городе, в том же Монреале, оно бывает раз в 20 лет. Для истинного болельщика не оставить себе на память какой-нибудь сувенир, который со временем станет раритетом, – почти преступление.

ИСКАТЬ СВЕЖИЕ ИДЕИ

Вообще нужно проявлять выдумку. Чем, например, мне запомнится Монреаль? Ледяными глыбами на улице города, в которые были замурованы свитера всех команд НХЛ. Огромным шатром развлечений «Джэмбори», где можно поиграть в хоккей, попробовать себя в роли вратаря или испытать силу собственного щелчка. Плакатами во всю стену дома, на которых красовались лики звезд...

ПРИВЛЕКАТЬ СПОНСОРОВ

Как с гордостью сообщила НХЛ, она установила рекорд, израсходовав на матч «Всех звезд» аж $10 млн. Лично я считаю эту сумму чрезмерной. Но сама лига на мероприятие не сильно потратилась. Она привлекла спонсоров, которые также делали себе рекламу на этом хоккейном празднике жизни. Компьютерные игры, пивные компании, автомобильные корпорации...

ДЕЛАТЬ «КРАСИВУЮ ОБЕРТКУ»

В НХЛ стараются сделать звездное шоу не только крайне выгодной коммерческой акцией (города Северной Америки выстраиваются в длинную очередь, чтобы получить право на проведение такого матча!). Ему еще придают лоск.

В субботу, например, проводят так называемый «Красный ковер». Энхаэловцы шагают по ковровой дорожке, раздают автографы. Ведущий в это время берет у них интервью. Подкалывает Овечкина, где он купил такое модное пальто... Болельщики фотографируют звезд как заведенные.

Респектабельное мероприятие. НХЛ пытается поднять себя на уровень Голливуда – там «Красный ковер» бывает во время церемонии «Оскара».

Опять же, самому ценному игроку матча «Всех звезд» вручается не абы что, а роскошный автомобиль от спонсора. Хоккеист чаще всего отдает машину на благотворительность. Овечкин, например, пообещал мне, что если получит такой приз, то продаст его, а деньги отправит в хоккейную школу «Динамо». Согласитесь, красивый ход, который работает не только на имидж звезды, но и всей лиги.

ПРИДУМАТЬ НОВЫЕ КОНКУРСЫ

Посмотрите, как НХЛ работает над конкурсами спортивного мастерства. Среди них есть классические, например забег на скорость по кругу; «стрельба» по тарелочкам, развешанным в углах ворот; проверка силы щелчка. Всегда интересно узнать, кто в лиге самый быстрый, самый меткий, самый сильный.

Однако же два года назад ввели конкурс на самый эффектный буллит. Странно, что НХЛ придумала это только сейчас – в НБА, например, с середины 70-х состязаются в том, кто лучше забьет мяч сверху. Конкурс шоуменов, который дважды выиграл Овечкин, – украшение матча «Всех звезд». Посмотрите на результаты опроса болельщиков «Что вам больше всего запомнилось в монреальском шоу?». Большинство ответило: клоунский буллит Овечкина.

Эти конкурсы входят в историю. Их героев помнят долго. Вот чем знаменит, к примеру, Эл Айэфрэйт? Тем, что только в Монреале его рекорд по силе щелчка побил Здено Хара. Айэфрэйт еще в 1993 году послал шайбу со скоростью 105,2 мили в час, теперь же его результат перекрыл Хара – 105,4 мили в час (169,6 км/ч).

Мастер-шоу – это тоже имидж лиги.

УЛУЧШИТЬ ТЕЛЕКАРТИНКУ

Монреальский матч «Всех звезд» вживую увидели 21 273 зрителя. По телевизору же его посмотрели десятки миллионов болельщиков в разных странах мира.

НХЛ показывала шоу в формате HD – высокого разрешения. Телекартинка была такой сочной, что глаз не оторвать. В эфир приходил Сидни Кросби, который не играл из-за травмы, но выступал в роли аналитика. В Монреаль прибыл самый главный хоккейный шоумен Америки Дон Черри, снова эпатирующий публику своими заявлениями.

Не знаю, как это удалось НХЛ, но матч «Всех звезд» показывали сразу по нескольким каналам, будто и нет между ними конкуренции...

ГОТОВИТЬСЯ ЗАРАНЕЕ

КХЛ проводит свой первый сезон. О размахе, как в НХЛ, мы пока только мечтаем. Но это не значит, что таких матчей «Всех звезд» у нас не будет никогда. Нужно организовывать звездные шоу заранее, к примеру, уже объявлено, что матч «Всех звезд» НХЛ в 2011 году примет Финикс (в 2010-м праздник не состоится из-за Олимпиады). У города есть аж два года на подготовку!

И нужно помнить самое главное – матчи «Всех звезд» проводятся для болельщиков. Это аксиома…

Связанные материалы: