Лидер рок-группы ДДТ Юрий Шевчук: Склоняю голову перед паралимпийцами

Корреспондент «Советского спорта» взял интервью у композитора и поэта, основателя и лидера знаменитой группы ДДТ Юрия Шевчука, который болел за «Салават Юлаев» с трибуны «Уфа-Арены».
news

СОБЫТИЕ ДНЯ
ХОККЕЙ. КХЛ

Корреспондент «Советского спорта» взял интервью у композитора и поэта, основателя и лидера знаменитой группы ДДТ Юрия Шевчука, который болел за «Салават Юлаев» с трибуны «Уфа-Арены».

Юрий Шевчук прилетел из Санкт-Петербурга в Уфу на открытие персональной выставки своей мамы – Фании Гараевой-Шевчук, представившей экспозицию в художественной галерее «Мирас». Но нашел время и на хоккей.

Во вторник один из самых популярных рок-музыкантов страны познакомился с игроками и тренерами «Салавата Юлаева». А в пятницу, как и обещал, пришел на первый матч полуфинала Кубка Гагарина – против «Ак Барса».

Когда Шевчука показали крупным планом на видеокубе, стадион взорвался аплодисментами. Юрий всем помахал рукой и поднял вверх большой палец: «Мы победим!». В перерыве ваш корреспондент зашел в VIP-ложу, где Шевчук смотрел игру вместе с руководителями уфимского клуба и лиги. Вице-президент КХЛ Владимир Шалаев, смущаясь, как подросток, попросил сфотографировать его вместе с Шевчуком – тоже, наверное, заслушивается песнями ДДТ.

Несмотря на большой ажиотаж вокруг его персоны, Юрий нашел 10 минут на интервью «Советскому спорту».

«ГЛАДИАТОРЫ XXI ВЕКА»

– Можно сравнить атмосферу хоккейного матча с рок-концертом?

– Много общего. Хотя есть и разница, конечно. Надо думать, в чем именно… Но энергия такая же мощная.

– Вы давно болеете за «Салават Юлаев»?

– С детства. Тут вообще находился стадион «Труд». Я жил неподалеку, на улице Достоевского. И на этот старый открытый стадион бегал всю свою школьную юность.

Здесь зимой заливали каток. Мы немного катались. А больше дрались возле катка. Шобла на шоблу, – смеется Шевчук.

Главным зрелищем были мотогонки на льду. Кадыров, Самородов – кумиры нашего двора. Жизнь была интересная… Сейчас здесь построили замечательную «Уфу-Арену», где, может быть, ДДТ тоже даст концерт. Дай бог, выступим тут с новой программой.

Место родное. «Салават Юлаев» – тоже родной клуб. Вот стоит Саша Семак – мой старый друг, который и за «Салават» успел поиграть, и в мире его многие знают…

– А сейчас кто вам больше всего нравится в уфимском клубе?

– Например, Александр Радулов – интересный парень. Перспективный.

– И заводной. Его мало где любят, кроме Уфы. Потому что Радулов умеет залезать соперникам «под кожу».

– Трудно не согласиться... Вообще ребята – молодцы. Я с ними на днях встретился – и с тренерами, и с хоккеистами. С этими гладиаторами XXI века. Они подарили мне свитер «Салавата», я им – свой альбом.

«НАШИМ СПОРТСМЕНАМ НУЖНО БОЛЬШЕ ПОБЕЖДАТЬ»

– Недавно я брал интервью у Быкова и Захаркина. Снова начали говорить об Олимпиаде. Цитата Вячеслава Быкова: «Это боль, которая будет всегда»… Вы смотрели четвертьфинал с канадцами (3:7)?

– Да. Досидел до 0:3, расстроился и лег спать… Знаете, у меня была примечательная история в 2002 году, когда наши футболисты играли на чемпионате мира в Японии и Корее. Тогда главным тренером работал Олег Романцев.

– Плохо наши играли. Еще, помню, погром на Манежке случился.

– Во время той игры я находился в Чечне среди бойцов – в Ведено. А ребятам предстояло идти в горы, на боевую задачу. Я никогда не видел, чтобы люди так болели. По-настоящему. Как воины сгрудились у этого маленького телевизора. И как они мрачно разошлись после поражения, начав собираться на передовую…

Я это к тому, что нашим спортсменам нужно больше побеждать. Может, некоторые игроки не понимают, как многое зависит от их работы. Как поднимается дух у совершенно разных людей, живущих в России.

– В советское время даже говорили, что после побед футболистов и хоккеистов на заводах резко росла производительность.

– Безусловно. Я же помню, как в детстве смотрел те знаменитые игры СССР – Канада. Мы с батькой тоже не спали, просиживая у телевизора. Это же было чудо.

– Быков и Захаркин выиграли два чемпионата мира. Гуляла Тверская, многие улицы нашей большой страны. Олимпиада – да, провалена. И теперь тренеров поливают грязью. Как к этому относиться?

– Много негатива в их сторону? Ну, это неправильно. И бесчеловечно. Они же работают. А игра – это действительно игра. Не все ведь зависит от тренеров, правильно? Я видел, что Быков с Захаркиным полностью отдавались своему делу. Это замечательные люди. Но на Олимпиаде не получилось. И у нас бывают неважные концерты…

– Но вас никто не освистывает.

– Настоящий профессионал прежде всего сам себя убивает изнутри. После проигрыша, как и я после неважнецкого выступления, ты спать не можешь, есть не можешь, говорить не можешь. Это просто трагедия. И у ребят тоже.

Другое дело, когда спортивные функционеры, бюрократия, чиновники меньше думают о работе и больше – о личном пафосе. Сами понимаете, как это отвратительно.

А вообще все начинается с детей. Я считаю, хоккейные коробки должны быть в каждом дворе. И футбольные площадки тоже. А сейчас там – стоянки для машин. Идет укрупнение, уплотнение, строят бизнес-центры… Поэтому у нас спорт в загоне.

«ДУМАТЬ О СТРАНЕ, А НЕ О КВАРТИРЕ В МАЙАМИ»

– Я работал на Олимпиаде в Ванкувере. Видел изнутри, что говорили чиновники, что показывали спортсмены, кто выступал в «Русском доме»…

– Я туда не ездил. Я вообще не был на Олимпиадах... Может, спортсмены были не очень подготовленными. Но бились насмерть. Сужу по тому, что видел по телевизору – наши лыжники и лыжницы, например. Они ведь просто подыхали на этой Олимпиаде. Одна такая эстафета, один марафон – это же десять лет жизни в минус. Удар и по сердцу, и по сосудам, и по всему на свете.

И как там было внутри, в этом клубе?

– Все не так кошмарно, как писали в газетах. «Русский дом» – это лицо Олимпиады-2014, которая пройдет в Сочи. Там презентовалась наша страна, а не бухала богема.

– Все-таки культурно там было, да? А что вас больше всего раздражало в Ванкувере?

– Сочувствие. Когда ты идешь по улице в куртке с надписью «Russia», и к тебе с улыбкой подходят канадцы, хлопают по плечу: «Рашн, 3:7 – ничего, в следующий раз повезет».

В конце Игр я взял интервью у четырехкратного олимпийского чемпиона по плаванию Александра Попова. Спросил, почему мы так проигрываем. Он ответил: «У нас должно быть больше национальной гордости. Сейчас ее нет. Она испарилась. Исчезла. Пропала». Вы это чувствуете?

– Это у нас нет гордости? А давайте возьмем инвалидов. Какой у них дух!

Может, некоторые спортсмены больше думают о деньгах, нежели о патриотизме, о стране. И жалеют себя в трудные минуты. Мы с вами знаем, как это бывает. Но какой же дух у паралимпийцев! Вот они, граждане России! Я снимаю перед ними все свои шляпы, которых у меня нет. Это удивительные люди!

А дух, как говорят священники, живет, где хочет. Даже если у тебя искалеченное тело. И чтобы дух жил в нашем спорте, в российской культуре – для этого нужно много работать. В первую очередь – думать не о деньгах. Не о двадцатикомнатной квартире на Майами, а все-таки о стране.

Настоящая Олимпиада для нас началась после нее – я говорю о Паралимпиаде. Эти ребята-инвалиды всем показали, что такое сила духа. Склоняю перед ними голову.

Новости. Хоккей