«Ладу» хоронят за 300 миллионов. Из-за равнодушия местных властей самарская область лишится хоккея?

«Советский спорт» продолжает следить за финансовым коллапсом в «Ладе» – одном из самых именитых российских клубов. До Совета директоров КХЛ, на котором клуб могут исключить из лиги, остаются считанные дни. Но руководство Самарской области и «АвтоВАЗа» бе
news

ХОККЕЙ
ДО ЧЕМПИОНАТА КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ЛИГИ ОСТАЛОСЬ 19 ДНЕЙ

«Советский спорт» продолжает следить за финансовым коллапсом в «Ладе» – одном из самых именитых российских клубов. До Совета директоров КХЛ, на котором клуб могут исключить из лиги, остаются считанные дни. Но руководство Самарской области и «АвтоВАЗа» безмолвствует. Последняя надежда клуба – на высшую власть России...

Вчера гендиректор «Лады» Александр Чеботарев вернулся из Москвы, где встречался с представителем Администрации Президента. Перед тем как в очередной раз звонить руководству тольяттинского клуба, я мысленно попытался представить себе чемпионат России без «Лады». Мысль резанула. Понял, что не хочу этого делать. Ведь, если похоронить команду из Автограда, придется полностью переписывать историю российского хоккея.

Именно «Лада» стала в 1994 году первым немосковским чемпионом страны. И первой в постсоветской истории выиграла Кубок европейских чемпионов в 1996-м. Даже в январе 2006-го, когда клуб уже боролся не за место на пьедестале, а за выживание (являясь при этом вице-чемпионом России-2005), команда Петра Воробьева, в которой из-за финансовых неурядиц остались одни мальчишки, взяла да и выиграла Континентальный кубок. Опять-таки – первой среди российских клубов…

А что до тольяттинских пацанов, вот уже третий год сражающихся за честь родного клуба… Такими же мальчишками из «Лады» были когда-то олимпийские чемпионы Вячеслав Буцаев и Алексей Ковалев. Или такие асы, как Виктор Козлов и Андрей Разин. Из более молодого поколения – чемпион мира-2008 Дмитрий Воробьев, чемпионы мира-2009 Илья Брызгалов и Василий Кошечкин… А уж совсем юные автозаводцы в минувший четверг взяли да и грохнули в финале Кубка «Лады» действующего чемпиона России «Ак Барс»! Неужели двукратного чемпиона России, регулярно поставляющего кадры в национальную команду, позволят списать в утиль?!

Набираю номер Чеботарева, чтобы в тяжелой ситуации поздравить клуб с очередной победой…

ФАНАТЫ ПУСКАЮТ ШАПКУ ПО КРУГУ

– А вы знаете, ведь нынешний Кубок «Лады» едва не сорвался, – признается Чеботарев. – За два дня до его начала ребята пригласили меня в раздевалку и спросили в лоб: «Мы сейчас сыграем на турнире, и кто-то получит травму. А потом нас снимут с чемпионата. Получается, и здесь пособия не получим, и в другой клуб уже не устроимся?». Я игрокам честно сказал, что все так и есть. И они имеют полное право не выходить на лед. Попросил об одном – сказать мне об этом сразу, не дожидаясь начала турнира.

– Долго игроки совещались?

Полминуты, прямо при мне. А потом заявили: «Будем играть! Для болельщиков». Что я мог ответить? Только спасибо сказать за мужской поступок.

Интересно, болельщики об этом знают?

Мне рассказали, что дворец был забит под завязку. Люди пришли на трибуну с лозунгом: «Тольятти без «Лады», как Москва без Кремля». После финала никто не ходил уходить, зрители не отпускали игроков. Да и у меня уже с утра телефон разрывался. Люди звонят, спрашивают, как я съездил в Москву. А голоса у всех охрипшие – наорались на матче. Ведь в глубине души у каждого нашего поклонника сейчас страх: а вдруг это – последний матч команды?!

Не сомневаюсь, что многие фанаты готовы и материально команде помочь.

На гостевой нашего сайта это всерьез обсуждали. Но надо быть реалистом – денег на содержание команды болельщикам не собрать. У нас даже в Уфу съездить средств нет («Лада» должна выступить на Кубке президента Башкортостана, стартующем 24 августа. – Прим. ред.).

Не поедете?

Есть у нас некрупные спонсоры, которые могут найти 100–200 тысяч рублей в пожарном порядке. Надеюсь, и на этот раз выручат. Мы сделаем все, чтобы команда выполнила план предсезонной подготовки. Во-первых, это необходимо игрокам. А во-вторых… Верю, что средства для выступления «Лады» в чемпионате все же найдут.

С ПОБЕДОЙ НЕ ПОЗДРАВИЛИ

Сколько конкретно нужно денег, чтобы «Лада» осталась в КХЛ?

С учетом бонусных долгов за прошлый сезон – 300 миллионов рублей. Мы готовы урезать расходы по форме, ездить на многие гостевые матчи на автобусе, даже отпустить из команды несколько ведущих игроков…

Складывается впечатление, что «АвтоВАЗ» команду содержать не хочет. Или не может. Клубу нужны новые спонсоры.

– Необходимо полностью менять отношение к хоккею в регионе. Последние три года мы не играем, а… выживаем. Не развиваем инфраструктуру, не приглашаем игроков. Только дыры латаем – в ожидании кончины. Сейчас, чтобы сохранить команду, готовы принять помощь отовсюду. Но, сами видите, пришлось обращаться уже не к местным, а к федеральным властям. Надеюсь, ответ получим в понедельник. Или вопрос об исключении из лиги перенесут на более поздний срок.

А руководство «АвтоВАЗа» и Самарской области поздравило «Ладу» с победой в Кубке?

Нет. Не уверен, что они вообще знают о том, что мы его выиграли.

Видно, без вмешательства высшей власти не обойтись. Ведь спас же наш премьер-министр футбольную «Томь» волевым решением. А уж у «Лады» заслуг перед страной побольше…

Так нас это и подстегнуло обратиться за помощью к первым руководителям страны! Я не умаляю достоинств сибиряков. Но у «Лады» бренд покруче будет.

«НАС ХОТЯТ УНИЧТОЖИТЬ»

Главный тренер «Лады» Петр Воробьев уже попадал в подобные передряги. В Ярославле его «Торпедо» неожиданно лишилось генерального спонсора. Но руководство области нашло новых меценатов, и возрожденный клуб, превратившись в «Локомотив», стал одним из грандов нашей лиги.

За последние три года мы не раз вспоминали с Воробьевым эту историю. Да, игроки «Торпедо» тогда тоже пять месяцев просидели без зарплаты. Но ситуация была иной! Люди не чувствовали себя брошенными. С ними сразу встретились руководители города и области, собрали всех в раздевалке и сказали, что нужно просто потерпеть. После окончания сезона все выплатили до копейки.

А в Тольятти…

Мы не можем достучаться до областного руководства. А уж о том, чтобы губернатор зашел в раздевалку, и мечтать не приходится.

Вам самому туда заходить еще не страшно?

Если мы с Воробьевым начнем говорить в раздевалке о перспективах команды… в нас, по-моему, просто начнут плевать! Это в лучшем случае…

Что, по-вашему, должен сделать «АвтоВАЗ»?

Любой хоккейный клуб сейчас – это товар, у которого есть хозяин. Если ты решил его продать, веди переговоры с другими структурами. В спортивном мире переход клуба из рук в руки – не такая уж редкая практика.

Известный российский специалист Сергей Михалев заявил, что спасать «Ладу» надо было еще в апреле.

Правильно! Я готов перечислить вам даты наших официальных обращений к различным компаниям – 15 апреля, 30 апреля, 2 июня, 26 июня, 7 июля… Нам отказали везде! А почему? Потому что не те просили! Ведь на некоторые вопросы я просто не уполномочен отвечать. Я же не владелец клуба.

– Получается, автогиганту и Самарской области выгодно, чтобы «Лада» умерла? И как можно тише.

– Вы не первый мне это говорите. С таким мнением я согласен. Наших проблем стараются не замечать. Знаете, какое отношение? «Они что там, еще и выигрывают? Странно… Деньги им не платят, а они побеждают. Надо бы еще бюджет подрезать».

300 миллионов рублей, о которых говорилось выше, – большая сумма для региона и автозавода?

Да какое там! Настолько «большая», что ее даже упоминать стыдно. Команду просто хотят стряхнуть с баланса.

ОФИЦИАЛЬНО

ДАСТ ВАЗ ИЛИ НЕ ДАСТ?

Мы обратились с запросом в «АвтоВАЗ» относительно того, окажет ли компания финансовую поддержку «Ладе» уже в ближайшее время.

– Мы оставляем ваш вопрос без комментариев, – заявил «КП» Александр Шмыгов, начальник пресс-центра «АвтоВАЗа».

На практике это означает буквально следующее: едва ли автогигант отбрыкивался бы от комментариев для прессы, если б не собирался всерьез поддерживать команду. И при этом, если искомые миллионы на «Ладу» вазовцы все-таки выделят, то лучше такую трату до поры до времени не афишировать. Почему – понятно: у завода огромные проблемы!

Весной этого года правительство «отгрузило» в Тольятти 23 миллиарда рублей (!) финансовой помощи. Но все эти деньги наш флагман автоиндустрии уже давно проел. И вливания не помогли: даже после таких государственных вложений в Тольятти остановился конвейер. Убытки завода за первое полугодие достигли 14 миллиардов рублей. Где ж взять деньги на хоккей?

Новости. Хоккей